Свою роль в данном направлении играет и Агентство государственных услуг. Лейтмотивом в его деятельности в предыдущие годы являлись положения, заданные Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
Любая государственная услуга - это совокупность административных процедур, которые осуществляются госорганом. А их оказание - одна из ключевых составляющих процесса взаимодействия государства и населения.
Для максимального упрощения процедуры получения госуслуг, предотвращения бумажной волокиты, очередей, а также проявлений коррупции соответствующим Указом главы государства определено создание при Министерстве юстиции Агентства государственных услуг (АГУ) и его 208 центров на местах (ЦГУ).
По республике действуют около 160 инновационных ЦГУ, где каждый может воспользоваться более чем 160 видами госуслуг. За минувшие годы работы принято около 40 миллионов заявлений на получение государственных услуг. Кроме того, внедрено свыше 100 административных регламентов. В результате количество требуемых документов уменьшено со 188 до 89. Сокращены также сроки предоставления услуг с 539 дней до 288.
До недавних пор жителям отдаленных уголков республики для получения справок и оформления документов приходилось ездить в районные центры, преодолевая сотни километров, простаивать в длинных очередях. Сейчас же в населенных пунктах, удаленных от райцентров на 100-300 километров, функционируют филиалы территориальных ЦГУ. Наряду с этим введено понятие «мобильные государственные услуги». В рамках данной услуги специалисты сами добираются до труднодоступных населенных пунктов, организуя на местах выездные приемы.
Несмотря на внедрение механизма «одного окна», мы некоторое время не могли похвастать национальной системой предоставления госуслуг. Соответствующие услуги были доступны лишь субъектам предпринимательства. Гражданам же необходимо было проходить рутинную процедуру оформления документов в госорганах. Подобного рода проблемы указывали на наличие существенных недостатков системы и требовали ее совершенствования.
Кроме того, отсутствие баз данных, информационных систем и ресурсов в ряде государственных органов, их недостаточная межведомственная интеграция не позволяли физическим и юридическим лицам своевременно и в удобной для них форме пользоваться всем спектром госуслуг. А из-за усложненной процедуры предоставления многих услуг возникало множество неудобств.
Переход на цифровой формат работы государственных ведомств и служб повлиял на жизнь людей, меняя способы взаимодействия с государственными сервисами. Для еще большего удобства предоставлена возможность получения сертификата электронной цифровой подписи в реальном режиме времени. Благодаря этому сегодня можно воспользоваться госуслугами не выходя из дома.
При рождении ребенка автоматически возникает необходимость оформления соответствующих документов. С целью экономии времени граждан внедрен порядок комплексного (композитного) предоставления услуг органами загса. Таким образом, можно одновременно оформить свидетельство о рождении, зарегистрировать ребенка по месту жительства, прикрепить его к поликлинике, получить единовременное пособие, занять очередь в детский сад. Благодаря этому отпала надобность в сборе и представлении населением более 15 видов документов.
Наряду с регистрацией субъектов предпринимательства предоставлена возможность открыть расчетный счет в режиме онлайн в 30 коммерческих банках. Для устранения проблем с оплатой государственных услуг в ЦГУ внедрен механизм приема платежей через электронные системы pay.davxizmat.uz, PayMe, Click.
При приеме платежей внедрена система SMS-оповещения, которая создает не только дополнительные удобства для граждан, но и укрепляет их доверие к системе предоставления госуслуг. Сейчас информация об оплате любой государственной услуги моментально поступает на телефон пользователя в виде SMS.
За четыре года внедрено много новшеств, освоены передовые технологии в сфере оказания государственных услуг, но еще многое предстоит сделать. Работа продолжается в рамках Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
Так, в целях расширения охвата и повышения оперативности оказания госуслуг, обеспечения учета интересов всех слоев населения при их предоставлении в 2022 году документом определено внедрить практику предложения выдачи и замены гражданам документов, а также взаимосвязанных государственных услуг, не дожидаясь обращения граждан; отменить практику истребования у населения документов, подтверждающих определенные факты (свидетельство о рождении и водительское удостоверение, аттестат и диплом), за счет имплементации проекта «Цифровой паспорт граждан»; упростить систему оказания госуслуг пожилым людям и лицам с инвалидностью, создать для них дополнительные удобства путем внедрения в данную систему современных технологий.
В качестве отдельной цели значится развитие системы «Электронное правительство» с максимальным доведением доли электронных государственных услуг и устранением бюрократии. Указом предусмотрено расширение их оказания посредством мобильных приложений, внедрение системы Mobile ID (идентификации лица), сокращение бюрократических процессов путем налаживания обмена данными между госорганами и частными коммерческими организациями через межведомственную интеграционную платформу «Электронное правительство».
Планируется осуществить цифровизацию госуслуг и перевести 20 процентов из них частному сектору. Поставлен и ряд задач: налаживание практики выдачи и обмена населением срочных, удостоверяющих определенный факт документов, предложение им композитных государственных услуг, усовершенствование системы выдачи разрешений и уведомлений, обеспечивающей защиту персональных данных.
Таким образом, программа Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы способствует качественной трансформации сферы, делая процесс оказания государственных услуг еще более прозрачным и доступным для самых разных категорий граждан республики.
Нуъмон Мухаммадиев.
Первый заместитель директора Агентства государственных услуг.
Фото пресс-службы АГУ.