От высокой духовности каждого - к культуре общества в целом

    Вопросы повышения уровня духовности, интеллектуального потенциала подрастающего поколения, воспитания культуры чтения сегодня рассматриваются как стратегический фактор социальной динамики развития общества, от которого зависит будущее нации, государства, его место в мире. О формировании духовно-нравственного, культурного, эстетического, научного потенциала личности, приобщении молодежи к книге - наш разговор с писателем и поэтом Абдурауфом ЮЛДОШЕВЫМ:

    - Как вы сами обрели интерес к чтению, литературе?

    - Родился в селе Катта Тагоб Ферганской области. Какое-то время меня воспитывали дедушка с бабушкой. А когда в 1950-х вернулся к родителям, оказалось, что по соседству живут две эвакуированные сюда во время Второй мировой войны семьи. С одной из них мы подружились. Носил им молоко, за что они были очень благодарны.

    Новые друзья как-то показали совсем еще маленькому мне удивительную вещь - книгу. Мы листали ее, и на страницах появлялись картинки: животные, деревья, люди... Это был обычный учебник для начальной школы. А для меня - настоящее чудо. Очень захотелось показать томик сестренкам, чтобы они тоже увидели и поняли, что это такое!

    Так я узнал о литературе, которая стала смыслом жизни.

    Когда поступил в Кокандское педагогическое училище (ныне колледж), первой прочитанной мною книгой стал сборник стихов Мукими с предисловием Гафура Гуляма. Изучал его несколько месяцев, выучил наизусть. Под влиянием Мукими пробовал сам писать стихи. С головой погрузился в мир поэзии.

    - В контексте происходящих в современном обществе перемен особенно важен поворот политики государства к вопросам духовных ценностей. Какова роль хорошей литературы в формировании гармоничной личности?

    - Что такое любовь и верность, дружба и предательство? Как стать счастливым? В чем смысл жизни? Ответы на эти и другие вопросы многим поколениям читателей до эпохи интернета давали книги. Каждый примерял на себя образ главного героя или героини, искал что-то похожее на свою жизнь в художественных произведениях.

    Несмотря на то что жизнь меняется, человеческая душа, возможность сопереживать и важнейшие ценности - все это осталось прежним. И так же, как и 50-100 лет назад, классическая литература неизменно поднимает вопросы добра и зла, поиска своего пути и предназначения, воспитывает стремление жить по совести, помогает становлению личности.

    И это неслучайно, ведь в книгах - мудрость тысячелетий. Без них жизнь бедна, посредственна и духовно ограниченна. Приобщаясь к произведениям признанных авторов, ребенок познает окружающий мир, историю, культуру и традиции своей страны, самого себя. Благодаря чтению он учится отличать добро от зла.

    Литература открывает красоту мира, формирует такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность. А еще развивает воображение, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, учит правильно говорить, мыслить.

    Еще в XVIII веке французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Чтение - наиболее доступное средство самообразования, а книга - одно из наиболее распространенных орудий умственного труда. А уж в XXΙ веке, имея такие технические возможности, стыдно не читать!

    Каждый день все больше утверждает значение сознательного, творческого участия граждан в жизни государства. Именно это имел в виду Президент Шавкат Мирзиёев, подчеркивая: «Сегодня нет ни одной сферы, в которой молодежь не достигала бы успехов. Если откроем дорогу молодежи, будем поддерживать ее, то достигнем еще больших результатов. Сила, которой я больше всего доверяю, самое великое богатство нашей страны - это молодежь». Вместе с тем подобные возможности - большая ответственность, которая требует огромной отдачи, высокого уровня культуры и знаний, творческой самостоятельности в деле самообразования и формирования своего мировоззрения.

    - Современные родители все чаще жалуются, что их дети отказываются читать. При этом как сами вместо книги предлагают ребенку гаджеты, где его ждут игры и интернет…

    - Конечно, информационная картина мира изменилась, и с этим не поспоришь. Всемирная сеть исправно «обеспечивает» подрастающее поколение свежими порциями фактов, цифр, мнений, сюжетов. Сегодня здесь можно найти практичес­­ки любое, даже самое редкое издание. Но ничто не может заменить магию книг, шелеста переворачиваемых страниц, непередаваемого ощущения встречи с волшебным миром, удивительными героями и событиями.

    Вместе с тем уверен, принципиально неверно считать технологии - интернет и смартфоны - врагами традиционных произведений культуры. Наоборот, теперь у нас есть доступ к любому произведению на любом языке! Наша задача - воспитать поколение, которое предпочтет новый томик компьютерной игре, запись театральной постановки - сериалу.

    Главные проблемы детского чтения, на мой взгляд, заключаются в отсутствии примера и мотивации. Чтение - образ жизни. И если родители уделяют этому занятию время, то и ребенок последует их примеру. Книга должна сопровож­дать человека на всех этапах его жизненного пути, в том числе еще до школы - в семье, когда старшие знакомят чадо с детской литературой.

    Причем воспитывать интерес, жизненную потребность в книге нужно с самого раннего возраста. Вначале мы читаем ребенку вслух. На это не требуется много времени. В день 40-50 минут могут выкроить даже самые занятые и уставшие. Причем нужно не просто приучать к этому занятию, а обязательно вместе с ним обсуждать, анализировать полученную информацию.

    Жизненно важно сегодня возродить традицию семейного чтения. Недавно мне довелось участвовать в мероприятии областного отделения Союза писателей Узбекистана в Ферганской области. Приятно было видеть, как литература объединяет поколения. Хороший пример, когда у каждого члена семьи есть любимые книги, а в доме - пусть небольшая, но библиотека. Должна быть она и в каждой махалле. А в школе классным руководителям хотя бы раз в неделю следует обсуждать с ребятами прочитанную внеклассную литературу.

    Большая ответственность по воспитанию культуры чтения лежит и на сотрудниках информационно-ресурсных центров. Там ребенок привыкает к самостоятельной работе с книгой в школе, высшем учебном заведении.

    - По-вашему, что такое культура чтения?

    - Это не только изучение научной, художественной, профессионально ориентированной литературы, но и освоение знаний и культуры прошлого и настоящего. Поэтому перед родителями, педагогами, сотрудниками ИРЦ встает вопрос об оказании помощи юным читателям в работе над произведениями и даже порой воспитанием молодежи. Такая деятельность включает в себя умение находить нужную, а также важную и ценную информацию, разбираться в ней, творчес­­ки использовать для своего развития.

    Нельзя не сказать еще об одном. Несколько лет подряд довелось принимать участие в обсуждении годовых итогов работы регионального отдела детской литературы Союза писателей Узбекистана. Анализируя ее, обозреватели - известные ученые-педагоги - отмечали, что мало пишется и издается интересных книг, ориентированных на малышей. Ощущается нехватка прозы для ребят.

    Так чем же пополняются прилавки книжных магазинов?

    По большей части - переводами иностранной литературы (опять же среди нее очень мало прозы).

    Причины разные. Прежде всего создавать такие работы очень трудно. Отечественный писатель и драматург Саид Ахмад сказал: «Человек, который пишет книги для детей, должен до конца оставаться ребенком! Иначе его произведения никто читать не будет». Также есть сложности с изданием, недостаточным освещением новинок литературы в средствах массовой информации и не только, в чем нельзя винить кого-то одного.

    Поэтому ряд документов руководства нашей страны, направленный на совершенствование деятельности сферы, можно назвать жизненно важным. Среди них распоряжение Президента «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения» от 12 января 2017-го, постановление главы государства «О Программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения» от 13 сентября 2017-го и постановление Кабинета Министров «Об утверждении Национальной программы развития и поддержки культуры чтения на 2020-2025 годы» от 14 декабря 2020-го. Их цель - не только создание условий для издания литературы, воспитания культуры чтения. Главное - поднять в обществе значимость книги, ее престиж!

    Сегодня задача приобщения подрастающего поколения к литературе вышла за пределы образовательного и культурно-нравственного развития личности и стала общегосударственной. Ведь без формирования у молодежи культуры чтения невозможны научный, интеллектуальный и экономический прогресс государства, сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей, воспитание новых поколений духовно здоровыми, всесторонне и гармонично развитыми людьми.

    - Исследователи всего мира отмечают кризис чтения как общемировую тенденцию. Как отражается этот важнейший социальный фактор на духовно-нравственной составляющей общества?

    - Они взаимосвязаны. От высокой духовности каждого человека зависит культура общества в целом. Данное направление всегда привлекало ярчайшие умы человечества. Алишер Навои и Захириддин Мухаммад Бабур, Бернард Шоу и Чарльз Диккенс, Петрарка и Шекспир… Своим творчеством они внесли огромный вклад в развитие мировой культуры, формируя у читателей любовь к чтению, высокую духовность.

    Узбекистан богат традициями, наследием великих предков, чьи труды направлены на совершенствование личности человека, поиск идеального общества. «Милее книги в мире друга нет», - писал Алишер Навои, напутствуя читателей. В своих мечтах, связанных с будущим поколением и нашедших отражение в поэме «Стена Искандера», великий поэт и мыслитель хотел видеть соотечественника завтрашнего дня сильным, образованным, целеустремленным, способным изменить окружающий мир.

    В последние годы вопрос духовного возрождения и обновления общества стал приоритетом государственной политики Узбекистана. Результаты огромны, проделана большая работа. Уверен, чтение постепенно вернется в нашу жизнь, и мы сможем с гордостью называть себя не только высокодуховной, но и самой читающей страной.

    Великие писатели, историки, мыслители, философы - Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино, Мирзо Улугбек, Ахмад аль-Фергани и другие - оставили свои выдающиеся труды народу. Их читает весь мир. И наша задача - сберечь это бесценное наследие, передать следующим поколениям.

    Возрождение массового чтения как одного из национальных приоритетов будет способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стоящих перед государством стратегических целей - построения Нового Узбекистана в эпоху третьего Ренессанса, когда чтение - безусловная фундаментальная ценность.

    Беседовала
    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates