Реформы во имя чести и достоинства человека - фундамент благополучия и устойчивого экономического развития

    2022 год ознаменован для Узбекистана очередным этапом коренных преобразований и масштабных трансформаций во всех сферах. Экономика, противодействие коррупции, совершенствование деятельности социального сектора, усиленное внимание развитию образования и молодежной политике - все эти вопросы находятся в фокусе внимания руководства страны. В беседе с председателем Общенационального движения «Юксалиш» Бобуром БЕКМУРОДОВЫМ, посвященной обсуждению самых значимых событий ушедшего года, мы поговорили о результатах проделанной работы в Год обеспечения интересов человека и развития махалли.

    - Бобур Мансурович, чем вам как общественному деятелю запомнился 2022 год? В каких сферах вы заметили наиболее стремительный прогресс?

    - При оценке минувшего года следует учитывать многие аспекты. Несмотря на выпавшие испытания, у нас много важных побед и достижений в разных сферах и на разных уровнях. При этом большинство из них имеют статус «впервые».

    К примеру, объем валового внутреннего продукта республики впервые превысил 80 млрд долларов. Узбекистан впервые отправил контейнерный поезд в Европу через Средний коридор. Грузоперевозка была организована в сотрудничестве с зарубежными партнерами из Туркменистана, Азербайджана и Грузии. Узбекистан впервые разместил на рынке инфраструктурные облигации, в результате для строительства двух клиник, школы и дорожных объектов в Ташкентской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях, удалось привлечь почти 150 млрд сумов.

    Впервые в истории страны размеры пенсий и социальных пособий выросли до уровня не ниже минимальных потребительских расходов. Так, если в 2017 году социальную помощь получали 500 тысяч малообеспеченных семей, то сегодня уже более двух миллионов. Объем выделяемых средств увеличился в семь раз и достиг 11 трлн сумов в год.

    В 2022 году в связи с 30-й годовщиной Конституции Указом Президента впервые одновременно помилованы около 400 осужденных. А одним из ярких и эмоциональных событий прошлого года стала победа юных шахматистов на шахматной олимпиаде в индийском городе Ченнаи. Это первая победа сборной Узбекистана во Всемирной шахматной олимпиаде.

    Минувший год ознаменовался очередным этапом трансформации государства и общества. После общественного обсуждения была принята Стратегия развития Нового Узбекистана, которая определила векторы развития на ближайшие несколько лет. Акцент делается на построение государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества, в том числе оказание более широкой и адресной социальной поддержки населению, расширение участия граждан в процессе принятия решений, взаимодействие народа с властью переходит на новый этап.

    Хочу отметить еще один важный факт. В минувшем году были предприняты серьезные шаги по реформе государственного управления. Уверен, она принесет свои плоды уже в ближайшем будущем. Вслед за принятием Закона «О государственной гражданской службе» в конце года был запущен очередной этап административной реформы. Начался практический этап реализации идеи компактного правительства. Подотчетность правительства важна для общественности. Именно в этом контексте 2023 год станет поворотным.

    Достигнутые результаты показывают, что, несмотря на все объективные сложности, трансформации в стране не останавливаются. При этом в центре преобразований - человек, его права и законные интересы. Инвестиции в человеческий капитал, знания и новые технологии рассматриваются в числе приоритетов развития экономики, в качестве условия повышения ее конкурентоспособности и устойчивого развития государства. Одними из ключевых факторов укрепления человеческого капитала являются образование и профессиональная подготовка населения. Этим объясняется и масштабность реформ в сфере образования в Узбекистане.

    - Какую оценку ОД «Юксалиш» может дать процессу реализации Госпрограммы-2022?

    - При Общенациональном движении «Юксалиш» будет создана Общественная группа независимого мониторинга и оценки, которая станет готовить ежегодные альтернативные отчеты в целях оценки уровня достижения целей, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Государственной программе, в том числе в разрезе регионов. Сегодня мы анализируем поступившие данные и результаты общественного мониторинга, работаем над первым альтернативным отчетом, который планируется опубликовать в начале этого года.

    Пока воздержусь от того, чтобы делиться окончательными выводами. Однако по некоторым направлениям могу высказать свое мнение, основанное на наблюдениях в течение года.

    Если говорить о положительных изменениях в рамках Госпрограммы, то в первую очередь необходимо выделить социальную сферу. В минувшем году утверждена Стратегия социальной защиты населения. Документ направлен на поэтапную систематизацию государственной политики в сфере социальной защиты. Уже в 2022 году произошел ряд изменений в этом направлении.

    К примеру, введены ежемесячные компенсационные выплаты одиноким лицам, нуждающимся в постороннем уходе, получающим социальные пособия. Выплаты составляют 45 процентов базовой величины исчисления пенсии.

    Кроме того, часть «декретных» занятых в неформальном секторе выплачивается из Госбюджета. На эти цели направлено 170 млрд сумов. Это важное новшество, поскольку доля женщин в неформальном секторе оценивается почти в 60 процентов. При этом многие работодатели не оформляют женщин на работу официально, чтобы избежать выплат пособий по беременности и родам. Теперь государство берет на себя эти расходы.

    Самое главное, политика социальной защиты населения строится таким образом, чтобы не просто выплачивать пособия нуждающимся, а выводить семьи из числа малообеспеченных путем трудо­устройства, профессионального обучения, выдачи субсидий на начало предпринимательской деятельности.

    Конечно, есть еще некоторые проб­лемы в этой сфере. Например, в рамках прошлогодней Госпрограммы была определена задача по широкому распространению практики поддержки граждан, получающих государственную социальную помощь, на основе социального контракта. Однако работа в этом направлении не была налажена на системном уровне, в результате сегодня некоторые граждане не спешат покидать ряды нуждающихся, наблюдаются иждивенческие настроения.

    В качестве положительного достижения в сфере образования можно назвать налаживание практики обеспечения учащихся начальных классов школ в Каракалпакстане и Хорезмской области бесплатным питанием. В Послании парламенту и народу страны Президент анонсировал внедрение в 2023-м этой практики во всех школах страны.

    Еще одно важное преобразование коснулось расширения охвата девушек и женщин профессиональным или высшим образованием. Так, с прошлого учебного года соотечественницам, поступившим в вуз или среднее специальное и профессиональное образовательное учреждение на платной основе, начал выдаваться беспроцентный кредит. Погасить его можно будет в течение семи лет, начиная с седьмого месяца после окончания обучения.

    Кроме того, от подоходного налога освобождаются платежи до трех млн сумов в месяц, которые родители вносят за обучение детей в негосударственных детских садах и школах.

    Повторюсь, 2022 год был не из легких. Мы стали свидетелями и кризисов в отдельных сферах. Так, 25 января во всех регионах Узбекистана, в отдельных областях Казахстана и Кыргызстана в результате крупной аварии в единой энергосистеме Центральной Азии произошли отключения электроэнергии. Они затронули более 40 миллионов населения трех республик.

    Проблемы в энергетическом секторе вновь напомнили о себе и летом (во время самых жарких дней), и зимой, с наступлением холодов. Ответственному ведомству пришлось в авральном режиме реагировать на ситуацию. Тогда как в Госпрограмме были определены задачи по развитию отрасли, модернизации имеющихся мощностей и переходу на альтернативные источники энергии. Нужно было лишь вовремя исполнять поставленные в Указе Президента задачи и поручения.

    Как я уже сказал выше, мы работаем над альтернативным отчетом по исполнению Госпрограммы. После его публикации широкая общественность непременно сможет детально с ним ознакомиться.

    - Отдельно хотелось бы остановиться на деятельности ННО Узбекистана. В целом насколько прогрессивно развиваются в стране институты гражданского общества, с какими проблемами сталкиваются?

    - Нужно признать, что институты гражданского общества развиваются динамично, поскольку видят большую открытость государства. В целом с 2016 года начался принципиально новый этап становления и развития отношений между гражданским обществом, который реализуется в условиях провозглашенного Президентом Шавкатом Мирзиёевым принципа «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

    Гражданское общество определяется как ключевой партнер государства в развитии диалога с народом, обеспечении надежных гарантий соблюдения прав и свобод человека и решении задач повышения уровня вовлеченности граждан в общественное управление.

    Принятые меры способствовали увеличению количества вновь создаваемых ННО. Если в 2017 году органами юстиции было зарегистрировано лишь 60 ННО, то в 2021-м этот показатель составил 448, то есть в 7,5 раза больше. За последние пять лет зарегистрирована 1031 новая ННО.

    Наблюдается динамика роста финансирования инициатив общественных организаций. Так, только в 2021-м на эти цели выделено 101 млрд сумов, что в восемь раз больше, чем в 2017-м. В целом в 2017-2021 годах на финансирование социально значимых проектов ННО выделено 172 млрд сумов.

    В стране утверждается модель «Новый Узбекистан - социальное государство», направленная на перераспределение материальных благ для обеспечения социального равенства и справедливости. То есть предусматривается соединение принципов свободы и правовой законности для обеспечения благополучия личности и процветания общества в целом. Во главу угла ставятся в первую очередь повышение качества и эффективности государственных услуг, практическая реализация механизмов общественного контроля, усиление роли СМИ.

    Примечательно, что существенно активизировались ННО в регионах. Они реализуют грантовые проекты, поддержанные не только Общественным фондом при парламенте и местных кенгашах, но и зарубежными донорами, международными организациями.

    К примеру, общественное объединение «Жонли табиат», которое базируется в Навоийской области, реализовало двухгодичный грантовый проект Всемирного фонда дикой природы. Он направлен на сохранение приоритетных видов биоразнообразия северной подгорной равнины хребта Нуратау на основе детальных полевых исследований.

    Еще один пример - проект «#YoshStan: Повышение роли молодежи в процессе принятия решений на местном уровне». Он реализован андижанской негосударственной некоммерческой организацией «Hamroh» совместно с международной ННО «Search for Common Ground» при финансовой поддержке Евросоюза. В рамках проекта поддержаны молодежные инициативы за счет мини-грантов. В результате около 500 учащихся из социально уязвимых слоев населения в Асакинском районе вовлечены на разные курсы и кружки по интересам. Некоторые мини-проекты при субсидировании областной администрации получили продолжение. И таких примеров по республике очень много.

    Они показывают, что повышается потенциал ННО на местах, который позволяет реализовывать крупные социально значимые проекты в партнерстве с международными донорами.

    Еще есть механизмы, которые можно еще больше адаптировать для того, чтобы институты гражданского общества развивались параллельно государственному сектору, больше взаимодействовали друг с другом. К примеру, посредством социального партнерства, социальных заказов. Особенно это актуально в регионах.

    Важно и дальше повышать роль ННО на местном уровне, чтобы они стали помощниками местных органов власти в решении проблем. Поскольку институты гражданского общества могут предложить инновационные идеи и практики с учетом специфики территорий и потенциала населения. Кроме того, они представляют интересы разных категорий граждан, следовательно, содействуют инклюзивности процессов принятия важных решений на разных уровнях.

    - 2022 год внес весомые коррективы в жизнь всего человечества. Как, по-вашему, Узбекистан реагирует на наблюдающийся глобальный кризис?

    - Конечно, события, происходящие в мире в последние годы, полностью изменили повестку дня. Узбекистан не является исключением в этих процессах. Могу сказать, что наша страна пытается укреплять альтернативные внешние связи на основе возможных изменений. В частности, в последние годы Узбекистан вывел свое участие в Организации тюркских государств на новый уровень. Доказательство тому - первый саммит ОТГ в Самарканде.

    Кроме того, одним из результатов демократических трансформаций и активной внешней политики стало укреп­ление отношений с Европейским союзом. В этой связи факт предоставления Узбекистану статуса бенефициара Всеобщей системы преференций GSP+ служит укреплению торговых отношений, наращиванию экспорта. Так, только за 2022-й около двух тысяч предпринимателей впервые вышли на зарубежные рынки. В следующем году планируется как минимум вдвое увеличить поставки текстиля, электротехники, кожевенно-­обувной и другой готовой продукции на европейские рынки.

    Узбекистан также сотрудничает с такими странами, как Пакистан и Индия. Не будет преувеличением сказать, что Узбекистан как никто другой заинтересован в обеспечении стабильности в Афганистане. Потому что мир Афганистана - это мир во всей Центральной Азии.

    Самое главное, что в условиях мирового кризиса наша страна отказывается от изоляционистской политики и делает акцент на успешное прохождение сложного периода через единство Центральной Азии. Я думаю, это самый правильный путь, нам нужно сотрудничать с соседними странами, вместе находить решения общих проб­лем. Наших ресурсов достаточно для поддержания политической стабильности и экономического развития в регионе.

    Для снижения негативных последствий кризиса, думаю, продолжатся реформы во внутренней политике.

    - Расскажите о запомнившихся проектах движения за прошлый год, а также какие задачи вы ставите перед собой на 2023-й?

    - 2022 год выдался насыщенным на события. Мы с командой провели сотни разноформатных мероприятий, включая крупные республиканские и региональные форумы и фестивали, общественные мониторинги и слушания, обучающие семинары и воркшопы. Они объединили представителей ННО, госорганов, бизнеса, медиасообщества, молодежи, тысячи людей из разных и самых отдаленных уголков Узбекистана.

    Движение «Юксалиш» поддерживает реализацию социально значимых проектов на местах, привлекая грантовые средства международных организаций. Надо отметить, что за последние три года реализовано более 20 проектов в сферах развития гражданского общества, повышения потенциала СМИ, молодежи, социальной поддержки и обеспечения занятости населения. Привлечено более трех млн долларов в виде грантов международных и зарубежных организаций - Агентства США по международному развитию, Евросоюза, ACTED, ЮНИСЕФ, ООН, правительства Великобритании и других. В 2022 году наш проектный портфель превысил 1,7 млн долларов.

