В НГМК основной объем топлива потребляют карьерные самосвалы, перевозящие большие грузы горной породы. Их среднесуточный расход топлива составляет около 2 тонн. В среднем 1 самосвал потребляет 750 тонн дизельного топлива в год. В свою очередь, снижение расхода топлива приводит к повышению экономической эффективности и уменьшению негативного воздействия выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания на окружающую среду. С этой целью в настоящее время в комбинате ведется интенсивная работа по внедрению для горных работ электромеханических трансмиссий для тележек, работающих в дизель-троллейной системе.

Для внедрения новой системы навоийский комбинат работает в сотрудничестве с ведущими мировыми компаниями Siemens, Komatsu, IKO Group и другими. Совместно с АО «Узэлектроаппарат-Электрощит», которое является крупнейшим в Центральной Азии производителем электроэнергетического оборудования, прорабатывается вопрос по локализации оборудования системы электроснабжения троллейной линии.

Сегодня на руднике Мурунтау имеется 6 самосвалов KOMATSU грузоподъемностью 254 тонны и с возможностью работы на троллейной системе (в настоящее время работают на дизельной системе). К концу 2024 года общее количество этих грузовиков будет увеличено до 10 единиц.

Следует отметить, что в нашей стране особое внимание уделяется активному внедрению во все отрасли «зеленого» транспорта, снижению количества вредных газов, выбрасываемых в воздух при производстве электромобилей и их комплектующих. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах государственной поддержки организации производства электромобилей» от 19 декабря 2022 года ускорило работу в этом направлении.

В частности, первым шагом в этом направлении стал проект «Внедрение электромобилей и гибридных автомобилей на комбинате в 2023-2025 годах» с тем, чтобы внести вклад в охрану окружающей среды и обеспечение чистоты. Цель данного проекта – в период, когда в мире резко выросли цены на горюче-смазочные материалы, обновить за счет современных транспортных средств морально устаревшую технику, используемую в автопарке комбината, оказывающую существенное негативное воздействие на окружающую среду.

Транспортная отрасль занимает особое место в системе комбината. В настоящее время в сфере трудятся более 10 тыс работников, имеется более 4 тыс транспортных средств и механизмов различных моделей. Средний срок службы автомобилей производства Японии, США, Германии и России, используемых сегодня в автопарке  комбината, составляет около 20 лет. Учитывая, что эта техника в буквальном и физическом смысле устарела, а основные запасные части, необходимые для ремонта автомобилей, являются импортной продукцией, это, конечно, приводит к чрезмерным затратам. Поэтому есть необходимость модернизировать данный технический парк. Вышедшие из эксплуатации автомобили планируется реализовать по остаточной стоимости через аукцион.

В целях реализации вышеуказанного проекта поэтапно (2023-2025 гг.) продолжится работа по обновлению транспортного парка автопредприятия электромобилями и гибридными автомобилями. В текущем году планируется обновить автопарк навоийского комбината автомобилями производства Джизакского автозавода.

В этом есть еще один положительный момент. В частности, приобретая новые автомобили, мы не только улучшим свои возможности, но и поддержим отечественных производителей. Также переход на альтернативный вид топлива позволит достичь нашему предприятию экономической эффективности и предотвратить загрязнение атмосферного воздуха. Без преувеличения, это важный стратегический шаг на пути экономического и социального развития.

Рустам ЭРГАШЕВ.

Директор АО «НГМК» по транспорту.