На этой проблеме в нашей стране специализируются Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр педиатрии, областные реабилитационные центры, логопедические кабинеты при детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах и больницах, санаториях, стационарах. Кроме того, в домах ребенка введены должности логопедов.

Служба системы здравоохранения осуществляет тесную связь и преемственность в работе с учреждениями образования (специальные группы при детских дошкольных организациях, специализированные дошкольные учреждения и школы, логопедические пункты при общеобразовательных школах).

Кроме того, большая научно-­исследовательская и организационная работа проводится кафедрами сурдопедагогики, олигофренопедагогики и логопедии Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами. Также в столице впервые открыт филиал Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, где готовят дефектологов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов и тифлопедагогов. Постоянно разрабатываются и внедряются научно обоснованные методики по диагностике и коррекционно-воспитательному воздействию на лиц с речевой патологией, совершенствуются методики по логопедической работе.

При этом в республике разработан ряд нормативно-правовых документов, утверждены соответствующие прог­раммы, предпринимаемые государством на пути к качественному образованию для всех. Так, статья 20 Закона «Об образовании» гарантирует право каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение инклюзивного образования, а Закон «О гарантиях прав ребенка» предусматривает дополнительные льготы на получение образования детьми с особыми потребностями. Таким образом, отечественная законодательная база является основой для дальнейшего развития инклюзивного образования в нашей стране.

Тем не менее в Концепции развития системы народного образования Респуб­лики Узбекистан до 2030 года наряду с достижениями обозначены недостатки в сфере. В частности, отмечены недоработка программ в отношении инклюзивного образования, отсутствие специализированной подготовки преподавателей в программах национальных высших образовательных учреждений.

В последние годы наблюдается тенденция роста речевой патологии у детей, подростков и взрослых, ее тяжести и комбинированности. Отсутствие своевременной логопедической помощи отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности, формировании личности, не способствует социальной адаптации и интеграции в общество лиц с речевой патологией.

Хочется выделить ряд моментов в организации логопедической помощи населению республики, которые требуют усовершенствования.

 Органы и учреждения народного образования, здравоохранения на местах не используют все возможности по оказанию логопедической помощи сельскому и городскому населению.

 Недостатком в организации логопедической помощи является отсутствие ранней развернутой коррекционно-развивающей и логопедической работы с детьми из группы риска.

 Не на должном уровне организована комплексность в обследовании и оказании логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения, а также деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (частая замена специалистов - врачей и педагогов, отсутствие командной работы и опыта по методике организации инклюзивного образования).

 В республиканском, областном, городских онкологических центрах и отделениях не осуществляются консультирование и коррекционно-восстановительное обучение постинсультных больных в острый период, что приводит к отсутствию координации и своевременной логопедической помощи людей с афазией, ларингоэктомированных больных до и после операции. В неврологических больницах также отсутствие штата логопедов.

Материально-техническая база логопедических кабинетов в основном не отвечает современным требованиям.

Таким образом, в настоящее время в организации логопедической помощи, несмотря на определенные достижения, наметился ряд противоречий, в их числе: между необходимостью и реальным осуществлением комплексной логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста для успешной адаптации в учебе, недостаточностью качественного кадрового обеспечения логопедического процесса, а также между новыми требованиями и сложившимися стереотипами специального образования, не ориентированного на инклюзивное.

Вместе с тем отмечается ограниченное применение современных научных достижений коррекционной педагогики в широкой практике помощи детям раннего возраста с нарушениями здоровья, в частности, в учреждениях системы здравоохранения, так как не осуществляется повышение квалификации логопедов.

В связи с вышеуказанными трудностями важно рассмотреть вопрос о необходимости повышения квалификации логопедов, работающих в системе здравоохранения. Это особая категория специалистов, которых за рубежом называют клиническими логопедами. Их подготовка отличается от подготовки кадров для системы образования.

Таким образом, повышение квалификации логопедов, работающих в системах здравоохранения и образования, связано с овладением и внед­рением в педиатрическую, неврологическую, сурдологическую и другую практику концептуальных современных технологий коррекционно-педагогической помощи, последовательность, направления и содержание которых определялись бы в зависимости от этиологии и степени тяжести нарушения здоровья, а также специфики и глубины отклонений в психическом и речевом развитии ребенка, подростка и взрослого, страдающих первичными и вторичными, сложными нарушениями развития.

Известно, что потенциальные возможности развития детской психики могут быть оптимально реализованы лишь при создании преемственности специальных педагогических условий воспитания, обучения, педагогической абилитации и реабилитации ребенка раннего, дошкольного, школьного и подросткового возраста во всех социальных институтах: в семье, учреждениях здравоохранения и образования с момента выявления нарушений здоровья.

Использование научного потенциала специальной педагогики, существующих методов ранней помощи детям с разными типами отклонений в психоречевом развитии в системе охраны здоровья детского и взрослого населения позволит достичь максимально возможной компенсации или сглаживания негативного влияния органической патологии центральной нервной системы на процесс становления психологических достижений возраста. То есть осуществить профилактику появления или снижение степени тяжести вторичных отклонений в психическом и речевом развитии детей. В совокупности это должно способствовать повышению социальной компетентности ребенка и его интеграции в общество.

Лола Муминова.
Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан,
доктор педагогических наук, профессор.