О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан и внедрению современных цифровых технологий

    Указ Президента Республики Узбекистан

    В целях поднятия на новый уровень эффективности конституционного контроля в стране, поэтапной цифровизации деятельности Конституционного суда, усиления гарантий доступа к конституционному правосудию и дальнейшего повышения роли Конституционного суда в обеспечении верховенства закона, а также в соответствии с целями и задачами Стратегии «Узбекистан – 2030» постановляю:

    I. Цели

    1. Определить приоритетными целями совершенствования деятельности Конституционного суда:

    (а) расширение доступа граждан и юридических лиц к конституционному правосудию, возможностей восстановления их нарушенных конституционных прав и свобод;

    (б) упрощение процедур рассмотрения обращений (жалоб) граждан и юридических лиц, устранение излишних бюрократических барьеров и волокиты;

    (в) установление действенного конституционного контроля за деятельностью органов исполнительной власти путем расширения полномочий Конституционного суда;

    (г) повышение прозрачности в деятельности Конституционного суда посредством полной цифровизации процессов конституционного судопроизводства.

    II. Повышение эффективности деятельности Конституционного суда

    2. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса и Конституционного суда по повышению эффективности и результативности внедрения в практику предложений и рекомендаций, излагаемых в Информации Конституционного суда о состоянии конституционной законности в стране (далее – Информация), предусматривающие:

    (а) утверждение совместным постановлением кенгашей палат Олий Мажлиса плана мероприятий по результатам рассмотрения изложенных в Информации предложений и рекомендаций, а также установление контроля за его реализацией;

    (б) внесение в палаты Олий Мажлиса и Конституционный суд в установленные сроки информации об исполнении ответственными государственными органами поручений, предусмотренных в плане мероприятий, утвержденном кенгашами палат Олий Мажлиса.

    3. Согласиться с предложением Конституционного суда по дальнейшему совершенствованию порядка рассмотрения обращений, предусматривающим внедрение практики:

    (а) направления обращения, внесенного гражданином или юридическим лицом, не являющимся субъектом права непосредственного обращения в Конституционный суд, по вопросу, подведомственному Конституционному суду, субъекту, обладающему правом на обращение в Конституционный суд;

    (б) в случаях невнесения в Конституционный суд субъектом, обладающим правом на обращение в Конституционный суд, вопроса, изложенного в обращении гражданина или юридического лица, уведомления заявителя и представления в Конституционный суд информации с обоснованием отсутствия оснований для внесения в Конституционный суд вопроса, изложенного в обращении.

    4. Конституционному суду (Абдусаломов М.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2026 года в целях расширения возможностей обращения граждан и юридических лиц в Конституционный суд внести проект конституционного закона, регулирующего порядок конституционного судопроизводства, включающий такие процессуальные вопросы как прием и рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц, принятие заключений и постановлений.

    5. Одобрить предложения Конституционного суда о совершенствовании законодательства по повышению эффективности института конституционной жалобы и обеспечению судебной защиты, предусматривающие определение:

    (а) признания Конституционным судом закона, примененного судом по конкретному делу, не соответствующим Конституции, в качестве основания для пересмотра судебного акта в установленном порядке;

    (б) обращения Верховного суда в Конституционный суд, инициированного судами, о соответствии Конституции нормативно-правового акта, подлежащего применению в конкретном деле, в качестве основания для приостановления производства по соответствующему делу в суде.

    III. Внедрение цифровых технологий в деятельность Конституционного суда

    6. Утвердить Программу цифровизации деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан в 2026–2027 годах согласно приложению № 1, предусматривающую:

    (а) уведомление в электронной форме участников суда о времени и месте проведения заседания Конституционного суда посредством электронной услуги «Судебное уведомление» и мобильного приложения Единого портала интерактивных государственных услуг за счет Государственного бюджета;

    (б) обеспечение проведения судебных заседаний в режиме видеоконференцсвязи, в том числе с использованием мобильного приложения;

    (в) создание информационных систем, предоставляющих интерактивные услуги гражданам и юридическим лицам, в целях обеспечения открытости информации о деятельности Конституционного суда;

    (г) налаживание практики получения информации, необходимой для осуществления правосудия, от уполномоченных государственных органов и организаций в электронной форме, не создавая неудобства для граждан и юридических лиц;

    (д) фиксацию судебных заседаний посредством аудиозаписи и формирование протоколов судебного заседания с помощью данной системы.

    7. Утвердить «Дорожную карту» по интеграции информационной системы Конституционного суда Республики Узбекистан с информационными системами государственных органов и организаций согласно приложению № 2.

    8. Определить, что посредством интеграции в установленном порядке информационной системы Конституционного суда с информационными системами государственных органов и организаций данные о физических и юридических лицах и другие документы предоставляются на основании электронного запроса Конституционного суда бесплатно.

    9. Внедрить с 1 августа 2027 года в деятельность Конституционного суда в порядке эксперимента информационную систему «E-KSUD», позволяющую:

    (а) отслеживать в режиме онлайн процесс обращения в Конституционный суд в электронной форме и рассмотрения обращений;

    (б) оказывать интерактивные услуги в целях создания удобств для граждан и юридических лиц в достижении правосудия;

    (в) транслировать судебные заседания в прямом эфире;

    (г) создать необходимые условия для лиц с инвалидностью.

    10. Установить, что при цифровизации деятельности Конституционного суда:

    (а) расходы, связанные с разработкой программного обеспечения, осуществляются в рамках средств, выделенных из Государственного бюджета, за счет средств Фонда развития цифровых технологий, а также международных грантов, средств организаций-доноров и зарубежных партнеров;

    (б) финансирование мероприятий, связанных с закупкой необходимого компьютерного и другого оборудования, осуществляется в рамках средств, выделенных из Государственного бюджета, а также за счет международных грантов, средств организаций-доноров и зарубежных партнеров.

    11. Определить «Единого интегратора по созданию и поддержке государственных информационных систем – ООО «UZINFOCOM» (далее – Единый интегратор) в качестве оператора системы по цифровизации деятельности Конституционного суда и возложить на него следующие основные задачи:

    (а) цифровизация всех процессов, связанных с деятельностью Конституционного суда;

    (б) внедрение информационной системы «E-KSUD», осуществление интеграции с другими информационными системами и оказание всестороннего практического содействия Конституционному суду в данном направлении.

    12. Предоставить:

    (а) Единому интегратору в порядке исключения право на поставку для деятельности суда программно-аппаратных комплексов, информационных систем, инженерной инфраструктуры, а также необходимого для данных целей оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения с сохранением статуса резидента Технологического парка программных продуктов и информационных технологий;

    (б) Конституционному суду:

    (i) право заключать прямые договора с Единым интегратором по подготовке проектной и технической документации, разработке программно-аппаратных комплексов, автоматизированных информационных систем, программных продуктов и инженерных инфраструктур, а также по поставке для этих целей необходимого оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения;

    (ii) право осуществлять предварительную оплату в размере до 30 процентов по договорам, заключенным с Единым интегратором по поставке оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения

    в рамках реализации проектов по программно-аппаратным комплексам, информационным системам, программным продуктам и инженерной инфраструктуре.

    IV. Организационные вопросы по деятельности Конституционного суда

    13. В целях эффективного организационно-правового и информационно-аналитического обеспечения деятельности Конституционного суда с 1 января 2026 года выделить дополнительно 8 штатных единиц.

    14. Согласиться с предложением Конституционного суда о подготовке образца эмблемы «Ўзбекистон Республикасининг Конституциявий суди» и утверждении порядка её использования.

    15. Установить порядок, в соответствии с которым:

    (а) на руководителя аппарата Конституционного суда, руководителя экспертной группы и начальников отделов распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для судьи Верховного суда, а на управленческий персонал – судьи суда общей юрисдикции областного уровня;

    (б) условия, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, применяются к лицам, ранее работавшим в должности судьи, а период, отработанный данными лицами в этих должностях, включается в судейский стаж и учитывается при назначении пенсии.

    16. Включить в фонд оплаты труда работников Конституционного суда за счет средств Государственного бюджета:

    (а) вознаграждение работникам, добросовестно выполняющим свои обязанности и исполняющих особо важные работы, в двукратном размере должностного оклада (с учетом особых условий труда);

    (б) материальную помощь один раз в год в однократном размере должностного оклада (с учетом особых условий труда);

    (в) средства специального фонда материального стимулирования в размере 15 процентов должностного оклада (с учетом доплат за особые условия, квалификационные классы и классные чины, а также коэффициента стимулирования труда).

    17. Кабинету Министров до 1 марта 2026 года принять решение Правительства, предусматривающее размещение Конституционного суда в отдельном здании, его реконструкцию и оснащение.

    18. Министерству экономики и финансов (Хайдаров А.) начиная с 2026 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета средства, необходимые для финансирования штатных единиц, дополнительно выделяемых на основании настоящего Указа.

    19. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

    20. Конституционному суду (Абдусаломов М.) совместно с Верховным судом (Исламов Б.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

    21. Осуществление координации исполнения настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Заместителя руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан по реформированию судебной системы Хакимову Н.Ж.

    Президент Республики Узбекистан

    Ш. Мирзиёев

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates