Досье «ПВ»: Дмитрий Власов - выпускник Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, лауреат отечественных и зарубежных фестивалей, международных премий за лучшие анимационные фильмы, среди которых «Кулол» («Гончар», 2001), «Хаёт дарёси» («Река жизни», 2018). Он кавалер ордена «Дустлик»: в 2008 году в канун Дня Независимости Указом Президента Узбекистана удостоен награды Родины за заслуги в сфере анимации. Опыт работы в качестве художника-мультипликатора и режиссера более 20 лет.

- Дмитрий, расскажите о начале пути в анимацию. Профессию себе выбрали по совету родителей?

- Нет, родители предпочли бы, чтобы я стал согласно диплому обычным школьным учителем по черчению или рисованию. Но соседка по подъезду, всячески поощрявшая мое увлечение изобразительным искусством, посоветовала пойти в студию мультипликационных фильмов.

- Кто были первые наставники на стезе анимационного кино? И с какого фильма начинали путь в профессию?

- Надо учесть тот момент, что в 1992 году, когда я окончил учебу, наша страна делала только первые шаги на пути независимости, поэтому отечественной анимации ожидать государственной поддержки было нереально.

Режиссер Мавзур Махмудов начал тогда снимать мультфильм «Синдбад-мореход» для российского телевидения. Взял меня к себе ассистентом. Он окончил ВГИК. Став отличным режиссером и художником, щедро делился знаниями и опытом. Мой наставник не только давал советы, а и вдохновлял доверием на практике. За два года работы над «Синдбадом» я узнал много нового для себя.

При этом хочу особо отметить, что узбекская мультипликация с 1966-го по 1991-й имела блестящую историю. В Узбекистане каждый год снимали по 12 мультфильмов.

В общем, в процессе создания «Синдбада» я и сделал первые шаги в анимации. Затем известный актер, режиссер и сценарист Нозим Тулаходжаев снимал мультфильм «История ислама» на средства частных спонсоров. Было интересно принимать участие в этом проекте.

А еще запомнилось, как режиссер-аниматор Светлана Муратходжаева и художник-постановщик Сергей Алибеков снимали мультфильм «Нить», вошедший в мировую классику жанра. Муратходжаева известна тем, что еще в 1969 году озвучила главного героя мультфильма «Храбрый воробей», за что узбекские режиссеры назвали ее узбекской Кларой Румяновой.

Так вот эти люди, влюбленные в анимацию и создававшие мультики на киностудии «Узбекфильм», заложили во мне основы профессии. За что им очень благодарен.

- Известно, что вы некоторое время жили в России. Каковы впечатления от московского творческого периода?

- В Москве проработал с 1994 по 1997 год. Кризис в мультипликации имел место не только у нас. Студия «Союзмультфильм» тоже закрылась. И мне пришлось трудиться в частных студиях. Например, по заказу англичан делали сериал «Шекспириада» по творчеству Уильяма Шекспира. Еще я иллюстрировал детские книжки.

От таких асов российской анимации, как руководитель студии «Пилот» Александр Татарский, режиссеры-художники Михаил Алдашин и Елена Чернова, обогатился новыми взглядами на мультипликацию.

А в 1997 году вдруг позвонили из Ташкента и сказали, что государство заинтересовано в возрождении анимации. Разве мог я не откликнуться на зов Родины?!

- Почему говорят, что наши мультфильмы не так популярны у детей, как российский «Маша и Медведь» или американский «Том и Джерри»?

- Видимо, потому, что у нас слишком сильный акцент на назидании. А россияне и американцы учат детей посредством шуток и смеха.

Поэтому мой любимый мультфильм, созданный по возвращении на родину, - это «Янчар куён» («Заяц-топтун»). По сюжету волк-разбойник поймал косого. Тот просит съесть его поскорее, потому что устал дрожать от страха перед ужасным зайцем-топтуном. Так он запугал бедного волка, что серый ночью проснулся и выдворил затворника из своей норы. Смекалка и находчивость всегда в почете у узбекского народа.

- Как происходил переход от старой методики съемок мульт­фильма на пленочную камеру к компьютерной анимации?

- В 1998 году захотел снять первый мультфильм при помощи компьютера. В нашей стране была студия «Ирис-фильм», которая занималась обработкой видео и монтажом на компьютерах. Но там не знали основ мультипликации. Пытался направить ребят в нужное русло, и они помогли создать несколько сцен. Комиссия Госкино просмотрела и одобрила эксперимент. Решающее слово было за Мавзуром Махмудовым. Первый фильм «Рубаб» снят посредством компьютерной графики в 1998 году. Здесь были апробированы элементы 3D-анимации.

- Назовите самый любимый из своих фильмов?

- Наверное, «Кулол» («Гончар»). Сюжет взят из реальной жизни гончара. Наш соотечественник приехал из Афганистана без обеих рук. Со временем он приспособился мастерить горшки ногами.

Фильм «Гончар» снят в 2001 году. Идея его такова: герой возвращается с войны без рук и стоит у гончарного круга. Ветер колышет пустые рукава его рубашки. Звучит печальная музыка, и вдруг раздается смех ребенка: это сын гончара прибегает покататься на гончарном круге.

Смысл короткометражного фильма в том, что круг жизни нельзя остановить - сын продолжит дело отца.

Хочу сказать спасибо за музыку к мульт­фильму композитору Жамшиду Изомову. Он сделал необыкновенную мелодию, проникся идеей. Фильм идет всего десять минут, но работал я над ним целый год: сделал свыше 6 тысяч рисунков!

Эта работа на международном кинофес­тивале «Крок» в Москве получила первый приз в номинации «За верность традициям мировой анимации». После Москвы фильм «Гончар» триумфально прошел по многим фестивалям анимационного кино: в Южной и Северной Америке, Африке и Азии. Мне лично не довелось никуда поехать, кроме Москвы. Но приятно было получить призы и добрые отзывы. Например, из Ирана прислали диплом, который вручил в Ташкенте представитель МИД нашей страны. А посол Ирана в Узбекистане передал золотые монеты от шаха.

- Ваше искусство помогает представлять миру Узбекистан, укреп­лять дружбу между народами. Какие достижения наблюдаются в последние годы?

- Большое достижение последних лет для всей узбекской анимации - создание ГУП «Студия мультипликационных фильмов» согласно постановлению Кабинета Минист­ров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по организации деятельности Национального агентства «Узбеккино» от 28 декабря 2017 года, которое принято во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию национальной кинематографии» от 7 августа 2017 года. Впервые в новейшей истории нашей страны решение по мультипликационным фильмам принято на таком высоком уровне.

И очень важным было назначение генеральным директором студии анимационных фильмов известного артиста-комика Обида Асомова. Это великий артист и очень талантливый человек, тонко чувствующий юмор. Его уход из жизни для искусства страны - большая утрата.

Мне было интересно именно его умение колоритно доводить до публики идеи мультфильмов. Он озвучивал многие мои работы, в которых навсегда сохранился его живой голос.

Обид Асомов продвигал идею создания студий анимационных фильмов во всех регионах Узбекистана, чтобы талантливые мастера своего дела не ездили для реализации своих проектов в столицу, а могли воплощать их на местах. Например, я снимал по заказу студии «Каракалпакфильм» мультфильм под названием «Сахий шахзода» («Щедрый принц»), который впос­ледствии озвучен на узбекском языке.

А еще для меня дорог фильм «Хаёт дарёси» («Река жизни»). На английском языке - «Flow», то есть «поток». Идея его такова: река жизни или поток несет всех нас. Мы с женой любим ездить по стране на велосипедах, останавливаясь в небольших кишлаках, общаясь с людьми. В одной из таких поездок и подсмотрели идею фильма.

На большом топчане трудящиеся женщины оставляли колыбели с детьми. В должное время приходили и кормили грудью, а вечером забирали. На этот же топчан сын принес немощного отца. А к концу дня на руках унес обратно, как ребенка. На одном топчане встретились начало жизни в виде младенцев и ее угасание - старец.

Фильм снят в 2018 году. Для просмотра выставлен в 2019-м. На международном фестивале «Ласточка» в Казахстане получил главный приз. В Узбекистане признан лучшим анимационным фильмом года.

Последней моей совместной работой с Обидом Асомовым стали съемки мульт­фильма «Кузичок, най ва карокчилар» («Ягненок, дудочка и разбойники»). Еще одна история о том, как бедный ягненок, которого злые разбойники собирались съесть за ужином, попросил у них исполнить последнее желание - сыграть на дудочке. Чудная мелодия настолько трогает души злых разбойников, что они отказываются от желания отведать замечательного музыканта.

Я на фильм наложил звук с голосом Обида Асомова уже после смерти актера - руководителя нашей студии.

- Над чем работаете сейчас?

- Пока тружусь в своей небольшой мастерской. Мечтаю продолжить серию фильмов под общим названием «Чархпалак». Черпаю вдохновение от коллег.

Мне очень нравится мультфильм Нилуфар Кудратуллаевой под названием «Чудеса техники». О том, как червяк покупает в супермаркете пылесос. Собирает знакомых на пир по случаю покупки. В разгар торжества его гости просят показать чудо техники в действии. Пылесос включают и… он засасывает всех собравшихся червячков. Фильм о вреде показухи.

- Вы говорили о наставниках. А себя считаете таковым? Есть ли у вас способные ученики, кому следует передать знания и опыт?

- Есть, конечно. И, скорее, назову их своими единомышленниками, поскольку от них почерпнул много нового и полезного. Это Азиз Мухаммедов, Хамидулла Махмудходжаев и Нилуфар Кудратул­лаева.

Кстати, буквально сейчас узнал о том, что на фестивале анимационных фильмов AMEN-2021 в Туркестане (Казахстан) картина «Дом на колесах» режиссера Азиза Мухаммедова удостоена Гран-при. А мультфильм «Волшебный танбур» получил награду в номинации «Лучшее художественное решение». Пользуясь случаем, хочу поздравить коллегу!

- Спасибо большое за интересную беседу. И новых вам творческих успехов!

Беседовал
Аблай Камалов.
«Правда Востока».