В этом ключе особо значимым является принятие постановления Президента «О подготовке к II Международному фестивалю искусства бахши и дополнительных мерах по созданию благоприятных условий для развития искусства бахши» от 10 апреля этого года, которое, несомненно, придаст новый импульс в вопросах дальнейшего сохранения и приумножения культурного наследия страны.
Аксакалы говорят, что, когда волшебный голос домбры летит по цветущим садам, полям и горам, замолкают даже птицы. Лишь слышны топот копыт, шелест листьев на ветру, журчание воды в арыках. С глубочайшим вниманием и восхищением слушают зрители магический гортанный голос бахши, ожившие легенды тысячелетней давности, в которых отражены сокровенные мечты и чаяния народа.
Новое поколение исполнителей этого традиционного искусства сохранило уважение к инструменту, мелодиям и наследию, что пронесли через века великие предки. И, кажется, переняло все самое лучшее, сберегло, а вместе с тем адаптировало к современным реалиям, привлекая слушателя, воспитывая его вкус.
Один из представителей «современной» (как бы парадоксально это ни звучало) школы бахши - обладатель премии «Нихол» Ахрор Кушматов.
Талантливый певец родился в 1995 году в Чиракчинском районе Кашкадарьинской области. Уникальному ремеслу научил его собственный дедушка, узнавший секреты мастерства у народного бахши Узбекистана Шомурода Махманова.
С самого детства молодому человеку говорили, что мелодия - есть пластика, танец, невероятная игра полутонов… вода. Дедушка Ахрора всегда сравнивал песню с рекой, устья которой то разливаются в беспокойные и волнистые заливы, то так малы, что их журчание больше напоминает шепот.
Возможно, именно поэтому герой всегда готов к экспериментам со звуком, приветствует их. Слушая его композиции, ощущаешь не только привычный величавый гул традиционных инструментов, но и влияние эстрадного жанра, а вместе с тем электронику, поп и даже немного диско. Настолько своеобразно исполнение юного дарования.
Как известно, награда всегда найдет своего героя. В 2019-м двадцатичетырехлетний парень удостоен высокой Государственной премии «Нихол». Особенно символично, что в том же году в Термезе состоялся I Международный фестиваль искусства бахши. Как и это исторически важное для республики событие, Ахрор тогда заявил о себе, приковав внимание не только соотечественников, но и специалистов сферы далеко за пределами Родины.
С течением времени исполнитель создает новые творческие образцы. У него появляется больше возможностей, слушателей и контактов. С замиранием сердца молодой одаренный узбекистанец ждет II Международный фестиваль искусства бахши в Нукусе.
Масштабный музыкальный форум в очередной раз распахнет свои двери, чтобы привлечь других юных мелодистов, из которых кто-то, возможно, станет его учеником.
Великий путь великого достояния
Народный эпос - культурное сокровище узбекского народа. Эпические традиции берут начало в далеком прошлом, но в Узбекистане они живут и развиваются и поныне как музыкально, так и поэтически.
И это связано с искусством бахши-шоиров (достончи, жиров, баксы, юзбоши, санновчи) - народных сказителей, сочетающих в себе сразу роли рассказчика, поэта, музыканта, певца и актера. Исполнитель должен обладать богатым словарным запасом, умело использовать все формы живого языка, игру слов и их орнаментику.
Труд бахши сложен. Чтобы стать настоящим мастером, нужны не только талант, слух, голос, но и выдержка, терпение. Здесь мало быть одаренным певцом. Необходимо владеть определенным музыкальным инструментом, сопровождать действия истории мимикой и пластикой. Бахши должен знать жизнь и быт родного народа, культуру, историю своего края. Ведь дастаны рассчитаны не просто на устное исполнение. В них используются от пяти до 36 напевов, которые отличаются своими музыкальными закономерностями. Мелодии короткие, повторной структуры. Характер напевов - речитативного и песенного склада. Основным музыкально-поэтическим жанром является терма, сопровождаемая собственной игрой на домбре, дутаре или кобузе. Все это связано с искусством бахши - бахшичилик, имеющим многовековую историю развития.
- Главные задачи исполнителей - увлечь слушателя напевами, с интересом вести рассказ, - делится Ахрор бахши. - Это требует постоянного совершенствования мастерства, его недюжинные актерские способности, ведь приходится перевоплощаться в каждого из своих героев. А в репертуаре наших сказителей героико-богатырские, исторические и романические дастаны, которые вобрали в себя древнейшие культурные традиции, память о становлении народа, его духовном мире и исторических судьбах, его гражданских, нравственных и эстетических идеалах.
Дастан - в равной мере произведение и прозаическое, и поэтическое, и музыкальное. Это создает разнообразные эстетические комбинации, широчайший спектр эмоций, которые не каждое искусство способно пробудить. Интересно и то, что в дастанах слово, стих, текст несут основной смысловой и художественный груз. И все это намного естественнее, эмоциональнее звучит в музыкальном исполнении. Содержание обычно проникнуто идеями патриотизма и гуманизма, преданности и любви, дружбы и братства.
Второе дыхание жемчужины Востока
Первой ласточкой, предвестившей фестиваль с его выступлениями и всевозможными выставками, показом художественных и документальных фильмов, стало исполнение в начале 2019 года впервые в столице одного из самых известных и значимых эпосов в истории узбекского фольклора - «Алпамыш». Для этого были приглашены популярные исполнители из областей, которые в течение пяти дней дарили зрителям и гостям Национальной галереи НБУ атмосферу ярких событий давно минувшей эпохи, силой сказительского искусства перенесли собравшихся в те времена, когда люди проявляли неимоверную храбрость и отвагу. Среди них был и наш герой.
- Борьбе за честь и достоинство, поиску смысла бытия, осознанию своего жизненного предназначения, а также воспеванию непреходящих духовных ценностей посвящено большинство произведений, исполняемых бахши, - продолжает исполнитель. - Вот почему столь важно сохранять это богатое духовное наследие нашего народа в современном мире. В классический репертуар наравне с «Алпамышем» входит цикл дастанов «Гур-углы», «Рустамхон», «Кунтугмиш», «Ошик гариб и Шохсанам», легший в основу произведения Михаила Лермонтова «Ошик кериб» и многие другие.
Я же стараюсь сделать эти ставшие традиционными произведения доступными сверстникам. Добавляю собственный минус, записываю треки в студии, играю биты... Текст оставляю традиционно честным, поэтичным, наполненным важными и поучающими историями.
Наблюдая за тем, как Ахрор бахши поет, слушая его заливистый голос, понимаешь: это по праву можно назвать театром одного актера. Исполнитель воссоздает огромное эпическое полотно не только при помощи мелодии, интонации, но и жестов, мимики. Часы и минуты, кажется, замедляют ход истории, чтобы проникнуться мыслями и чувствами героев, атмосферой разворачивающихся событий. А потом в этот четкий ритм вторгается синтезатор - и вот ты вновь в настоящем.
- Любой жанр переживает продуктивные и непродуктивные периоды своего развития, - продолжает Ахрор. - Думаю, классический репертуар бахши уже сформирован. Это произошло в период расцвета жанра - в конце XVIII - первой половине XX века. Сегодня мы наблюдаем новый такой подъем - настоящий Ренессанс. То есть жанр позволяет игру со звуком, эксперимент, свежий взгляд. И это - хороший знак. У бахши своя аудитория и эпическая среда. Важно не допустить сужения расширившего границы музыкального пространства.
Ведь такой жанр, присущий многим народам, - особый вид мироощущения. Однако до наших дней сохранился не у всех. У кого-то исчез совсем, некоторые сохранили лишь его фрагменты, а где-то он представлен не в аутентичном виде. В этом плане наш регион выгодно отличается тем, что здесь фольклор сохранился как живое явление. Музыкальный компонент в искусстве бахши с течением времени приобрел и неотъемлемый характер.
* * *
В областях у нас до сих пор сохранились сказительские школы, где ученик осваивает искусство бахши в этнографическом контексте. Нередки случаи, когда он живет в семье наставника, вместе с ним ходит на торжества и всевозможные праздники, где воочию наблюдает за тем, как бахши исполняет дастаны. Более того, не только осваивает премудрости игры на традиционном музыкальном инструменте, но и узнает об истоках сюжетов дастанов, кто и в какой манере их исполнял. А главное, через фольклорные произведения познает жизнь во всех ее проявлениях. Ведь произведения фольклора пропитаны житейской мудростью и помогают каждому из нас стать добрее, чище и благороднее. Стоит только проникнуться их завораживающей поэтикой и красотой.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».