- Как вы сами обрели интерес к чтению, литературе?
- Родился в селе Катта Тагоб Ферганской области. Какое-то время меня воспитывали дедушка с бабушкой. А когда в 1950-х вернулся к родителям, оказалось, что по соседству живут две эвакуированные сюда во время Второй мировой войны семьи. С одной из них мы подружились. Носил им молоко, за что они были очень благодарны.
Новые друзья как-то показали совсем еще маленькому мне удивительную вещь - книгу. Мы листали ее, и на страницах появлялись картинки: животные, деревья, люди... Это был обычный учебник для начальной школы. А для меня - настоящее чудо. Очень захотелось показать томик сестренкам, чтобы они тоже увидели и поняли, что это такое!
Так я узнал о литературе, которая стала смыслом жизни.
Когда поступил в Кокандское педагогическое училище (ныне колледж), первой прочитанной мною книгой стал сборник стихов Мукими с предисловием Гафура Гуляма. Изучал его несколько месяцев, выучил наизусть. Под влиянием Мукими пробовал сам писать стихи. С головой погрузился в мир поэзии.
- В контексте происходящих в современном обществе перемен особенно важен поворот политики государства к вопросам духовных ценностей. Какова роль хорошей литературы в формировании гармоничной личности?
- Что такое любовь и верность, дружба и предательство? Как стать счастливым? В чем смысл жизни? Ответы на эти и другие вопросы многим поколениям читателей до эпохи интернета давали книги. Каждый примерял на себя образ главного героя или героини, искал что-то похожее на свою жизнь в художественных произведениях.
Несмотря на то что жизнь меняется, человеческая душа, возможность сопереживать и важнейшие ценности - все это осталось прежним. И так же, как и 50-100 лет назад, классическая литература неизменно поднимает вопросы добра и зла, поиска своего пути и предназначения, воспитывает стремление жить по совести, помогает становлению личности.
И это неслучайно, ведь в книгах - мудрость тысячелетий. Без них жизнь бедна, посредственна и духовно ограниченна. Приобщаясь к произведениям признанных авторов, ребенок познает окружающий мир, историю, культуру и традиции своей страны, самого себя. Благодаря чтению он учится отличать добро от зла.
Литература открывает красоту мира, формирует такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность. А еще развивает воображение, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, учит правильно говорить, мыслить.
Еще в XVIII веке французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Чтение - наиболее доступное средство самообразования, а книга - одно из наиболее распространенных орудий умственного труда. А уж в XXΙ веке, имея такие технические возможности, стыдно не читать!
Каждый день все больше утверждает значение сознательного, творческого участия граждан в жизни государства. Именно это имел в виду Президент Шавкат Мирзиёев, подчеркивая: «Сегодня нет ни одной сферы, в которой молодежь не достигала бы успехов. Если откроем дорогу молодежи, будем поддерживать ее, то достигнем еще больших результатов. Сила, которой я больше всего доверяю, самое великое богатство нашей страны - это молодежь». Вместе с тем подобные возможности - большая ответственность, которая требует огромной отдачи, высокого уровня культуры и знаний, творческой самостоятельности в деле самообразования и формирования своего мировоззрения.
- Современные родители все чаще жалуются, что их дети отказываются читать. При этом как сами вместо книги предлагают ребенку гаджеты, где его ждут игры и интернет…
- Конечно, информационная картина мира изменилась, и с этим не поспоришь. Всемирная сеть исправно «обеспечивает» подрастающее поколение свежими порциями фактов, цифр, мнений, сюжетов. Сегодня здесь можно найти практически любое, даже самое редкое издание. Но ничто не может заменить магию книг, шелеста переворачиваемых страниц, непередаваемого ощущения встречи с волшебным миром, удивительными героями и событиями.
Вместе с тем уверен, принципиально неверно считать технологии - интернет и смартфоны - врагами традиционных произведений культуры. Наоборот, теперь у нас есть доступ к любому произведению на любом языке! Наша задача - воспитать поколение, которое предпочтет новый томик компьютерной игре, запись театральной постановки - сериалу.
Главные проблемы детского чтения, на мой взгляд, заключаются в отсутствии примера и мотивации. Чтение - образ жизни. И если родители уделяют этому занятию время, то и ребенок последует их примеру. Книга должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, в том числе еще до школы - в семье, когда старшие знакомят чадо с детской литературой.
Причем воспитывать интерес, жизненную потребность в книге нужно с самого раннего возраста. Вначале мы читаем ребенку вслух. На это не требуется много времени. В день 40-50 минут могут выкроить даже самые занятые и уставшие. Причем нужно не просто приучать к этому занятию, а обязательно вместе с ним обсуждать, анализировать полученную информацию.
Жизненно важно сегодня возродить традицию семейного чтения. Недавно мне довелось участвовать в мероприятии областного отделения Союза писателей Узбекистана в Ферганской области. Приятно было видеть, как литература объединяет поколения. Хороший пример, когда у каждого члена семьи есть любимые книги, а в доме - пусть небольшая, но библиотека. Должна быть она и в каждой махалле. А в школе классным руководителям хотя бы раз в неделю следует обсуждать с ребятами прочитанную внеклассную литературу.
Большая ответственность по воспитанию культуры чтения лежит и на сотрудниках информационно-ресурсных центров. Там ребенок привыкает к самостоятельной работе с книгой в школе, высшем учебном заведении.
- По-вашему, что такое культура чтения?
- Это не только изучение научной, художественной, профессионально ориентированной литературы, но и освоение знаний и культуры прошлого и настоящего. Поэтому перед родителями, педагогами, сотрудниками ИРЦ встает вопрос об оказании помощи юным читателям в работе над произведениями и даже порой воспитанием молодежи. Такая деятельность включает в себя умение находить нужную, а также важную и ценную информацию, разбираться в ней, творчески использовать для своего развития.
Нельзя не сказать еще об одном. Несколько лет подряд довелось принимать участие в обсуждении годовых итогов работы регионального отдела детской литературы Союза писателей Узбекистана. Анализируя ее, обозреватели - известные ученые-педагоги - отмечали, что мало пишется и издается интересных книг, ориентированных на малышей. Ощущается нехватка прозы для ребят.
Так чем же пополняются прилавки книжных магазинов?
По большей части - переводами иностранной литературы (опять же среди нее очень мало прозы).
Причины разные. Прежде всего создавать такие работы очень трудно. Отечественный писатель и драматург Саид Ахмад сказал: «Человек, который пишет книги для детей, должен до конца оставаться ребенком! Иначе его произведения никто читать не будет». Также есть сложности с изданием, недостаточным освещением новинок литературы в средствах массовой информации и не только, в чем нельзя винить кого-то одного.
Поэтому ряд документов руководства нашей страны, направленный на совершенствование деятельности сферы, можно назвать жизненно важным. Среди них распоряжение Президента «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения» от 12 января 2017-го, постановление главы государства «О Программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения» от 13 сентября 2017-го и постановление Кабинета Министров «Об утверждении Национальной программы развития и поддержки культуры чтения на 2020-2025 годы» от 14 декабря 2020-го. Их цель - не только создание условий для издания литературы, воспитания культуры чтения. Главное - поднять в обществе значимость книги, ее престиж!
Сегодня задача приобщения подрастающего поколения к литературе вышла за пределы образовательного и культурно-нравственного развития личности и стала общегосударственной. Ведь без формирования у молодежи культуры чтения невозможны научный, интеллектуальный и экономический прогресс государства, сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей, воспитание новых поколений духовно здоровыми, всесторонне и гармонично развитыми людьми.
- Исследователи всего мира отмечают кризис чтения как общемировую тенденцию. Как отражается этот важнейший социальный фактор на духовно-нравственной составляющей общества?
- Они взаимосвязаны. От высокой духовности каждого человека зависит культура общества в целом. Данное направление всегда привлекало ярчайшие умы человечества. Алишер Навои и Захириддин Мухаммад Бабур, Бернард Шоу и Чарльз Диккенс, Петрарка и Шекспир… Своим творчеством они внесли огромный вклад в развитие мировой культуры, формируя у читателей любовь к чтению, высокую духовность.
Узбекистан богат традициями, наследием великих предков, чьи труды направлены на совершенствование личности человека, поиск идеального общества. «Милее книги в мире друга нет», - писал Алишер Навои, напутствуя читателей. В своих мечтах, связанных с будущим поколением и нашедших отражение в поэме «Стена Искандера», великий поэт и мыслитель хотел видеть соотечественника завтрашнего дня сильным, образованным, целеустремленным, способным изменить окружающий мир.
В последние годы вопрос духовного возрождения и обновления общества стал приоритетом государственной политики Узбекистана. Результаты огромны, проделана большая работа. Уверен, чтение постепенно вернется в нашу жизнь, и мы сможем с гордостью называть себя не только высокодуховной, но и самой читающей страной.
Великие писатели, историки, мыслители, философы - Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино, Мирзо Улугбек, Ахмад аль-Фергани и другие - оставили свои выдающиеся труды народу. Их читает весь мир. И наша задача - сберечь это бесценное наследие, передать следующим поколениям.
Возрождение массового чтения как одного из национальных приоритетов будет способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стоящих перед государством стратегических целей - построения Нового Узбекистана в эпоху третьего Ренессанса, когда чтение - безусловная фундаментальная ценность.
Беседовала
Сабина Алимова.
«Правда Востока».