Местные и зарубежные эксперты в формате открытой дискуссии обсудили современные тенденции демократизации общества, вовлечения граждан и институтов гражданского общества в процессы реформирования, лучшие практики по продвижению прав человека, развитию гражданского общества с учетом современных вызовов.
Как отмечалось, человек, его права и законные интересы - в центре всех преобразований в Узбекистане. Ранее действовавший принцип «государство - общество - человек» заменяется на новый: «человек - общество - государство». Ключевым критерием экономических преобразований также стали интересы человека как важное условие построения действительно народного государства. Предусмотрено конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, отражающее принцип «Общество - инициатор реформ».
Впервые за три десятилетия официально признана статистика бедности и используется комплексный подход в ее сокращении. Это показывает, что государство руководствуется принципом не закрываться от проблем, а признавать недостатки, работать с проблемами, находить их конструктивные решения. Так, в разрезе махаллей и домохозяйств внедряет адресный подход - формируются условно называемые «железная тетрадь», «женская тетрадь», «молодежная тетрадь».
Кроме того, в прошлом году впервые на глобальной правозащитной площадке выступил Президент Узбекистана. С момента создания Совета по правам человека ООН в 2006 году главы лишь 20 государств напрямую обращались к делегатам ежегодных сессий главного правозащитного органа мира. Узбекистан стал первым среди стран постсоветского пространства. Личное участие главы государства демонстрирует высокую степень ответственности, с которой Узбекистан относится к своему членству в Совете по правам человека ООН в 2021-2023 годах.
С высокой трибуны неоднократно звучит важный посыл: достоинство человека неприкосновенно, уважать и защищать его - приоритет государственной политики Узбекистана. К примеру, руководство страны подчеркивает, что пытки являются преступлением без срока давности и впредь будут жестко пресекаться, как и любые другие проявления бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Серьезность намерений подтверждает готовность ратифицировать Факультативный протокол Конвенции ООН против пыток, а также пригласить в Узбекистан для совместной работы Специального докладчика ООН по пыткам.
В становлении нового Узбекистана центральная роль отводится обеспечению прав человека. Есть твердая политическая воля неуклонно продолжать демократические преобразования в полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в открытом диалоге и тесном сотрудничестве с международным сообществом.
О позитивных трансформациях в этом направлении свидетельствует и улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах. К примеру, благодаря вниманию, которое уделяется достижению гендерного баланса, оказанию всесторонней поддержке женщинам, готовым реализовать себя на политической или общественной работе, Узбекистан занял 45-е место в мировом рейтинге «Женщины в политике» по данным Межпарламентского союза. В отчете раскрыты данные о представленности женщин в парламенте и правительстве разных стран. Наша страна по этому показателю опережает не только Центральноазиатские республики, но Германию, США, Канаду, Австралию.
В рейтинге верховенства права 2021 года, опубликованном World Justice Project 14 октября, Узбекистан поднялся на 14 позиций. В текущем году оценки для республики выросли на 4,1 процента. Узбекистан стал одной из трех стран, показавших наилучшие результаты в этом направлении, и занял 85-е место в общем рейтинге.
Эксперты признают, что с трансформацией политического имиджа изменилась и риторика в гражданском обществе, среди людей. В числе факторов этого то, что с 2016 года важными условиями функционирования госаппарата Шавкат Мирзиёев определил именно эффективный диалог с народом, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом. Сегодня они нашли продолжение и развитие в качестве инициативы по четкому закреплению обязательности проведения консультаций с общественностью при принятии решений по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, представляющим особый интерес для населения.
Узбекистан, как страна проходящая этап коренного реформирования всех сфер государства и общества, привержен идее расширения участия граждан в процессах принятия решений, демократизации политических институтов и развития гражданского общества. За последние годы в этом направлении проделана огромная работа. Целенаправленно совершенствуются механизмы поддержки и стимулирования институтов гражданского общества, усиливаются гарантии, улучшается местная инфраструктура. Запущена существенная либерализация законодательства в сфере деятельности ННО.
К примеру, отменены бюрократические барьеры, ограничивающие деятельность общественных организаций. Устранены препятствия для получения и использования негосударственными организациями иностранных грантов. Отменен порядок согласования ННО мероприятий с регистрирующим органом. Снижены ставки госпошлины за госрегистрацию ННО в пять раз, налоговое бремя снижено в два раза. Объем государственных субсидий и грантов, выделяемых институтам гражданского общества, за последние четыре года увеличился в четыре раза.
При этом, по мнению экспертов, важно учитывать, что мобилизация потенциала общества представляет собой сложный процесс, который требует не только создания многоуровневых систем мобилизации, но и механизмов их взаимосвязанности, сопровождаемые мерами проактивного и реактивного характера в рамках четко определенной долгосрочной политики.
За прошедшие пять лет в Узбекистане было сделано немало в плане активизации участия граждан в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны, но важным в стратегической перспективе остается фактор сохранения динамики, для чего необходимо будет провести всесторонний анализ не только достижений, но и выявленных проблем и формирующихся вызовов.
По итогам сессии выработаны предложения и рекомендации по наращиванию сотрудничества государственного и негосударственных секторов, гражданского участия для эффективного и своевременного ответа на вызовы современности, внедрению наилучших практик по продвижению прав человека.
Мероприятие организовано Общенациональным движением «Юксалиш» совместно с Университетом международной экономики и дипломатии при содействии представительства Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии.