Роль Конституционного суда в защите прав и законных интересов граждан

    Страна в фокусе 7 сентября 2021 773

    Конституцией Республики Узбекистан каждому гарантировано право судебной защиты прав и свобод личности. В случае нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц со стороны государственных органов, они могут обратиться в административные суды. В случае нарушения со стороны других граждан и юридических лиц, они могут обратиться в экономические суды либо суды по гражданским делам, а если их права и свободы нарушаются общественно опасным деянием, то их будет защищать суд по уголовным делам.

    Однако, как быть в случае нарушения их прав со стороны государства путем вынесения нормативно-правовых актов? Эти задачи возлагаются на Конституционный суд.

    Общеизвестно, что Конституционный суд в нашей стране был впервые создан после обретения независимости в 1992 году с принятием новой Конституции и направлен на рассмотрение дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Организация и порядок деятельности Конституционного суда определяется Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан».

    За годы независимости его полномочия и порядок деятельности менялся не один не раз. Последние изменения в этой сфере были осуществлены с принятием Закона «О Конституционном суде» в новой редакции 27 апреля 2021 года.

    Главным нововведением этого документа является то, что отныне граждане и юридические лица могут напрямую обращаться в Конституционный суд за защитой своих прав и свобод.

    Изначально, правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов обладали только Олий Мажлис, Президент Республики Узбекистан, Председатель Олий Мажлиса, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, группа депутатов - не менее одной четвертой части от общего состава депутатов Олий Мажлиса, Председатель Верховного суда Республики Узбекистан, Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральный прокурор, а также не менее трех судей Конституционного суда.

    По итогам проведенного в 2002 году референдума данный перечень претерпел некоторые технические изменения. Исходя из этого парламент нашей страны был преобразован из однопалатного в двухпалатный. Более кардинальные изменения были внесены в этот перечень в 2017 году с принятием Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан».

    Согласно ему, правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов стали обладать, помимо вышеназванных субъектов, Кабинет Министров и Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман). При этом, в связи с объединением Верховного суда с Высшим хозяйственным судом, право председателя Высшего хозяйственного суда был упразднен. Также, правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов стал обладать не председатель Верховного суда, а сам Верховный суд.

    В 2020 году данная статья была дополнена еще одним субъектом - Председателем Счетной палаты. А в 2021 году в новой редакции был принятый Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан», согласно которому, на сегодняшний день правом на обращение в Конституционный суд обладают, помимо ранее названных субъектов заместитель Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана) - Уполномоченный по правам ребенка, Счетная палата, Национальный центр по правам человека, Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Право председателя Счетной палата на обращение в Конституционный суд было упразднено, то есть вопрос вместо председателя теперь вносится самой Счетной палатой.

    Эта норма также претерпела изменения. Теперь законом устанавливается, что граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой о проверке конституционности закона, если закон, по их мнению, нарушает их конституционные права и свободы, не соответствует Конституции Республики Узбекистан и применен в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено и все другие средства судебной защиты исчерпаны. Это означает, что граждане и юридические лица могут обратиться в Конституционный суд в том случае, если оспариваемый закон применен в рассмотрении их другого спора и по нему уже исчерпаны средства судебной защиты, то есть спор был рассмотрен во всех существующих судебных инстанциях.

    Примечательно, что в западных странах со схожей с Узбекистаном правовой системой, также существует конституционный суд, куда могут обращаться определенный круг лиц.

    Так, в Конституционный суд ФРГ заявления могут подавать Федеральный Президент, Бундестаг или Бундесрат либо их части, а также депутаты и фракции, Федеральное правительство, Земельные правительства.

    Помимо этого, ст. 93 Конституции ФРГ гласит, что Федеральный конституционный суд разрешает дела по конституционным жалобам, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что публичная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав.

    Основной закон Германии наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах, к которым относятся народовластие, равенство граждан, избирательные права, запрет на создание чрезвычайных судов, презумпция невиновности, право на квалифицированную юридическую помощь и другие. При этом, заявитель должен пройти все предшествующие судебные инстанции, прежде чем подавать конституционную жалобу.

    Хочется также привести пример Японии, где отсутствует отдельный специальный суд по осуществлению конституционного контроля. Конституционность того или иного акта законодательной или исполнительной власти проверяется каждым судом при разрешении конкретного дела.

    Так, в соответствующей статье Конституции Японии регламентировано, что Верховный суд является судом последней инстанции, уполномоченным определять конституционность любого закона, постановления или официального акта.

    При таком подходе конституционного контроля каждый имеет право поднять вопрос конституционности того или иного акта при рассмотрении конкретного спора в суде. Следует указать, что конституционность акта разрешается вместе с основным предметом спора судьей первой инстанции, и предварительно прохождение всей цепочки судебной защиты не требуется.

    Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что усовершенствованная система конституционного контроля в Республике Узбекистан вбирает в себя накопленный международный опыт в сфере проверки конституционности актов законодательной и исполнительной власти, а также открывает путь гражданам и юридическим лицам возможность непосредственно отстаивать свои законные интересы в Конституционном суде для защиты своих конституционных прав и свобод.

    Олим ШАМСИЕВ,

    заместитель председателя Ташкентского межрайонного административного суда.

    No date selected
    июль 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates