Привыкшие к новым реалиям

    Образование 8 июля 2020 875

    Подошел к концу очередной учебный год. Он был сложным и непредсказуемым. Под руководством ректора Гульчехры Рихсиевой Ташкентский государственный университет востоковедения осуществил много проектов и воплотил в жизнь не одну интересную идею.

    В своей деятельности мы всегда опираемся на такие понятия, как новизна, инновации и опережающее развитие.

    Можно долго говорить о достижениях нашего вуза в учебной, научной, духовно-просветительской сферах и международной деятельности за истекший период. Однако речь пойдет о другом.

    К концу января 2020-го всех стал тревожить захвативший Китай коронавирус. В то время 24 наших студента обучались на грантовой основе в Поднебесной, составляя самый большой контингент среди других вузов республики. Мы постоянно были в контакте с ними. После переговоров они поддержали идею вернуться на родину. В начале февраля специальными чартерными рейсами, организованными правительством Узбекистана, ребята вернулись в Ташкент. После двухнедельного карантина продолжили учебу в стенах родного вуза.

    Дальше коронавирусная инфекция стала стремительно распространяться по всему миру. Учебные заведения перешли на дистанционное обучение. Руководство ТГУВ в кратчайшие сроки наладило этот процесс, используя различные интернет-платформы: Мoodle, Telegram, Zoom. Было приятно видеть, насколько все в большом коллективе сплотились и пытались достойно работать в новых и весьма непростых условиях. Отмечу, что это не было связано со строгими поручениями руководства. Напротив, был энтузиазм, высокие профессионализм и ответственность сотрудников.

    Онлайн-лекции, развитие дистанционного обучения, формирование базы видеолекций - обо всем этом активно говорилось на протяжении последнего десятилетия. Однако достаточного развития сфера не получала в течение долгого времени. На то были и объективные причины: слабое развитие интернета, отсутствие навыков работы в новой среде у некоторых педагогов. Но за последние несколько месяцев все сумели приспособиться к таким условиям. Это касается как студентов, так и преподавателей. Наблюдаю за коллективом, и иногда складывается впечатление, что так мы работали всегда, будто и не было прежде офлайн-среды. К нынешнему моменту база видеолекций университета исчисляется уже тысячами записей. А до нового учебного года каждый преподаватель поставил перед собой цель подготовить полный электронный контент по своим предметам. Профильные кафедры активно проводят вебинары с коллегами из зарубежных партнерских университетов по актуальным вопросам специализации, где также успешно участвуют и студенты.

    На протяжении всего периода карантина мы находились в тесной связи с нашими иностранными преподавателями, студентами и стажерами. Посольства зарубежных государств организовывали чартерные рейсы, чтобы вывезти своих граждан на родину. Происходящее могло негативно сказаться на настроении коллектива и студенческой молодежи. Однако большинство все же предпочло остаться в Узбекистане, считая нашу страну безопасной для своего пребывания. Это обусловлено не только заботой о них, но и дисциплиной, налаженной здесь во время пандемии, что отмечалось не раз в авторитетных зарубежных изданиях.

    А еще 16 апреля нынешнего года произошло, наверное, самое долгожданное для нас событие. Речь идет о постановлении Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки кадров и повышению научного потенциала в области востоковедения», которое стало знаковым в истории вуза - мы стали университетом.

    В документе обозначен целый ряд серьезных задач, поставленных перед коллективом. Несмотря на то, что это произошло в условиях пандемии, ответственность каждого сотрудника повысилась в разы.

    Навыки работы в новой среде позволили провести не одно крупное мероприятие, в том числе с участием иностранных партнеров. Ранее их проведение даже в формате оффлайн представить было сложно. Так, в мае организован цикл вебинаров с привлечением соотечественников, успешно преподающих в зарубежных вузах. На встречах обсуждались возможности внедрения кредитно-модульной системы в университете, рассматривались опыт вузов Европы, Республики Корея, США, Японии. Впервые была проведена Международная видеоконференция университетов стран СНГ, где участвовали 10 ведущих вузов 9 государств - членов Содружества. Масштабное мероприятие было посвящено влиянию пандемии на экономики стран и широко освещалось в СМИ. Аналогичная видеоконференция прошла с участием экспертов из Европы, США и тоже нашла место в лентах престижных западных электронных СМИ.

    В рамках проектов по интернационализации образования впервые ректоры отечественных вузов участвовали в Московском международном салоне образования, где они представили особенности развития высших учебных заведений в условиях пандемии. Инициатором выступил ТГУВ. Кстати, впервые на данном мероприятии была создана эксклюзивная тематическая панель, посвященная Узбекистану. Позднее в этом же салоне прошла тематическая панель, посвященная приему иностранных абитуриентов в 2020 году в странах Центральной Азии и России.

    В развитии онлайн-образования все же имеются недочеты, о которых нельзя не говорить. Хотелось бы остановиться на одной, на наш взгляд, наиболее существенной и нерешаемой на уровне вуза проблеме. Для проведения онлайн-лекций с привлечением иностранных экспертов в законодательстве не предусмотрены условия оплаты их труда (в части перечисления валюты из вуза в зарубежные страны). То есть отечественным учреждениям предстоит в скором времени заняться решением этой проблемы, дабы в дальнейшем опираться на опыт иностранных коллег и задействовать их в образовательном процессе в стенах вуза.

    Еще в начале текущего года было трудно представить, что занятия и защита магистерских диссертаций будут проходить в режиме онлайн. Начавшаяся в марте пандемия COVID-19 послужила бустером в ускоренной диджитализации всего учебного процесса. Так, первая онлайн-защита магистерских диссертаций прошла в Ташкентском государственном университете востоковедения 2 июня.

    - В 2014 году мне посчастливилось поступить на бакалавриат Ташкентского государственного института востоковедения по направлению «Экономика зарубежных стран и страноведение», - говорит магистрант Жасур Ниязалиев. - В 2018-м продолжил обучение в магистратуре. И вот, в столь знаменательный год, когда наш институт обрел статус университета, я, сидя дома, защищаю магистерскую диссертацию, над которой неустанно работал на протяжении двух лет. Весьма необычный формат, конечно. Тем не менее было отрадно слышать похвалу в свой адрес от уважаемых преподавателей, а также рекомендации по продолжению научно-исследовательской деятельности уже в качестве до­кторанта или независимого исследователя при ТГУВ. Конечно, этот год запомнится надолго. Хочется надеяться, что совсем скоро мы войдем в привычный ритм и каждый сможет воплотить свои смелые идеи и планы в жизнь.

    Прежде каждый учебный год завершался церемонией вручения дипломов выпускникам. В этом мы не стали отходить от славных традиций и решили провести церемонию онлайн. Студенты приняли идею с воодушевлением. К тому же они стали первыми «онлайн-выпускниками» ТГУВ. В этом важном событии участвовали руководители дипмиссий в Узбекистане: Чрезвычайные и Полномочные Послы Японии, Китая, Республики Корея, Турции, Индии, Индонезии, Египта и Ирана. Они адресовали свои поздравления выпускникам вуза и пожелали им дальнейших успехов.

    Таким образом, мы видим, что пандемия коронавируса не только принесла человечеству негатив и беды, но и открыла новые возможности для развития, в частности, сферы образования и ее интернационализации.

    Убежден, что все это в скором времени останется позади и мы станем еще сильнее, чем прежде, и откроем новую страницу в истории нашего университета.

    Эльёр Махмудов.
    Проректор ТГУВ.