    В частности, в рамках проекта «Смягчение последствий пандемии COVID-19 на гражданское общество Узбекистана», финансируемого Евросоюзом, оказана единовременная материальная помощь 350 малообеспеченным семьям на 1,3 млрд сумов. Улучшена малая инфраструктура, оснащены медучреждения в 12 отдаленных сельских районах Самаркандской, Андижанской и Кашкадарьинской областей на 1,5 млрд сумов.

    Для создания независимой площадки для консолидации регионального экспертного сообщества и активистов гражданского общества в ноябре были организованы Форум экспертов Центральной Азии и Форум гражданского общества Центральной Азии. В их работе участвовали более 200 общественных и политических деятелей, представителей экспертного сообщества и СМИ из государств региона. Мероприятия освещались в информационном пространстве на узбекском, английском и русском языках. Общий охват аудитории в Центральной Азии превысил 6,5 млн человек.

    Действует Антикоррупционная лаборатория. Эта экспертная платформа стала новым для Узбекистана инструментом в сфере противодействия коррупции. В рамках второго этапа работы Антикоррупционной лаборатории в 2022 году осуществлена оценка факторов риска добросовестности при создании и функционировании дошкольных образовательных организаций на основе государственно-­частного партнерства. Исследование охватило свыше 410 респондентов из семи регионов респуб­лики.

    Традиционной стала акция по оказанию населению бесплатной правовой помощи. Партнером инициативы является Нотариальная палата Узбекистана. В этом году в рамках акции 50 нотариусов предоставили бесплатные консультации около 800 гражданам и провели разъяснительную работу среди молодежи о значении института брачного договора по защите законных прав и интересов супругов.

    Команда Общенационального движения «Юксалиш» вносит лепту в благие дела. Так, в мае была инициирована благотворительная акция «Хайрли» для помощи семьям, пострадавшим из-за наводнения в результате схода селя в Фаришском районе Джизакской области. Жителям переданы 100 продуктовых наборов, 180 комплектов средств гигиены и товаров первой необходимости, одежда для детей и взрослых.

    Мы продолжили акцию «Один миллион деревьев» в рамках общенационального проекта «Яшил макон». Перешли на адресный, научный подход с применением водосберегающих технологий. При выборе места посадки внимание уделяется наличию системы полива и людей, которые будут ухаживать за саженцами. Так, в 2022 году высажено более 7500 деревьев на территориях рекреационной зоны «Чарвак», школ, вузов и медучреждений в регионах.

    В 2023-м мы продолжим нашу работу по уже начатым крупным проектам, отдельные из них рассчитаны на три-пять лет. К примеру, инициатива по развитию сельской инфраструктуры, финансируемая Всемирным банком и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. В минувшем году улучшена сельская инфраструктура в 41 махалле Андижанской области. При этом решения приняты на основе консультаций с населением. На очереди - махалли Наманганской, Джизакской и Сырдарьинской областей.

    Совместно с германской организацией SODI планируем запустить большой трехгодичный проект по поддержке молодых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

    Во все времена подрастающее поколение было инициативным двигателем прогресса. Особенно важна его роль в период стремительных трансформаций в Узбекистане. Без профессионализма, образования, грамотности, широкого кругозора, готовности к новому и изменениям невозможно успешно развивать экономику, научную и социальную сферы. Поэтому сегодня наша важная цель - воспитать поколение узбекистанцев, обладающих необходимыми знаниями, компетенциями в приоритетных отраслях, в то же время способных аналитически мыслить и принимать нестандартные решения.

    В 2023-м Узбекистан презентует очередной добровольный национальный обзор по Целям в области устойчивого развития. Мы будем делать акцент на вовлечение институтов гражданского общества в подготовку этого обзора, повышение их потенциала по мониторингу исполнения ЦУР вместе с корейской общественной организацией Global Civic Sharing с финансовой поддержкой от KOICA.

    В целом мы ставим перед собой задачу по расширению проектной деятельности в Центральноазиатском региональном контексте, стараясь охватывать те сферы, которые актуальны и для соседей по региону.

    - Спасибо за содержательное интервью! Что бы вы пожелали нашим читателям в новом году?

    - Пусть 2023-й станет годом созидательной и плодотворной работы, временем новых достижений, подарит яркие события и вдохновит на добрые дела! Пусть все будут здоровы, а в каждом доме - царят гармония, мир и благополучие! Желаю, чтобы 2023 год был насыщен приятными встречами, творческими идеями и хорошими новостями!

    Беседовала
    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates