Реформы в высшем образовании - путь к Новому Узбекистану

    В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в числе основных приоритетов определены кардинальные меры по совершенствованию системы высшего образования, повышению качества подготовки квалифицированных кадров. При этом особое внимание уделяется потребности, существующей в реальном секторе экономики. Важной составляющей этого процесса является сотрудничество с зарубежными высшими учебными заведениями.

    Партнерство между Республикой Узбеки­стан и Республикой Беларусь в последние годы, в том числе в сфере образования, выходит на новый уровень. Не случайно между нашими странами идет постоянный диалог в области совершенствования образовательных программ, обмена студентами, преподавателями, молодыми учеными и исследователями. В Узбекистане примерно у 25 вузов есть образовательные программы с Беларусью. Значительные перспективы в этом отношении у белорусских вузов. Об этом наша беседа с доктором педагогических наук, доцентом, заместителем директора по учебной и воспитательной работе cовместного Белорусско-­Узбекского межотраслевого института прикладных технических квалификаций в городе Ташкенте (МИПТК) Яшином ИСМАДИЯРОВЫМ.

    - Яшин Уткирович, открытие любого совместного зарубежного высшего учебного заведения предполагает потребность в квалифицированных специалистах для того или иного сектора экономики, кадрах для предприятий, действующих в любом регионе нашей страны. Какие задачи стоят перед институтом и с чем связано его открытие в столице Узбекистана?

    - Высшее учебное заведение начало свою деятельность согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О создании совместного Белорусско-Узбекского межотраслевого института прикладных технических квалификаций в городе Ташкенте» от 20 ноября 2019 года. Документом определено, что институт открывается в целях дальнейшего совершенствования подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров для отраслей экономики республики, расширения международного сотрудничества в области высшего образования, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

    Институт готовит кадры в соответствии с международными образовательными стандартами, способными решать важнейшие научно-производственные задачи промышленных отраслей республики, в том числе на основе совместных образовательных программ по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры. Институт также осуществляет разработку и внедрение современных образовательных программ и форм обучения высшего и профессионального образования, внедряет в учебный процесс передовые педагогические и информационные технологии, новейшие достижения науки и техники.

    Учредитель института - Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова, участники организации деятельности - Белорусский национальный технический университет (БНТУ) и Республиканский институт профессионального образования (Беларусь).

    Учебный процесс в МИПТК осуществляется по образовательным программам, утвержденным учредителем и участниками с учетом требований образовательных стандартов Республики Узбекистан и Республики Беларусь. Обучение ведется на русском языке. По окончании вуза выпускникам выдается диплом о высшем образовании установленного образца БНТУ, который признается документом о высшем образовании Республики Узбекистан.

    Названное постановление о создании института подписано в 2019 году, и уже с 2020/2021 учебного года вуз принял первых 339 студентов, набрав 100 процентов квоты. Абитуриенты сдавали два экзамена в форме тестовых заданий по математике и русскому языку. Несмотря на сложившуюся обстановку, связанную с коронавирусной пандемией, мы провели первый и второй семестр частично в офлайн- и онлайн-режимах. Окончание второго семестра проходило в гибкой форме, и мы завершили первый учебный год согласно плану.

    В этом учебном году также успешно провели вступительные экзамены. Студентами института стали 575 человек со всей республики. Обучение в вузе ведется как на основе государственного гранта - 30 процентов мест, так и на платно-­контрактной основе.

    - Название института говорит о том, что это вуз технический. Расскажите о направлениях обучения и о том, насколько специальности, получаемые здесь, востребованы на рынке труда.

    - В совместном межотраслевом институте один факультет, действуют две кафедры. Направления образования бакалавриата и специальностей магистратуры следующие: технология машиностроения, оборудование и автоматизация машиностроительных производств; тракторостроение; оборудование и технологии сварочного производства; управление инновационными проектами промышленных предприятий; теплогазоснабжение и вентиляция зданий и сооружений. С 2021/2022 учебного года в институте открыты новые направления обучения - сфера услуг (автомобили), компьютерная мехатроника, биотехнические и медицинские аппараты и системы, транспортная логистика.

    Известно, что Республика Беларусь - государство с мощным индустриальным потенциалом, сильными традициями машиностроения и станкостроения. К тому же это аграрная страна, полностью обеспечивающая свой сельхозсектор самыми современными машинами и оборудованием, квалифицированными специалистами. Традиции белорусской инженерно-технической школы формировались десятилетиями и считаются одними из лучших. И сегодня белорусская сторона готова делиться с партнерами современными технологиями, квалифицированными специалистами и преподавателями, образовательными методиками и информационным обеспечением. В Узбекистане во всех регионах имеется большая потребность в названных специальностях, квалифицированных инженерах и ученых-инноваторах. Отечественные крупные промышленные предприятия всегда готовы трудоустроить такие молодые кадры, и институт готовит именно их.

    - Чтобы стать квалифицированным специалистом, одного желания недостаточно. Кроме понимания студентом особенностей выбранной профессии, мотивации и терпения, необходимо обеспечить молодежь опытными наставниками, не понаслышке знающими свою сферу. Как в МИПТК решается задача с профессорско-преподавательским составом?

    - Несмотря на то, что институт функционирует сравнительно недавно, мы на сто процентов укомплектовали учебное заведение квалифицированными специалистами, преподавателями как общеобразовательных дисциплин, так и по специальностям инженерно-технического направления. Сегодня в вузе работают около 50 преподавателей, в том числе привлекаются читать лекции и из других вузов. Например, учебные часы есть у преподавателей Ташкентского государственного технического университета, Туринского политехнического университета в городе Ташкенте, Института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Мы гордимся, что наш профессорско-преподавательский состав имеет ученые степени докторов философии по тем или иным техническим дисциплинам, работают четыре доктора наук. Ими опубликованы ряд учебников, учебных пособий и более 20 методических указаний.

    Мы быстро ориентируемся в меняющемся мире, в том числе принимая вызовы в связи с пандемией коронавируса. Так, еще в прошлом году преподаватели кафедры «Гуманитарные и естественные дисциплины» провели ряд подготовительных работ на платформе дистанционного онлайн-обучения Zoom. Каждый преподаватель разместил в интернете задания для самостоятельных работ студентов по всем дисциплинам. Были подготовлены учебные фильмы, лекционные презентации, лабораторные электронные стенды и симуляторы по физике и химии, а также для работы в онлайн-режиме. Студенты быстро усвои­­ли навыки обучения в дистанционном режиме, и, несмотря на некоторые новшества, получили знания в полном объеме. Отмечу, что процесс обучения обеспечен необходимой материально-­технической базой для проведения лекционных, практических, дистанционных занятий и научно-­исследовательских работ.

    Конечно, важное место в работе руководителей и профессорско-преподавательского состава института отводится противодействию коррупции, созданию в вузе атмосферы нетерпимости к правонарушениям и правовому нигилизму, формированию у студентов правовой культуры на основе печатных и электронных СМИ, являющихся зеркалом государственной и общественной жизни. На проводимых кураторских воспитательных мероприятиях и информационных часах студентам рекомендовано использовать материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и по борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до студентов.

    Многие наши педагоги ведут не только преподавательскую и духовно-воспитательную деятельность. Они активные участники международных и республиканских научных конференций, инновационных ярмарок. Перед ними стоит задача - повысить качество обучения и уровень учебно-методической работы путем создания новых учебных программ, пособий, интеграции в мировое образовательное и научное сообщество. Чтобы этот процесс непрерывно совершенствовался, администрацией вуза проводится определенная работа.

    Одна из форм этой деятельности - практика в Беларуси, переподготовка и повышение квалификации, обмен опытом. С этой целью поставлена задача отправлять в Белорусский национальный технический университет, Республиканский институт профессионального образования наших преподавателей. И сегодня мы этот план выполняем. Отечественные специалисты не только стажируются по своей специальности, но и, что немаловажно, получают опыт в методике преподавания, которая может несколько отличаться от страны к стране и от вуза к вузу. Это вносит свежую ноту в процесс обучения, способствует атмосфере новаций, изобретений, расширению кругозора как наставников, так и студентов. Повышается статус и преподавателя, и института.

    Известно, что оценка качества образования в том или ином вузе, определяемая Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Респуб­лики Узбекистан, зависит в числе прочего и от того, проходили ли преподаватели стажировку в высших учебных заведениях, входящих в мировой топ-1000 по качеству образования. Белорусский национальный технический университет входит в эту тысячу и занимает 643-е место, а значит, наши преподаватели и соответственно институт могут претендовать на высокий рейтинг данной государственной инспекции.

    Конечно, стажировка преподавателей проходит и в нашей стране. Разработаны планы привлечения профессорско-преподавательского состава, работающего в институте, на курсы повышения квалификации. Планируется организация семинаров с целью популяризации опыта преподавателей, прошедших там обучение.

    Подчеркну, что вся эта работа осуществляется в целях подготовки квалифицированных кадров для реального сектора экономики Узбеки­стана. А значит, пристальное внимание мы уделяем и общеобразовательным дисциплинам, и инженерно-­техническому направлению согласно учебным планам бакалавриата и магистратуры.

    Для повышения общеобразовательного уровня студентов действует кружок компьютерной мехатроники, где молодежь осваивает технику в свое­образном комплексе с механикой и искусственным интеллектом. Имеется информационно-­ресурсный центр. Есть спортивные секции, регулярно организуются соревнования между студентами, в том числе других столичных вузов.

    Известно, что вопрос воспитания юношей и девушек гармонично развитыми личностями, в наше время особо актуален. С этой целью в совместном институте разработан комплексный план мероприятий духовно-просветительских работ на 2021/2022 учебный год. Здесь стараемся формировать у сотрудников и студентов навыки здорового образа жизни.

    Активное участие в образовательном процессе принимают кураторы академических групп. Это наставники из числа опытных преподавателей и сотрудников института. Создан Совет кураторов. Кроме проведения духовно-просветительских мероприятий и организации свободного времени, совет, например, помогает проводить мониторинг условий проживания иногородних ребят на съемных квартирах, у родственников. Ни одного студента не оставляем без внимания. Знаем, чем каждый занимается в свободное время, и стараемся обеспечить досуг молодежи с максимальной пользой.

    - В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, ряде постановлений главы государства и правительства первоочередное внимание уделяется интеграции науки, образования и производства. Как эта работа проводится в Белорусско-Узбекском межотраслевом институте?

    - Прежде всего в этой деятельности основываемся на задачах, обозначенных в Стратегии действий, Законе Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности», постановлении главы государства «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики» от 7 мая 2018 года и других нормативно-правовых документах.

    16 июня нынешнего года под председательством Президента Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание, посвященное приоритетным задачам в системе высшего образования. Лидер страны обозначил актуальные вопросы в этой сфере, в том числе поручил привести процесс обучения в соответствие с требованиями рынка труда, увязать его с производством и создать среду, в которой студенты могут работать над собой, саморазвиваться.

    МИПТК к настоящему времени заключил договоры с предприятиями и организациями, научными институтами по всей республике для прохождения студентами ежегодной производственной практики в течение месяца с возможностью дальнейшего трудоустройства. Среди лидеров отечественного промышленного производства - акционерные общества «Ташкентский тракторный завод», «Ташкентский трубный завод», «Чирчикский завод сельскохозяйственной техники», «Узавтосаноат» и другие. Подписаны договоры с ГП «Узбекский национальный институт метрологии», а также с предприятиями из регионов. Это послужит хорошим подспорьем ребятам из этих областей, которые по окончании института смогут трудоустроиться по месту жительства. Также производственная практика помогает студенту быстро определиться, нужна ли ему вообще эта специальность? Ведь одно дело изучать предмет в аудитории и другое - попробовать поработать непосредственно в цеху, лаборатории, на участке реального производства.

    Большую поддержку институту оказывает Ташкентский государственный технический университет. В технопарке этого вуза, его лабораториях наши студенты эффективно и качественно осваивают детали той или иной учебной программы.

    Модернизация и развитие сферы образования - важные составляющие процесса экономического, культурного и духовного возрождения, создания Нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса. В стране проделана огромная работа в этом направлении. Если обратиться к сфере образования, можно отметить, что в целях подготовки конкурентоспособных кадров с глубокими знания­­ми и высокой квалификацией количество вузов в стране увеличено до 141, в то время как в 2016 году действовало всего 77. Открыты филиа­­лы 26 зарубежных высших учебных заведений. За последние пять лет в три раза увеличены квоты приема в вузы. Планируется довести охват высшим образованием выпускников школ, лицеев и колледжей до 50 процентов к 2030 году.

    Молодежь Нового Узбекистана - решающая сила завтрашнего дня, опора государства. По­­этапно и целенаправленно проводимые масштабные реформы в сфере образования дают юношам и девушкам возможность реализовать свой потенциал, получить любую специальность и трудоустроиться. Профессорско-преподавательский состав нашего вуза прилагает все усилия, чтобы каждый выпускник занял достойное место в обществе.

    Беседовал
    Максим Черногаев.
    «Правда Востока».