Право каждого ребенка на достойное воспитание и обучение защищено законом

    Узбекистан реализует широкомасштабные реформы в социальном секторе, в частности, в направлении воспитания и образования подрастающего поколения. В целях обеспечения детей страны востребованными знаниями и навыками за последние годы сильно изменены подходы к организации деятельности детских садов и школ. Значимые усилия направлены на укрепление материально-технической базы этих учреждений, расширение возможностей ребят для изучения языков, раскрытие потенциала и талантов.

    Создание необходимых условий для получения детьми знаний - одна из ключевых обязанностей государства. В Конституции Республики Узбекистан закреплено право каждого ребенка на качественное обучение. Основным законом также предусмотрено: все дети равны вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей, а детство в Узбекистане охраняется государством. Так, с момента появления на свет ребенок уже обладает основополагающими правами: быть защищенным, выражать собственное мнение, получать качественные медицинские и образовательные услуги. Руководство страны в свою очередь осознает важность последовательного осуществления государственной молодежной политики и придает особое значение вопросам воспитания юношей и девушек всесторонне развитыми и целеустремленными личностями.

    В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определены важные задачи и конкретные цели по реформированию дошкольного образования. Среди них - увеличение уровня охвата до не менее 80 процентов, поднятие на новый уровень качества обучения, внедрение обновленной системы профподготовки работников детских садов, расширение сети государственных и частных ДОО. В этом смысле оказывает существенную поддержку государственно-частное партнерство, а также иностранные инвестиции и совместные с зарубежными партнерами проекты. А для дальнейшего совершенствования сферы и обеспечения равноправного доступа детей к качественному образованию в стране реализуется Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. В документе определены цели, задачи, приоритеты и этапы преобразований на средне- и долгосрочную перспективы.

    В соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии «Узбекистан - 2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса» ведется большая работа по достижению показателя охвата в 76 процентов. Для этого улучшается материально-техническая база ДОО. Агентство дошкольного образования представило механизмы реализации поставленных задач. Так, намечено создание 1400 ДОО в рамках государственно-частного партнерства, а также семейных детских садов.

    В первом квартале 2024 года в Узбекистане создано 797 новых организаций дошкольного образования, в которые принято 12 875 детей, а уровень охвата ДО достиг уже 74,3 процента. В целях повышения охвата шестилетних детей системой подготовки к школе за первые три месяца 2024-го созданы новые места на 1140 детей. А в рамках Инвестиционной программы запланировано строительство свыше 40 ДОО и реконструкция 133 дошкольных организаций. Поставлена также задача по охвату 96 процентов ребят предшкольной подготовкой.

    Стратегией «Узбекистан - 2030» поставлена задача по формированию у воспитанников государственных ДОО первоначальных навыков компьютерной грамотности путем обеспечения их на сто процентов компьютерными классами. В соответствии с этим проводится соответствующая работа по организации компьютерных групп в ГДОО. Закупается оборудование, учебные планшеты и интерактивные доски. Стоит задача организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворять свои потребности в знаниях и развивать имеющиеся способности, сохраняя при этом индивидуальность.

    Обновленные требования предъявляются сегодня и к педагогам. Современный воспитатель должен уметь создать условия для принятия ребенком самостоятельных решений, научить его излагать свои мысли и выражать чувства. В соответствии с современными стандартами учебно-воспитательный процесс должен вызывать у детей исключительно положительные эмоции. И здесь особую актуальность приобретает внедрение передовых подходов к подготовке педагогических кадров. В целях совершенствования процесса подбора наставников и обеспечения своевременного и качественного прохождения ими курсов повышения квалификации разработаны и внедрены механизмы отбора воспитателей, работающих в ДОО, на основе новейших психологических методик и тестирования в три этапа.

    Помимо материальной составляющей, большую роль в развитии ребенка играет духовно-воспитательная работа. На это направлены пять важных инициатив Президента, а также ряд проектов министерств и ведомств страны, ответственных за реформы в сфере образования и воспитания.

    Так, на днях в рамках празднования Международного дня защиты детей в Давлатабадском районе города Намангана состоялся пятый велосипедный марафон среди дошкольников. Мероприятие проводится по традиции ежегодно в преддверии 1 июня. В этот раз в нем принимали участие первый заместитель министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан - директор Агентства дошкольного образования Агриппина Шин, координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане, посол Антти Карттунен, представители Федерации велосипедного спорта Узбекистана, областных и городских хокимов.

    Веломарафон среди детей призван обратить внимание подрастающего поколения на происходящие негативные процессы в экологии. К тому же сегодня во всех дошкольных организациях страны неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экообразование, которое, как отмечают педагоги, положительно влияет на развитие в ребенке чувства ответственности, гражданственности, любви к Родине. Ведь только гуманная, нравственно и физически здоровая личность сможет внести достойный вклад в формирование Нового Узбекистана.

    Инициатива - вклад в реализацию поставленных руководителем страны задач в области приобщения детей к спорту и физической активности. Она служит внедрению экологического образования и воспитания в систему дошкольного образования и методики езды детей на беговелах, удобных тем, что малышам легче на­­учиться удерживать равновесие. А в дальнейшем это будет способствовать быстрому переходу на обычный велосипед. Дети, принимающие участие в веломарафонах, награждаются памятными медалями и подарками. Для них также организуются развлекательная программа, занимательные игры и конкурсы.

    Таким образом, в учебных заведениях по всей стране в корне пересмотрены подходы к воспитательной работе, осуществляется комплексное совершенствование материально-технической базы детсадов и школ, а в отдаленных регионах страны строят спортивные залы и площадки для приобщения молодого поколения к занятиям физической культурой.

    Словом, Узбекистан вступил в новый этап развития и реализует социальные реформы на основе идеи «От национального возрождения - к национальному прогрессу». В стране формируется фундамент эпохи третьего Ренессанса, когда во главу угла ставятся духовность, просвещение, знания и высокие гуманистические ценности. И роль системы образования и воспитания детей в этом процессе неоценима.

    Евгения Юн.

    «Правда Востока».