Для многих из нас Интернет, социальные сети стали не только местом для досуга или общения, но и также основным источником получения информации. Согласно проведенному опросу UReport самыми популярными источниками информации об изменениях в законодательстве и новых законах, используемыми на сегодняшний день участниками опроса, являются Telegram каналы Министерства юстиции (34%) и Интернет СМИ (22%). При этом социальные сети – наиболее популярный источник среди всех возрастных групп респондентов. Социальные сети стали удобной платформой для диалога с населением, работы с обращениями физических и юридических лиц. Информационная политика государственных органов и организаций сейчас оценивается не по наличию насыщенности информации в официальных веб-сайтах, а по оперативности предоставляемой информации в социальных сетях. Само по себе наличие официальной страницы государственных органов в социальных сетях уже свидетельствует о том, что социальная сеть перестала быть платформой для личных переписок и общения между людьми.
Сегодня социальная сеть – это также площадка для выражения своей гражданской позиции, обсуждения насущных проблем общества и государства. Благодаря позитивных изменениям по обеспечению свободы слова в Узбекистане активизировалась деятельность блогеров. В большинстве случаев деятельность блогеров помогают государству выявить и решить возникающие проблемы, заострить внимание на нарушения законодательства в тех или иных областях. Действительно, подобного рода деятельность блогеров должно приветствоваться государством, так как это также является формой общественного контроля. В целом самостоятельная деятельность блогера – это проявление свободы слова.
При этом, в период продолжающейся пандемии коронавируса, когда мир «вынужден» функционировать в виртуальной среде, в сети Интернет участились случаи распространения фейков касательно коронавируса, уровня заболеваемости и смертности, введения локдауна. Подобного рода информация не только вводит в заблуждение, но и может вызвать панику среди населения. Такого рода манипуляция со стороны отдельных пользователей сети Интернет и блогеров вызывает закономерный вопрос – нужно ли регламентировать деятельность блогеров? Должны ли быть рамки дозволенного для блогеров? Отвечая на этот вопрос следует затронуть три важнейших проблемы, которые могут возникнуть при отсутствии правовых рамок.
Во-первых, если закон не определит, когда, в каких случаях и какую ответственность несет блогер нельзя обеспечить защиту общества от фейковых новостей и манипуляций. В начале следует определиться тем, кем является блогер. Имеет ли блогер правовой статус? В 2014 году в Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» было законодательно введено понятие блогера. Блогер – это физическое лицо, размещающее на своем веб-сайте и (или) странице веб-сайта всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации. Никаких требований или формальностей не требуется для того, чтобы стать блогером. Сегодня каждый человек может создать аккаунт, позиционировать себя блогером и сообщать новости. Закон определяет в каких целях нельзя размещать информацию. Например, нельзя размещать информацию для призыва войны или терроризма. Также Закон обязывает блогера проверять достоверность информации, удалять недостоверную информацию или противоправный контент при обнаружении со стороны государства. При этом указано, что нарушение данных требований влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Но, к сожалению, в действующем законодательстве отсутствует специальная правовая норма, устанавливающая ответственность блогера в этих случаях.
С одной стороны, отсутствие внятного и конкретного ответа на вопрос об ответственности блогера не позволит правоохранительным органам привлечь его к ответственности. С другой стороны, подобный расклад может создать угрозу для произвола со стороны недобросовестных чиновников, которые могут попирать свободу слова. Поэтому конкретизация ответственности выгодна и государству, и блогеру. Эта также соответствует нормам статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 29 Конституции Республики Узбекистан, которые гласят, что свобода слова налагает особые обязанности и особую ответственность. В свою очередь, ответственность не должна носит репрессивный характер, а должна быть справедливой и соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Особо также следует отметить, что ресурсы в сети Интернет, социальные сети не должны изначально считаться объектом контроля. Задача государства в мониторинге этих ресурсов. К этому процессу должна быть вовлечена общественность, что является гарантией беспристрастности. Поэтому законодательство должно содержать порядок участия в мониторинге общественности, негосударственных структур и иных институтов гражданского общества.
Во-вторых, отсутствие правовых рамок формирует чувство безответственности и безнаказанности у некоторых пользователей сети Интернет, вследствие чего возрастает риск нарушения прав и свобод человека. Условия пандемии показали рост различных финансовых махинаций, мошеннических операций со стороны псевдоблогеров. Согласно данным Газета.Ру в период пандемии коронавирусной инфекции количество звонков от мошенников в Российской Федерации увеличилось на 200%. За первое полугодие 2020 года мошенники похитили со счетов банковских клиентов около 4 миллиардов рублей. В Узбекистане также участились случаи совершения мошенничества в блогах социальных сетей. Так, в апреле 2021 года 26-летняя Н. Р. была задержана сотрудниками органов внутренних дел в ходе оперативно-розыскного мероприятия. Женщина разместила объявления о сборе средств, в которых утверждала, что это её дети якобы серьезно больны и на лечение понадобится от 10 до 20 тысяч долларов. Деньги она собирала на банковские пластиковые карты, которые были оформлены на нее. Граждане переводили разные суммы – от 5 тысяч до 1 млн сумов. Также появились случаи создания фейковых веб-сайтов. К примеру, злоумышленники через поддельный веб-сайт Единого общереспубликанского процессингового центра связывались с пользователями банковских карт и обманным путем списывали деньги не карточках.
Виртуальный характер отношений в социальных сетях расширяет диапазон нарушений, зачастую правонарушения в социальных сетях совершаются на территории нескольких государств, что свидетельствует о необходимости принятия мер реагирования на указанные правонарушения. Еще недавно главные пропагандисты Исламского государства эффективно использовали YouTube, социальные сети Facebook, Twitter, Instagram, Friendica для освещения зоны боевых действий и вербовки иностранных граждан. Тысячи аккаунтов, использование Twitter Storm во время боевых операций для создания паники в тылу врага, тысячи видео сторонников движения и десятки миллионов просмотров свидетельствуют о разрушительной силе воздействия информации. Данные медиа-ресурсы в основном осуществляют свою деятельность во Всемирной сети ввиду ее доступности. Отсутствие правовой нормы для подобных ситуаций имеет негативные последствия. Это и подтвердили респонденты проведенного опроса UReport. Почти половина (49%) опрошенных считает, что в Узбекистане есть проблема с фейковыми новостями и следует усилить государственный контроль и наладить проверку над социальными сетями, блокировать закрывать доступ к источникам, которые публикуют фейковые новости, особенно в социальных сетях.
В-третьих, конкретные правила и границы нужны для пресечения случаев негативного использования сети Интернет. Учитывая развитие информационного пространства и размещения большого массива информации во всемирной сети Интернет, растет риск распространения информации, нарушающей общественную безопасность и негативно влияющей на общественное благосостояние и спокойствие.
В странах арабской весны большинство «сторонников» цветных революций использовали социальную сеть в качестве ключевого инструмента для призыва населения в выражении своего недовольства против правящего режима. Они использовали Facebook для организаций протестов, Twitter для распространения информации, а YouTube, чтобы показать это всему миру. Такие понятия как «твиттер-революция» и «революция через социальные сети» прочно вошли в научный оборот именно после событий арабской весны.
К сожалению, подобные незаконные деяния уже начали отмечаться и в нашей стране. Так, в январе текущего года сотрудниками СГБ совместно с сотрудниками правоохранительных органов был задержан мужчина, который создал Телеграм-канал «Уроки арабского языка» и распространял проповеди идеологов террористических и экстремистских организаций.
Недавние трагические события в соседнем Казахстане также не обошлись без фейков. Так, Лига безопасного интернета с начала 2022 года обнаружила в российском сегменте социальный сетей почти 2877 фейков о ситуации в Казахстане. Фейки носили как социально-экономический (о «списании всех кредитов после «революции», в последующем было опровержение Нацбанка Казахстана), так и политический характер (фейки о том, что «силовики массово сдают оружие и переходят на сторону протестующих», которые были опровергнуты МВД Казахстана).
С учетом вышеуказанных проблем, государству вместе с общественностью следует обсудить реализацию следующих мероприятий:
- следует пересмотреть нормы законодательства в целях установления оснований и порядка привлечения к ответственности блогеров, которая должна быть справедливой и соответствовать тяжести совершенного правонарушения;
- необходимо предусмотреть возможность закрытия веб-сайтов или иных ресурсов в сети Интернет по решению суда, так как суд является конечной инстанцией, которая осуществляет правосудие;
- следует установить порядок общественного мониторинга на ресурсами в сети Интернет, предоставив возможность заинтересованных лиц обращаться в правоохранительные органы в случае выявления правонарушений в сети Интернет.
Как мы видим, особенно сегодня, когда жизнь виртуализируется, опасность размещения различных пропагандистских идей в сети Интернет, распространение фейков и негативного контента требует установления правовых рамок для сети Интернет. В свою очередь, при решении данного вопроса следует подходить с осторожностью, чтобы правовые нормы не привели к нарушению свободы слова, что также влияет на имидж и репутацию страны. Правовые рамки должны носить упреждающий характер. Кроме того, законодательство должно стать почвой для формирования своеобразной Интернет-культуры, реализация которой должна осуществляться мерами просветительского характера. Именно благодаря осознанному выбору поведения лица в информационно-коммуникационном пространстве можно обеспечить использования Интернета во благо общества.
Расулев Абдулазиз Каримович,
доктор юридических наук, профессор.
Хужаев Шохжахон Акмалжон угли,
доктор философии по юридическим наукам (PhD)