Правосознание является одной из форм общественного сознания и правосознанием определенного народа

    Мнение 21 ноября 2022 1726

    В каждый данный момент общественное сознание функционирует как сознание определенных социально-исторических общностей (народ, класс, нация и др.), осознающих жизнедеятельность всего общества через призму своих социальных интересов, достигнутого уровня социальной зрелости, определенных особенностей национальной психики, культуры и т.д.

    Правосознание определяется менталитетом и традиционным правопониманием, его специфической ценностной компонентой. Правосознание зависит от состояния права, которое является социальным феноменом и несводимо к собственно законодательству, - то есть находится под влиянием потребностей, интересов, мотивов людей поддерживать упорядоченность социальных связей на основе определенных, компромиссов, устраивающих большинство общественных субъектов.

    В то же время необходимо отметить, что в современном обществе правосознание в большей степени зависит именно от законодательства.

    В современных условиях актуальность приобретает интерпретация правового сознания как социологической и информационной категории.

    В процессе анализа уровня правосознания важно иметь в виду положения о неразрывной связи государственной идеологии, правосознания с существующим и действующим в обществе правом. Как и все общественное сознание, правосознание относится к политике, идеологии и определяется, в конечном счете, экономическими и производственными отношениями.

    В то же время, поскольку правосознание есть не только знание о праве, но и оценка действующего права, правовых явлений, идеи о желаемых изменениях в правовой сфере, то оно является и средством воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

    Исходным моментом в исследовании проблем соотношения правосознания и реального поведения людей в сфере информационного общества должна послужить социально-деятельностная концепция взаимодействия правового сознания и правовой реальности.

    Существующее догматическое представление о соотношении правового сознания и правовой реальности основано на двух основополагающих принципах:

    - правовая реальность определяет сознание;

    - правовое сознание относительно самостоятельно.

    Детерминирующим основанием всех духовных образований являются материальные, экономические и иные отношения, составляющие основу общественного бытия. Структура общественного сознания соответствует структуре общественных отношений. Взгляды, представления, чувства относительно содержания норм и принципов права, а также идеи усовершенствования права, соответствующие целям и задачам развития общества на каждом конкретном историческом этапе развития, находят отражение в правовом сознании и являются его содержанием.

    Таким образом, функционирование правосознания детерминируется внешними, по отношению к его сущности, процессами.

    В то же время очевидно, что правовое сознание является относительно самостоятельным явлением, представляющим собой духовную основу правовой системы. В нем содержатся моральные установки общества, которые формировались в течение длительного времени. Применительно к Узбекистану - это идеи о справедливости, взаимопомощи, а также тесная связь с религией, что было рассмотрено нами в первой главе диссертационного исследования. Именно благодаря такой основе общество даже в переходные периоды способно развиваться относительно стабильно, не испытывая на себе многочисленные потрясения от осуществляемых нововведений.

    В этом ракурсе правосознание, на наш взгляд, является самостоятельным по отношению к другим видам общественного сознания. Оно имеет свой специфический предмет и отражает лишь ту часть общественных отношений, которая нуждается в правовой регламентации. Кроме того, правосознание находит свое выражение в исключительно правовых понятиях таких, как права и обязанности, ответственность, законность, правопорядок, преступления, правовые данные и т.д.

    Сложность и противоречивость функционирования правосознания обусловлена его зависимостью от различных социальных систем, находящихся в состоянии трансформации. Правосознание, как более инертный элемент системы, включается в процесс социальных изменений позже, чем иные элементы системы права и значительно позже, чем разнообразные системы социально-экономических отношений. Правосознание подвержено изменению в меньшей степени благодаря своему внутреннему механизму, в большей степени под воздействием внешних условий. Важнейшими функциями правосознания в информационном обществе являются коммуникативная и функция информирования.

    В доктрине отсутствует единообразный подход к определению признаков информационного общества. Вместе с тем, исследовав информационные процессы в контексте правовой реальности, представляется возможным выделить основные изменения современного общества, к которым можно отнести возрастание социальной роли информации в обществе, изменение характера взаимодействия общества и государства, а также особенности осуществления государственной власти в информационном обществе.

    В целом встраивание правовых информационных технологий в правовою систему государства, правовую практику, механизм правового воздействия и правового регулирования позволяет обеспечить достижение таких результатов, как:

    1) формирование адекватной социальной среды, в которой имеющиеся правовые нормы (законодательство в целом) окажутся адекватно воспринятыми, а процесс правотворчества и правоприменения - осознанным;

    2) повышение правовой культуры общества и рост уровня правового сознания;

    3) наиболее полное обеспечение юридической практики правовой информацией как нормативного, так и ненормативного характера;

    4) переход на качественно новый уровень создания законодательства, правовой системы государства в целом.

    Право в информационном обществе как таковое престает быть правом, основанным только на традициях данного общества, регулятором отношений, возникающих только внутри самого общества данного государства, но вынуждено идти дальше, регулируя отношения, складывающиеся на более высоких системных уровнях, приобретает общепланетарное значение, чему в наибольшей степени способствуют информационные технологии.

    Именно принципы, выработанные на международном уровне, должны реально (а не декларативно) ложиться в основу конституций отдельных государств, а затем — в основу действующего законодательства.

    Также нужно добавить, что правовая культура выступает объектом междисциплинарного научного познания. В этой связи диссертационное исследование, направленное на исследование объектно-предметной области, связанной с правовой культурой, с неизбежностью будет испытывать теоретико-методологические проблемы, а успешность научного анализа будет зависеть от эффективности дифференциации собственно социологического подхода от подходов других наук. Необходимо отметить, что в системе социологического знания много десятилетий успешно функционирует отраслевая социологическая дисциплина – социология права (юридическая социология). Данная отрасль социологического знания является интегральным элементом социологической системы, конкретно – специальной социологической теорией (или теорией «среднего уровня»). Она изучает специфику взаимодействия и взаимовлияния институциональных структур права с институтами и подсистемами общества. Социология права сосредотачивается на изучении сфер и областей права, а также динамических аспектов правовых норм, социальной детерминированности права, а также социальных последствиях правовых актов и правоотношений.

    Начиная со второй половины прошлого столетия происходит становление структур глобального информационного общества. В этих условиях технико-технологическая среда, прежде всего, интернет-коммуникация, начинают доминировать в обществе, влиять на основные социальные институты и процессы. Не обходят стороной трансформационные тенденции и процесс социализации. Усиление социальной значимости Интернета приводит к дисфункциям в процессе социализации молодежи, так как молодые люди черпают в сети разнообразную неконтролируемую информацию, подчас асоциального и антисоциального содержания. В результате стихийная социализация на основе и посредством информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий превалирует в молодежной среде, в то время как традиционные агенты социализации утрачивают значимость в обществе. Необходимо также отметить, что доступность широких пластов разнообразной информации (что характерно для современного общества) ставит под сомнение деятельность традиционных агентов социализации, прежде всего, институты семьи и образования. Происходит обострение проблемы отклоняющейся, дисфункциональной социализации, препятствующей полноценному генезису и развитию правовой культуры. В сложившихся условиях трансформирующегося общества оказываются ограниченными и ресурсы противодействия развития проблемной ситуации, так как государство и общество не обладают однозначно эффективными и, безусловно, выигрышными «рецептами» оптимизации ситуации.

    Стоит подчеркнуть, что высокие скорости происходящих изменений в глобальном мире не могли не сказаться на современной жизни людей. С начала XXI в. стала нарастать имущественная поляризация общества. В этой ситуации столичные города и мегаполисы, с одной стороны, стали интегрироваться в постиндустриальный, информационный мир; с другой стороны, остальное общество оказалось в стороне от прогресса информационно-компьютерных технологий, стала нарастать тенденция не только социального, но и информационного неравенства.

    Процесс формирования правовой культуры молодежи отчасти ориентируется на установки и конструкты эклектичной, весьма противоречивой по своему содержанию, антисоциальной и асоциальной информации, транслируемой Интернетом и электронными СМИ, поддерживаемой мультимедийными и микропроцессорными технологиями. Именно вследствие сложившейся ситуации возникают проблемы с формированием правовой культуры молодежи, поддержанием ее на более менее приемлемом для социума уровне.

    Доминирование Интернета в коммуникационной сфере общества с неизбежностью оказывает влияние не только на процесс передачи информации в обществе. Меняется социальная и культурная система, «подстраиваясь» под изменяющуюся технико-технологическую среду. Жизненное пространство современной молодежи существенно отличается от той картины, что была еще 20-30 лет назад. Однако государство и общество в настоящее время оказались не готовы противостоять вредоносной, антисоциальной информации, размещаемой в глобальной сети. Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на социализации и социальном развитии молодежи.

    Симбиоз межличностной, групповой и массовой коммуникации, наличествующий в пространстве глобальной компьютерной сети, позволяет оказывать эффективное воздействие на сознание и поведение не только собственно интернет-аудитории, но и осуществлять более масштабную социально-преобразовательную деятельность, охватывая все общество, даже тех, кто не является активными интернет-пользователями (благодаря механизмам переноса информации из виртуальной в физическую среду и наоборот). Переход из виртуальной среды в реальную осуществляется во многом в опоре на межличностные и групповые контакты аудитории Интернета с теми, кто не включен в контекст воздействия глобальной коммуникационной среды. Интернет обладает существенным потенциалом переноса социальных явлений, феноменов, маркеров социальных процессов из физической реальности в виртуальную, а также широкими возможностями изменения их первоначального облика в виртуальной реальности. Уже измененные, «виртуализированные» социальные объекты, возвращаясь из интернет-среды в реальный мир, таким образом, «замыкают круг» хождения информации и детерминируют возникновение «искаженной реальности».

    В итоге устоявшиеся, апробированные в течение десятилетий, институциональные процессы генезиса и развития правовой культуры молодежи изменяются. Возрастает значимость фактора случайностей, флуктуаций, что негативно сказывается на общем состоянии социума, особенно в аспекте противодействия девиантному и преступному поведению молодежи.

    Анализ монографического исследования показал, что,

    во-первых, современная молодежь глубоко интегрирована в интернет-пространство, оказывающее влияние на ее ценности, мораль, образ и стиль жизни, в том числе – и на восприятие права, законов, уровень правовой культуры;

    во-вторых, «смыслы» интернет-коммуникации по-разному воспринимаются аудиторией, это зависит от особенностей подачи информации, субъектов коммуникации, контекста происходящих событий, а также установок и ценностей реципиента;

    в-третьих, молодежь демонстрирует высокий уровень доверия Интернету как источнику информации, а по показателям частоты, интенсивности использования Интернет превосходит остальные средства массовой информации, в том числе и самое популярное среди населения СМИ - телевидение. Высокое доверие по отношению к Интернету не только как источнику информации, но и новому «жизненному миру», препятствует в ряде случаев объективной оценке молодежью его положительных и отрицательных сторон, а также качества получаемой информации.

    Кроме того, индустрия массовой потребительской культуры уже на протяжении не одного десятилетия ориентирована на криминальный срез «искусства» (телесериалы, художественные фильмы, романы, музыка и т.д.). Именно это приносит деньги, играя на самых низменных инстинктах значительной части аудитории. Однако молодежь, ее морально-нравственный, духовный уровень испытывает серьезное негативно воздействие. Этот факт недооценивается современными управленческими структурами и это будет приносить проблемы социуму, ухудшать и криминогенную обстановку, и показатели социального развития подрастающего поколения.

    Игорь Кудрявцев,

    профессор Ташкентского государственного

    юридического университета.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates