Права детей на безопасную среду: гарантированное обеспечение

    Жизнь, здоровье, благополучие и развитие детей зависят от окружающей среды, которая должна быть безопасной, чистой, здоровой и устойчивой. Дети в наименьшей степени ответственны за климатический кризис, но в наибольшей страдают от его последствий.

    Сегодня изменение климата и загрязнение окружающей среды - серьезные проблемы, с которыми сталкивается мир. Данные насущные вопросы оказывают негативное влияние на здоровье детей, их способность развиваться, а также на устойчивое будущее всего общества.

    Ежегодно 1,7 млн детей в возрасте до пяти лет погибают из-за экологического ущерба, которого можно было бы избежать. Несмотря на это, дети и молодежь в недостаточной степени представлены практически во всех процессах принятия решений по вопросам экологической политики.

    Права детей на здоровую окружающую среду включают основные аспекты жизни, которые оказывают влияние на их физическое, эмоциональное и психологическое благополучие (доступ к чистому воздуху, безопасной питьевой воде, экологически чистым и безопасным местам для игр и образования).

    К 2040 году примерно 600 млн детей (каждый четвертый ребенок) будут жить в районах с острым дефицитом воды. В связи с этим актуальным является выступление Президента Шавката Мирзиёева на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в котором лидер Узбекистана выдвинул ряд инициатив, направленных на поддержку новой экологической политики ООН.

    Почти каждый ребенок сталкивается по крайней мере с одной формой климатических и экологических проблем, влияющих на его способность реализовать гарантированные ему права. Климатический кризис, загрязнение и утрата биоразнообразия - угрозы, которые влияют на детство и ставят под сомнение устойчивое будущее для детей и последующих поколений во всем мире. Эти последствия в большей степени усугуб­ляются в Центральной Азии, где регион сталкивается с такими проб­лемами, как засуха, наводнение, экстремальные температуры воздуха, сели, эрозия почвы и другие негативные последствия, требующие незамедлительных действий со стороны правительств и гражданского общества.

    В связи с этим важно отметить, что дети и молодежь играют важную роль в борьбе с изменением климата. Они проводники перемен в области защиты окружающей среды и имеют право участвовать в принятии решений, которые влияют на их будущее. Осознавая необходимость решения этих проблем, важно разработать комплексные стратегии, включающие меры по смягчению последствий, адаптации, повышению устойчивости, а также по продвижению новой экокультуры путем образования и просвещения. Для реализации соответствующих эффективных политик и инициатив необходимы совместные усилия на национальном, региональном и международном уровнях.

    Важным направлением для всех стран является вовлечение детей и молодежи в принятие решений по вопросам изменения климата. Это может быть сделано путем создания возможностей для молодого поколения участвовать в разработке политики и программ, а также в мониторинге и оценке прогресса в области борьбы с изменением климата.

    Ученые-климатологи из Брюссельского университета опубликовали исследование в журнале Science, в котором отмечается, что детям, родившимся в 2021 году, грозит мрачное будущее с климатическими катаклизмами. Согласно их прогнозу, нынешнее поколение переживет в семь раз больше волн аномального тепла, в два раза больше лесных пожаров и почти в три раза больше засух, чем их бабушки и дедушки, родившиеся 60 лет назад.

    Комитет ООН по правам ребенка впервые прямо подтвердил право детей на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду, издав всеобъемлющее толкование обязательств государств-членов в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

    В Конвенции, которая создана в 1989 году и ратифицирована 196 государствами, сформулированы универсальные права детей (на жизнь, выживание и развитие, а также на здоровье). Недавно Комитет по правам ребенка опубликовал рекомендации для государств-членов относительно того, что делать, чтобы обеспечить право детей на окружающую среду.

    В опубликованном Замечании общего порядка № 26 о правах детей и окружающей среде с особым вниманием к вопросам изменения климата прямо говорится о чрезвычайной ситуации в области климата, разрушении биоразнообразия и повсеместном загрязнении окружающей среды. Также излагаются контрмеры по защите жизни и жизненных перспектив детей.

    Как отметил член Комитета ООН по правам ребенка Филипп Яффе: «Дети во всем мире ведут борьбу с изменением климата, призывая свои правительства и корпорации принять меры по защите планеты и их будущего. В своем Замечании общего порядка № 26 Комитет по правам ребенка не только отражает голоса детей и придает им более мощное звучание, но и четко определяет права детей в отношении окружающей среды, уважение, защиту и реализацию которых государства-участники должны обеспечить... коллективными усилиями в безотлагательном порядке!»

    В Замечании общего порядка № 26 указано, что государства несут ответственность не только за защиту прав детей от непосредственного ущерба, но и за предсказуемые нарушения их прав в будущем в результате действий, осуществляемых государствами сегодня, либо бездействия.

    Кроме того, в замечании общего порядка подчеркивается, что государства могут быть привлечены к ответственности не только за экологический вред, причиняемый внутри их границ, но и за пагубные последствия экологического ущерба и изменения климата за пределами страны. Особое внимание следует уделить непропорционально большому ущербу, с которым приходится иметь дело детям, находящимся в уязвимом положении.

    К 196 государствам, ратифицировавшим Конвенцию о правах ребенка, обращен настоятельный призыв принять незамедлительные меры, включая организацию постепенного отказа от использования угля, нефти и природного газа и переход на возобновляемые источники энергии, повышение качества воздуха и обеспечение доступа к чистой воде, осуществление преобразований в промышленном сельском хозяйстве и рыболовстве в целях производства здоровых и устойчивых продуктов питания, а также защиты биоразнообразия.

    В руководстве говорится о необходимости учитывать мнение детей при принятии решений в области охраны окружающей среды и подчеркивается важнейшая роль экологического просвещения в их готовности принимать меры, защите и самозащите от экологического вреда. Замечание общего порядка № 26 является результатом глобального межпоколенческого взаимодействия, включившего широкомасштабные консультации с государствами-членами, международными и региональными организациями, такими как органы и специализированные учреждения ООН, национальными правозащитными учреждениями, организациями гражданского общества и самими детьми.

    Так, в 2019 году на 25-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (COP25) в Мадриде группа мировых лидеров и молодежные активисты подписали Декларацию о детях, молодежи и климатических действиях, которая признает важность участия молодого поколения в решении данной проблемы. И в свою очередь призывает страны - члены Парижского соглашения обеспечить участие детей и молодежи в национальных и международных процессах принятия решений по климату, а также предоставить им доступ к информации и ресурсам.

    Для успешной борьбы с изменением климата важно начинать с образования. Программы по обучению детей и молодежи экологическим принципам, энергосбережению и устойчивому развитию могут воспитать граждан, готовых брать на себя ответственность за среду, в которой живут.

    «Зеленое», или экообразование, является очередным условием обеспечения доступа детей и молодежи к информации и знаниям, которые необходимы для понимания и устойчивого решения проблемы изменения климата. Оно включает обучение подрастающего поколения науке об изменении климата, о его последствиях и способах преодоления кризиса.

    Партнерство по «зеленому» образованию (Greening Education Partnership, GEP) - глобальная инициатива, вытекающая из Саммита ООН по трансформации образования и направленная на преодоление климатического кризиса путем ускорения обучения в области изменения климата. Партнерство использует комплексный подход, направленный на интеграцию образования в области изменения климата в учебные программы и систему образования в целом для решения неотложных проблем, вызванных изменением климата. В структуру GEP входят четыре ключевых фактора: экологизация школ, учебных программ, подготовки преподавателей и потенциала образовательных систем, а также сообществ. Партнерство способствует устойчивому развитию и охране окружающей среды через сотрудничество между странами и организациями.

    9 ноября 2023 года в Ташкенте прошел Международный форум «Дети и молодежь в действии - изменение климата в Центральной Азии», посвященный признанию роли детей и молодежи в борьбе с негативными последствиями изменения климата, в том числе через продвижение экологического образования. Форум был также приурочен к Всемирному дню ребенка и Конференции ООН по изменению климата 2023 года (COP28).

    На форуме подписана Региональная стратегия по продвижению культуры устойчивого развития и вовлечению детей и молодежи в климатическую повестку. Документ включает рекомендации по экологическому воспитанию, в том числе:

    внедрение в процесс непрерывного образования концепции экоскаутинга (экологического волонтера);

    популяризацию и поощрение эковолонтерства путем награждения и учета волонтерской деятельности при поступлении в высшие учебные заведения и трудоустройстве;

    развитие индустрии мультфильмов с экологическими посылами;

    вовлечение детей школьного возраста и молодежи в работу органов власти и государственных структур, связанных с изменением климата, для предоставления им возможности внести вклад в политику в этой области;

    организация экологических кампаний и конкурсов среди школьников и студентов для стимулирования их активного участия в решении проблемы изменения климата;

    создание грантовых программ и субсидий со стороны государств в поддержку молодежных стартапов в области экологии;

    внедрение «зеленых уголков» в детских садах и многое другое.

    * * *

    Участники форума подчеркнули важность использования в обучающем процессе информационных технологий, а также то, что экообразование должно быть инклюзивным - доступным и понятным всем. Экоактивисты из стран Центральной Азии выделили право детей на участие в разработке политики и программ, в мониторинге и оценке прогресса мер, принимаемых в борьбе с изменением климата.

    Вовлечение детей и молодежи в климатическую повестку - не только необходимость сохранения мира, но и инвестиция. Образование, инновации, активизм и государственная поддержка - основные инструменты, которые могут помочь создать безопасное благополучное будущее, где молодежь принимает активное участие в формировании зеленой и экологически устойчивой планеты.

    Подготовила
    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».