Основные достижения и актуальные задачи в области обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности в рамках Стратегии действий

    Страна в фокусе 14 сентября 2021 837

    В настоящее время в Узбекистане активными темпами идет процесс реформирования во всех ключевых сферах. Следуя поставленного курса, страна положительно преобразовывается, что признает мировое сообщество. Основополагающим документом реформ следует считать принятую в 2017 году Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям в 2017-2021 годах.

    Стоит отметить, что по настоящее время, в рамках Стратегии действий произведены кардинальные изменения, особенно в области обеспечения безопасности, межнациональной и религиозной толерантности.

    Очевидно, что главной опорой обеспечения безопасности, сохранности территориальной целостности и нерушимости конституционного строя являются вооруженные силы. Неудивительно, что значимые институциональные реформы в этой сфере проделаны еще в первые годы Стратегии действий. В 2017 году учрежден Комитет оборонной промышленности Республики Узбекистан, ставший ключевым звеном всей обороноспособности Узбекистана, а также сформирована совершенно новая Академия вооруженных сил. Особенно значимым событием в оборонной сфере стало утверждение в 2018 году оборонной Доктрины Республики Узбекистан, которая полностью соответствует политике страны о неприменении вооруженных сил в отношении какого-либо государства и использования их исключительно в целях защиты. Важной деталью оборонной Доктрины является отказ от производства, хранения и применения ядерного оружия.

    Наряду с оборонной Доктриной был основан фонд по развитию оборонно-промышленного комплекса, Генеральный штаб Министерства обороны был преобразован в Генеральный штаб Вооруженных сил. Таким образом, к концу 2018 года Узбекистан поднялся на 39 строчку в международном рейтинге военной мощи «Military Strength Ranking», согласно которому, за последние пять лет страна сохраняет первенство по обороноспособности среди стран Центральной Азии, а также входит в четверку стран по военной мощи СНГ после России, Украины и Беларуси.

    В последующие годы система продовольственного обеспечения вооруженных сил перешла на метод аутсорсинга, принято Постановление Президента страны «Об утверждении Положения о прохождении военной службы гражданами Республики Узбекистан», термин «Военная присяга» стала обозначаться как «Присяга Родине», возведен горный центр подготовки «Чимган», не имеющий аналогов в Центральной Азии.

    В свою очередь, стоит отдельно упомянуть сотрудничество с зарубежными партнерами в военной сфере. В частности, военнослужащие Узбекистана приняли участие в учениях «Южный удар-2021» и «Дружба-2021», которые состоялись в США и Индии, также в августе текущего года в Термезе состоялись войсковые учения Узбекской и Российской армий.

    В эпоху информационно-коммуникационных технологий другой важной сферой, требующей особого внимания является кибербезопасность. В Узбекистане более 60 процентов населения имеет доступ в Интернет, следовательно, к различного рода информации, среди которых могут быть контенты деструктивного характера. Не редки случаи получения личных данных пользователей, несанкционированных входов, случаи фишинга и другие.

    Безусловно подобные действия должны пресекаться, в связи с чем в 2017 году был сформирован Центр информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка. В задачи Центра легли оказание содействия в разработке и реализации политики информационной безопасности информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций, взаимодействие с операторами и провайдерами сетей телекоммуникаций, правоохранительными органами в рамках проведения анализа, идентификации нарушителей, методов и средств, используемых при осуществлении несанкционированных либо деструктивных действий в информационном пространстве, а также своевременное оповещение национальных пользователей сети Интернет о возникающих угрозах информационной безопасности в национальном сегменте сети Интернет, а также оказание консультационных услуг по защите информации. Однозначно создание подобного центра являлось требованием времени, ведь в современных условиях человек должен быть защищен как в реальном мире, так и информационном.

    Следует отметить, что в годы независимости, особое внимание придавалось созданию благоприятных условий для работы всех существующих в стране религиозных конфессий, обучению в образовательных учреждениях на различных языках, а также учреждению национальных культурных центров, что способствовало мирному сосуществованию более ста наций и 16 религиозных конфессий.

    В настоящее время, государство продолжает прикладывать большие усилия для обеспечения мира и согласия между гражданами различных национальностей и вероисповеданий. В частности, касательно продвижения мира, дружбы и согласия между представителями разных этнических групп в 2017 году был принят Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами», согласно которому учрежден Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связам. На Комитет возложено активное участие в решении задач по последовательной реализации государственной политики в области обеспечения межнационального согласия и толерантности в обществе, широкому разъяснению миролюбивой политики, достигнутых рубежей и успехов во всех сферах жизни страны, укреплению дружбы с мировым сообществом, в том числе с диаспорой соотечественников за рубежом. Также Комитет призван реализовывать меры по стимулированию, координации и поощрению социальных инициатив, направленных на утверждение принципов межнационального согласия, дружбы и сплоченности, развитие культуры межнациональных отношений.

    Основному критерию обеспечения межнационального согласия и толерантности - культурно-гуманитарным взаимоотношениям между представителями разных наций, со стороны государства была оказана всесторонняя поддержка в виде развития национальных культурных центров в Узбекистане. Кроме того, продвигался культурно-гуманитарный обмен с соседними государствами. В этом контексте можно отметить, что в 2018 в городе Ташкенте был открыт парк «Ашхабад», в городе Самарканде были установлены памятники Алишеру Навои и таджикскому писателю Абдурахмону Джами. Наиболее ярким событием стало объявление 2019 года в Узбекистане годом Казахстана, в течение которого в Узбекистане проводились мероприятия, посвященные традициям, быту, культуре, искусству и обычаям казахского народа.

    Из недавних значимых событий текущего года в развитии культурно-гуманитарной сферы следует выделить принятие Закона об установлении 30 июля «Днем дружбы народов». Отныне, данный Закон будет способствовать дальнейшему укреплению мира и согласия между различными национальностями в Узбекистане.

    Наряду с совершенствованием межнациональных взаимоотношений религиозная сфера играет существенную роль в жизни общества. Данное направление также занимает центральное значение в Стратегии действий.

    Известно, что несколькими годами ранее религиозная сфера в Узбекистане считалась менее либеральной. Однако, благодаря новой политике, проводимой в государстве стали создаваться благоприятные условия для религиозной деятельности. В 2018 году принят Указ Президента Узбекистана «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере», включающий программу мер. В данной программе намечено совершенствование нормативно-правовой базы и учебно-воспитательной системы в религиозно-просветительской сфере, проведение мероприятий по укреплению межконфессионального согласия и религиозной толерантности, а также создание условий для паломнического туризма.

    С реформами в религиозной сфере в Узбекистане стало увеличиваться количество религиозных учреждений (мечети, церкви). Согласно статистике, в 2016 году в стране функционировали 2238 религиозных организаций, а в настоящее время 2309.

    Кроме того, что в 2017 году был принят Указ о реабилитации 16 тысяч лиц, попавших под воздействие экстремистских идей, которые были полностью выведены из влияния подобной идеологии в 2018 году.

    В текущем году в новой редакции был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Данный Закон примечателен тем, что он исключает запрет ношения религиозной одежды в общественных местах, тем самым предоставляя право выбора каждому гражданину. Кроме того, в документе упрощен порядок регистрации и прекращения деятельности религиозных организаций. Например, разрешение создания местных религиозных организаций, требовавшее 100 граждан-инициаторов, сократилось вдвое. Также, отменено требование о наличии 100 инициаторов для создания центрального органа управления религиозной организации и религиозных учебных заведений. Значительно сократилось количество документов, предоставляемых в органы регистрации, а срок рассмотрения заявлений снизилось с трех до одного месяца.

    Помимо этого, Закон предписывает меры для неиспользования религии в политических целях, предостерегая население от негативного воздействия различных идей под маской религии. В Законе четко прописан запрет на возможность преподавания религии в индивидуальной форме вне религиозного учебного заведения, так как данная практика может привести к распространению деструктивных идей среди обучающихся. Кроме того, в документе установлен порядок изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания. Для предотвращения различного толкования религиозных взглядов и учений определена конкретная граница между «незаконной религиозной деятельностью» и «законной религиозной деятельностью», а также в правовом аспекте вносится уточнение в понятие «религиозное образование».

    Очевидно, что в настоящее время ряд экстремистских и террористических движений в качестве основного инструмента продвижения своей идеологии используют методы воздействия с помощью веры, особенно религии ислама.

    Именно поэтому, в целях укрепления идеологического иммунитета населения, а также раскрытия истинного значения религии ислама 29 марта текущего года был принят план мероприятий под девизом «Просвещение против невежества». Согласно утвержденному плану в государственных организациях, учебных заведениях, махаллях, местах лишения свободы и отдаленных местностях страны были проведены семинары, тренинги и разъяснительные работы, выпущены различные литературы о разрушительной деятельности экстремистских течений. Безусловно, подобные профилактические меры призваны огородить людей, а особенно молодежь от деструктивных идей экстремистских течений.

    Более того, 1 июля текущего года утверждена «Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 годы». В целях пропаганды идей патриотизма, а также традиционных ценностей и толерантности документом предусматривается повышение осведомленности граждан об основных принципах ислама, развитии системы ранней профилактики и борьбы с распространением экстремистских идеологий в интернете, подготовка кадров в религиозной сфере, сочетающие в себе светские и религиозные знания, разъяснение о последствиях экстремизма и терроризма населению. Стоит отметить, что в настоящее время для просвещения населения, искоренения экстремистских и террористских идей на основе научно подтвержденной идеологии огромный вклад вносится Центром исламской цивилизации Узбекистана. Необходимо отметить, что постановлением Президента Республики Узбекистан данный Центр трансформируется в научно-просветительский Центр для более эффективных научных исследований.

    Положительной оценкой принятых мер в религиозной сфере, стало исключение Узбекистана как страны, нарушающей религиозные права граждан из ежегодного доклада Госдепартамента США о религиозных свободах в мире. В докладе страны подразделяются на категории «вызывающие особую обеспокоенность» и «под особым наблюдением». Узбекистан находился в списке «стран вызывающих особую обеспокоенность» до 2018 года. Последующие годы благодаря положительным изменениям в сфере религии позиция страны в отчете улучшилась и вошла в категорию «под особым наблюдением», а в нынешнем году исключена и из данной категории.

    Обращая внимание на историю Узбекистана за последние десятилетия, не сложно убедиться в том, что страна, следуя курса прогресса и процветания сделала большой рывок. Тем не менее, следует помнить, что в преддверии и первые годы независимости перед республикой стояло множество вызовов, угрожающих экологической безопасности, конституционному строю и территориальной целостности, а также межнациональному и религиозному благополучию.

    В силу правильно построенной политике, в частности наблюдаемым в последние годы преобразованиям Узбекистану удалось выстроить прочную базу для обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности. Между тем, несмотря на достигнутые результаты, дальнейшее укрепление сплоченности и согласия между народами, продвижение идеологии мира, недопущение проникновения чуждых идей в умы населения, модернизация и оснащение армии передовыми технологиями и оборудованием, а именно отечественного производства, обеспечение информационной безопасности остаются актуальными задачами на ближайшее время. В связи с этим целесообразно продолжить работы в этот направлении, учитывая условия и тенденции, происходящие как на региональном, так и на мировом уровне.

    Бунёд Тиллаходжаев,

    главный специалист Центра Стратегия развития.