Персональная ответственность и жесткая исполнительская дисциплина - залог успеха реформ высшего образования

    Образование 7 сентября 2021 2620

    В Узбекистане в последние годы проводится масштабная работа по модернизации системы высшего образования, развитию инновационной науки, внедрению современных форм и технологий обучения.

    Руководством страны придается особое внимание организации образовательного процесса в соответствии с международной практикой внедрения новых методов обучения, совершенствованию академических программ, качественному обновлению учебного процесса с внедрением передовых информационно-коммуникационных технологий.

    Акцентируется внимание на вопросах оптимизации направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры с учетом потребностей развития отраслей экономики, научной и социальной сфер, обеспечения интеграции образования, науки и производства, организации практики студентов на предприятиях.

    В целях подготовки конкурентоспособных специалистов с глубокими знаниями и навыками количество вузов в стране увеличено до 142 (в то время как в 2016 году действовало всего 77 вузов).

    Как отметил глава государства в своем недавнем интервью газете «Янги Ўзбекистон», рост числа вузов почти в два раза за короткий срок, безусловно, является «…результатом наших усилий в целях повышения интеллектуального потенциала общества, прежде всего молодежи, расширения доступа к современным знаниям и профессиям».

    Кроме того, сегодня в Узбекистане функционируют филиалы 26 зарубежных высших образовательных учреждений, привнесших специфические ноу-хау в образовательный процесс. В рамках сотрудничества с зарубежными странами и налаживания совместных образовательных прог­рамм начата подготовка специалистов по 64 новым направлениям.

    Современные тенденции развития общества требуют перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного высшего образования. Исходя из этого, на сегодня в Узбекистане серьезное внимание уделяется расширению охвата молодежи высшим образованием. За последние 5 лет параметры приема в вузы страны увеличены в 3 раза, и в этом учебном году возможность стать студентами имеют 171 тысяча молодых людей.

    Сегодня общий охват населения высшим образованием достиг 28 процентов, в то время как в 2016 году он составлял всего 9 процентов. При этом к 2030 году перед системой поставлена задача повышения уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений.

    В целом за последние 4 года на реализацию мер по совершенствованию системы высшего образования выделено более 1,7 трлн сумов, из них 1,2 трлн - на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учебно-лабораторных корпусов, спортивных залов и мест проживания студентов, свыше 500 млрд сумов - на оснащение учебно-лабораторным оборудованием, мебелью, создание межвузовских лабораторных комплексов совместного пользования, а также на развитие информационно-­коммуникационных технологий.

    С учетом перспектив комплексного развития регионов и отраслей экономики, потребностей территориальных и отраслевых программ формируются целевые параметры подготовки кадров с высшим образованием, оптимизируются направления и специальности обучения.

    Поворотным моментом стало принятие в 2019 году Указа Президента Республики Узбекистан об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, в соответствии с которой перед системой высшего образования поставлены такие стратегические цели, как:

    - включение не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первые 1000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Нigher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета (рассматриваемых в качестве флагманов высшего образования страны) - в первые 500 позиций;

    • поэтапный перевод учебного процесса высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему;
    • поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях;
    • преобразование системы высшего образования Республики Узбекистан в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии;
    • повышение инвестиционной привлекательности высшего образования, привлечение зарубежных образовательных и научных технологий и другие.

    Поворотным событием для системы высшего образования стало состоявшееся под председательством главы государства 16 июня текущего года видеоселекторное совещание, посвященное приоритетным задачам развития системы высшего образования. При этом уважаемый Президент обозначил 4 приоритетные задачи в этой сфере:

    первое - повышение роли управляющих советов высших образовательных учреждений и расширение полномочий профилирующих кафедр вузов;

    второе - приведение процесса обучения в соответствие с требованиями рынка труда, увязка его с производством и создание среды, в которой студенты смогут работать над собой;

    третье - повышение научного потенциала вузов, развитие науки и инноваций;

    четвертое - уменьшение объема бумажной работы преподавателей и студентов, а также резкое сокращение бюрократии и коррупции за счет цифровизации сферы.

    По этим направлениям, обозначенным руководителем страны, в Минвузе начата системная работа. К примеру, мы приступили к внедрению систем цифровизации административных процессов и переходу на интерактивную форму предоставления образовательных услуг.

    В общей сложности разработаны и внедрены 34 информационные системы, в том числе информационная система управления процессами высшего образования (HEMIS), онлайн-система приема документов в магистратуру, для перевода и восстановления на учебу, система цифровой библиотеки, система организации оплаты дифференцированного контракта и другие.

    Внедрение данных информационных систем позволит образовательным учреждениям сэкономить порядка 27 млрд сумов. Это дает возможность подачи документов в онлайн-формате для поступления в высшие, средние специальные и профессиональные образовательные учреждения, организации выдачи выпускникам дипломов и сертификатов с QR-кодом, предотвращения фальсификации дипломов, формирования единой электронной базы данных бакалавриата и магистратуры, создания единой системы электронной библиотеки.

    Конечно, можно привести еще много примеров значимых достижений масштабных реформ в системе высшего образования, начатых по ини­циативе главы нашего государства еще в 2017 году. Однако сегодня наряду с наращиванием и объективным ускорением реформ остро стоит вопрос сохранения взятого темпа и поступательного характера системных преобразований.

    Всесторонний анализ достижимости поставленных задач на разных уровнях, системное изучение ключевых аспектов и результативности принимаемых мер еще раз подтвердили, что решающим фактором в результативности реформ является ответственность руководителей на всех уровнях системы, а ключом успеха - исполнительская дисциплина.

    Именно об этом многократно напоминает в своих выступлениях Президент Республики Узбекистан.

    Что же конкретно сделано в этом плане в системе высшего образования страны? Как мы решаем вопрос исполнительской дисцип­лины в вверенной нам сфере?

    Необходимо отметить, что эффективность и повсеместность реализуемых реформ может достигаться только при наличии системных механизмов контроля исполнительской дисциплины, которые усовершенствованы согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 10 февраля 2021 года № УП-6166 «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства», а также постановлению Президента Респуб­лики Узбекистан от 31 мая 2021 года № ПП-5132 «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение эффективной деятельности Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz».

    Первостепенна координирующая роль Правительства страны в доведении до ответственных работников министерств и ведомств изменений в процессе системного контроля исполнения поручений Президента Республики Узбекистан.

    Примером тому служат организованные в марте и июне текущего года семинары, на которых ответственные работники Кабинета Министров, Министерства юстиции и Счетной палаты разъяснили основные механизмы принятых документов.

    Учитывая большой объем задач, поставленных перед министерством, для их своевременного и полного решения внедрен системный подход к обеспечению исполнительской дисциплины.

    В частности, каждый заместитель министра имеет достаточные полномочия, ресурсы и несет персональную ответственность за достижение поставленных перед ним задач, строго руководствуясь принципом «Работа коллективная, а ответственность персональная!».

    При этом в структуре министерства организован постоянно действующий штаб под руководством первого заместителя министра по обеспечению полноценной реализации поставленных задач и достижению целевых ориентиров.

    В частности, во время подготовки материалов для визитов главы государства в регионы, а также совещаний под его руководством формируются предложения по решению вновь возникающих вопросов исходя из определяемых новых задач и приоритетов.

    При необходимости вносятся дополнительные предложения в проекты протоколов совещаний, которые помогают обеспечить полноценное и качественное решение поставленных руководством страны задач перед системой высшего и профессионального образования.

    Отрадно, что внедрена новая система ведения контроля исполнения законов, указов, постановлений, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан. Министерство подключено к Единой межведомственной электронной системе исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz».

    В настоящее время эффективность выполнения задач в системе «Ijro.gov.uz» обсуждается дважды в неделю руководством министерства, в том числе на заседаниях центрального аппарата, как в формате офлайн, так и онлайн. Вместе с тем по исполнению данных поручений организована ежедневная система взаимодействия с Министерством юстиции и Аппаратом Правительства страны.

    В соответствии с установленной новой системой взаимодействия по реализации и контролю исполнения законодательных актов и поручений Министерство высшего и среднего специального образования осуществляет свою работу в 5 этапов:

    на первом этапе - электронные копии законодательных актов и поручений направляются Администрацией Президента Республики Узбекистан в Министерство юстиции через систему «Ijro.gov.uz»;

    на втором этапе - Министерство юстиции определяет сроки выполнения и ответственных лиц в системе «Ijro.gov.uz» по полученным документам;

    на третьем этапе - для обеспечения своевременного, качественного и эффективного исполнения этих задач ответственные исполнители готовят, утверждают у руководства министерства и внедряют «Дорожную карту», устанавливая четкие механизмы для реализации каждой задачи;

    на четвертом этапе - результаты выполненного поручения по соответствующему документу вносятся ответственными исполнителями в систему «Ijro.gov.uz». Министерство юстиции рассматривает результаты, и в случае их внесения на не­­удовлетворительном уровне они возвращаются на доработку. И только в случае качественного выполнения поставленных задач подтверждается состояние исполнения в системе «Ijro.gov.uz»;

    на пятом этапе - Кабинет Министров и Счетная палата рассматривают уровень выполнения поручения и принимают соответствующее решение о подтверждении результатов выполненной работы.

    Ведется особый учет подготавливаемых ­нормативно-правовых актов, так как для их межведомственного согласования и общественного обсуждения требуется определенное время.

    Для ускорения межведомственного согласования проектов документов внедрена четкая система работы с соответствующими министерствами и ведомствами: каждый исполнитель проекта документа старается согласовывать проект документа на уровне исполнителей соответст­вующего министерства.

    При необходимости для ускорения согласования вопрос проецируется на уровень заместителей министров, а в случае необходимости - на уровень министров.

    Созданная постановлениями Президента и Правительства Республики Узбекистан возможность дополнительного стимулирования работников за счет внебюджетных источников является эффективным инструментом для поощрения инициативных и ответственных работников, а также принятия мер в отношении работников, которые допустили срыв сроков реализации задач. Каждый заместитель министра по итогам деятельности каждого работника вносит предложения либо по их дополнительному материальному стимулированию, либо по принятию соответствующих мер.

    Механизм осуществления контроля исполнительской дисциплины, налаженный в цент­ральном аппарате министерства, по вертикали управления внедрен в высших образовательных учреждениях страны.

    Таким образом, созданные постановлением Президента страны условия позволили сформировать эффективную команду центрального аппарата министерства, в том числе состоящую из руководителей зарубежных вузов, их выпускников, а также качественно организовать работу по обеспечению исполнительской дисциплины.

    Как известно, принято постановление Президента Республики Узбекистан от 22 июля 2021 года № ПП-5189 «О внедрении системы оценки эффективности деятельности заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления и хозяйственных объединений».

    В данном документе на качественно новом уровне поставлены вопросы персональной ответственности заместителей руководителей органов государственного управления и внедрена новая система оценки эффективности их деятельности. В соответствии с данным постановлением в министерстве внедряется системный контроль выполнения основных критериев оценки эффективности деятельности и достижения целевых задач и показателей заместителей министра на основе международных методов и принципов KPI (Key Performance Indicator). Такая система в ближайшей перспективе будет внедрена на уровне и высших образовательных учреждений.

    Выполнение министерством стратегических установок и долгосрочных перспективных поручений главы государства можно увидеть на конкретных примерах. За прошедшие 6 месяцев текущего года в министерство поступило 4740 поручений, обозначенных в 635 нормативно-правовых актах. В силу своевременного выполнения этих задач министерством были достигнуты следующие результаты:

    • создано 14 новых высших образовательных учреждений, в результате чего общее количество вузов страны достигло 142;
    • открыто 65 направлений бакалавриата и 79 новых специальностей магистратуры, востребованных в отраслях и секторах реальной экономики;
    • в 2021/2022 учебном году общие показатели приема в вузы составили 170 655 мест, что на 12,6 процента (19 100 мест) больше по сравнению с предыдущим учебным годом. Кроме того, грантовые квоты, обозначенные в Государственной программе, были увеличены на 7250 мест, или 25 процентов;
    • в высших образовательных и научных учреждениях системы министерства сформированы квоты приема в докторантуру в количестве 2337 мест;
    • разработаны и реализуются меры по повышению эффективности Инкубационных центров в 12 высших образовательных учреждениях и центров поддержки технологий и инноваций в 18 вузах страны;
    • разработаны и утверждены новый Государственный образовательный стандарт высшего образования (Основные положения) и 933 квалификационных требования направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры;
    • разработаны 11 учебных планов и 27 учебных программ для двухгодичной системы образования в академических лицеях.

    Кроме того, за период реформирования главой государства системы высшего образования и создания мощного фундамента для построения Нового Узбекистана министерством во взаимодействии с отраслевыми министерствами и ведомствами достигнуто следующее:

    • повышение охвата молодежи высшим образованием путем увеличения числа вузов, включая зарубежные филиалы и негосударственные высшие образовательные организации;
    • повышение статуса профессорско-преподавательского состава;
    • открытие вечерних и заочных форм обучения;
    • переход на кредитно-модульную систему;
    • внедрение современных образовательных программ, педагогических и smart-технологий;
    • внедрение современных образовательных стандартов;
    • формирование совместных образовательных программ для наиболее значимых направлений подготовки кадров;
    • предоставление высшим образовательным учреждениям академической, финансовой и управленческой самостоятельности;
    • организация обучения по направлениям высшего образования, востребованным в регионах, в том числе открытие филиалов ведущих высших образовательных учреждений, расположенных в городе Ташкенте;
    • предоставление студентам высших образовательных учреждений республики возможности оплаты за обучение в равных долях не менее четырех раз в течение учебного года;
    • внедрение в учебный процесс соответствующих высших образовательных учреждений платформы дистанционного обучения и оснащение их необходимым оборудованием;
    • увеличение количества высших образовательных учреждений в два раза;
    • внедрение целевых параметров приема в магистратуру в целях создания резерва научно-педагогических кадров для региональных высших образовательных учреждений;
    • оптимизация учебных программ высшего образования путем сокращения учебных дисцип­лин в два раза;
    • установление нового порядка обеспечения высших образовательных учреждений учебно-­методической литературой;
    • совершенствование деятельности академических лицеев;
    • восстановление и внедрение двухступенчатой системы получения научной степени;
    • создание института стажеров-исследователей;
    • оснащение высших образовательных учреждений современным лабораторным оборудованием;
    • совершенствование механизма назначения и выплаты стипендий студентам высших образовательных учреждений;
    • усовершенствование системы выдачи образовательных кредитов студентам, обучающимся на платно-контрактной основе.

    Отметим, что, следуя стратегическому принципу Президента Республики Узбекистан «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», министерством особое внимание уделено работе с обращениями граждан нашей страны.

    Так, за период 2017-2021 годов рассмотрено 51 198 заявлений физических и юридических лиц, поступивших в министерство.

    В результате проведенной комплексной работы детально рассмотрены и разрешены многие вопросы, связанные с системными проблемами в сфере высшего образования, по результатам которой:

    • 5621 (11,0 процентов) обращение решено положительно;
    • в 40 743 случаях (79,6 процента) предоставлена своевременная юридическая информация;
    • 549 (1,2 процента) обращений не рассмот­рены в силу анонимности личности обратившихся граждан;
    • 4285 (8,2 процента) обращений были направлены в соответствующие региональные управления или другие министерства и организации для выдачи полноценного разъяснения сути вопроса.

    В министерстве запущены телефон доверия и call-центр по короткому номеру 10-06. Поступило более 180 000 звонков. В результате количество обращений граждан снизилось на 40 процентов.

    Для диалога со студентами и их родителями, а также с широкой общественностью касательно качества образовательного процесса в высших образовательных учреждениях запущен Telegram-канал с возможностью прямого обращения к министру и его заместителям.

    Через данную платформу рассмотрен 6241 вопрос и предложение. Кроме того, министерством опубликовано более 360 официальных заявлений по актуальным вопросам в сфере высшего образования через интернет и средства массовой информации.

    Важно понимать, что для решения системных и емких задач в сфере образования нужны не только хорошие педагоги, но и хорошие управленцы, так называемые менеджеры образования - грамотные, самостоятельные, предприимчивые лидеры, умеющие работать с молодежью, создавать и реализовывать программы развития.

    Ведь конечная цель - удовлетворение нужд нашего народа, следуя принципу «Исполнительская дисциплина - гарантия реформ».

    Это исключительно важно в тот исторический момент, когда в нашей стране закладывается фундамент новой эпохи Возрождения - Третьего Ренессанса.

    Абдукодир Тошкулов.
    Министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.