За последние пять лет у нас в стране коренным образом изменился подход к развитию науки. За короткий срок принято более 30 правовых актов в поддержку сферы образования и науки, в том числе связанных с внедрением научных разработок, инноваций в высшее образование. Обратите внимание на объявленные названия последних трех лет: Год активных инвестиций и социального развития, Год развития науки, просвещения и цифровой экономики, Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Это говорит о масштабах намеченных планов в области науки, образования и внедрения достижений науки в жизнь.
Наука базируется на системе образования. Сейчас у нас действует более 9970 школ, которые посещают свыше 5 миллионов 500 тысяч детей. В последние два-три года образованы специализированные школы в направлении художественного творчества, искусства, культуры. В Каракалпакстане основана школа творчества имени Ибрагима Юсупова, Джизаке - имени Хамида Алимджана и Зульфии, Намангане - имени Исхакхона Ибрата, Фергане - имени Эркина Вахидова, Хорезме - имени Огахи, в Сырдарье - имени Халимы Худайбердиевой, Карши - имени Абдуллы Орипова, Андижане - имени Мухаммада Юсуфа. С учетом интереса ребят к другим направлениям базового образования открыта школа имени Мухаммада ал-Хоразмий, специализирующаяся на информационных технологиях.
В 2019 году были основаны четыре Президентские школы абсолютно нового содержания и формата. Скоро такие же откроются во всех регионах республики. Инновации в будущее непременно принесут свои дивиденды.
Следующая ступень - высшее образование. Кузница кадров не только поставляет специалистов для отраслей экономики, но и взращивает молодых ученых. Сейчас в Узбекистане действует более 140 институтов и университетов, хотя еще пять-шесть лет назад их было кратно меньше. Открыты 26 региональных филиалов вузов. Еще два десятка филиалов зарубежных университетов обеспечили как количественный, так и качественный уровень образования. Ежегодно в республике открываются по четыре-пять филиалов зарубежных вузов. Это дает возможность молодежи получать дипломы ведущих институтов и университетов, будучи на родине.
Масштабные изменения позволяют эффективно решать проблемы, накопившиеся в системе образования. Ежегодно общеобразовательные школы оканчивают 600-650 тысяч учащихся. Лишь 9-10 процентов из них могли продолжить обучение в вузах. Между тем в развитых странах уровень охвата высшей школой составляет 60-70 процентов. Поэтому правительство приняло решение об увеличении количества вузов и квот. Как результат, уровень охвата молодежи высшим образованием достиг 25 процентов к 2021 году.
На следующем этапе планируется предоставить вузам академическую и финансовую независимость. Это требует от них наращивания научного потенциала, внедрения в жизнь научных разработок и изобретений. Созвучно инновациям вузы пересматривают приоритеты, концентрируя усилия на практическом аспекте исследований. На конкурсной основе будут отобраны пять высших образовательных учреждений страны, в которых намечено реализовать проекты по трансформации научной деятельности совместно с ведущими зарубежными университетами.
Кардинальные изменения происходят в Академии наук. Не секрет, что она растеряла свой потенциал. Чтобы исправить ситуацию, приняты нормативные акты по укреплению материально-технической базы, улучшению деятельности Академии наук, ее научно-исследовательских институтов. Кадровый состав на выборной основе пополнен новыми членами. Налажена кооперация науки и производства. Правительством выделено сто миллионов долларов грантовых средств на поддержку внедрения научных разработок.
С 2017 года произошли изменения в структуре Академии наук. Раньше в ее составе действовали Каракалпакский филиал и Хорезмская академия Маъмуна. Теперь филиал преобразован в отделение. В Навоийской области создано новое подразделение академии. Тому есть веские основания. В золотодобывающем регионе и прилегающих к нему районах много промышленных предприятий. Действуют экономические зоны, создаются новые. Жизненной необходимостью стало внедрение передового научного опыта, прогрессивных технологий в производство. Вышеуказанное отделение Академии наук как раз призвано практически воплощать инновации. Иными словами, Академия наук Узбекистана превращается в учреждение, которое активно создает новые технологии, модули, изобретения.
Все эти преобразования свидетельствуют об уделяемом государством огромном внимании науке и образованию, по сути, являющимся катализаторами перспективных идей. Именно поэтому кандидаты в Президенты, выдвинутые политическими партиями, в своих предвыборных программах в качестве приоритетной задачи предлагают наращивать образовательный и научно-технический потенциал общества.
На протяжении пяти лет кардинально меняется система образования. Год от года увеличивается количество высших образовательных учреждений. Если раньше они действовали только в крупных городах, то теперь появляются и в районах. Если раньше мы отправляли детей на учебу в зарубежные вузы, то сейчас картина совсем иная. В настоящее время престижные вузы открывают свои филиалы у нас в стране. Все это делается ради того, чтобы наша молодежь имела широкие возможности для получения высшего образования.
Особое внимание в предвыборной программе Бахрома Абдухалимова уделено дальнейшему развитию науки, ибо конкурировать в мире можно только при широком внедрении в производство достижений науки и технологий. Исследования, разработки и внедрение в практику ноу-хау требуют немалых средств. Немаловажным является участие в данном процессе не только ученых, но и интеллигенции, специалистов всех сфер. Поэтому кандидат предлагает создать необходимые условия ученым, а также принять меры по увеличению числа и повышению квалификации таких специалистов, как инженеры, технологи, агрономы-механизаторы, являющимся настоящими локомотивами экономики.
Безусловно, сейчас нет такой отрасли, к которой не причастна наука. Огромная роль в этом принадлежит фундаментальным наукам. Без их развития невозможно представить прогресс страны.
В настоящее время научно-технический прогресс дошел до самых отдаленных уголков республики. Фермеры и земледельцы должны применять в своей работе достижения науки. Бахром Абдухалимов считает, что обеспечение организации сельскохозяйственного производства в агрофирмах и государственных хозяйствах на научной основе, интеграция науки и практики приведут к ожидаемому успеху Узбекистана в аграрном секторе, инновационному развитию сельскохозяйственной экономики, к решению проблем занятости и бедности.
Кандидат в Президенты от СДП «Адолат» предлагает усовершенствовать систему развития экономики, обращает внимание на вопросы реформирования системы высшего и профессионального образования при переходе на экономику, основанную на цифровых технологиях. А также создать систему поддержки государственных учреждений, активно продвигающих цифровую экономику в предпринимательство. В целом предвыборная программа кандидата в Президенты от СДП «Адолат» содержит конкретные предложения и планы, связанные с развитием системы образования, науки, внедрением ее достижений в жизнь. Бахром Абдухалимов является кандидатом, который внесет достойный вклад в развитие страны.
Камол Матёкубов.
Журналист, активист Социал-демократической
партии Узбекистана «Адолат».
Данный материал опубликован в газете «Правда Востока» № 205 от 15 октября в рамках предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан на бесплатной основе.