Соблюдение прав человека - фундамент правового государства

    Мнение 9 апреля 2021 424

    В республике проводятся широкомасштабные реформы, дающие весьма ощутимые результаты. Среди них - установление прямого диалога между народом и правительством. И решающую роль в этом играет политическая воля руководства страны.

    Поднимая тему о правах человека, следует понимать, что ни одна страна в мире не достигла в данной области совершенства. Это касается применения пыток - как физических, так и моральных. Продолжая работу в интересах обеспечения ответственности, мобилизуются общественность и международное сообщество: выдвигаются требования к власть имущим о прекращении нарушений и соблюдении международных норм о правах человека.

    История пыток длинна по времени и широка по распространению. Пытки существовали почти во всех странах и на всех континентах.

    Глава государства обратил на это внимание в Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020 года, отметив, что необходимо кардинально пересмотреть с целью совершенствования систему предотв-­ращения пыток в оперативно-­розыскной деятельности, органах следствия и исполнения наказаний. Абсолютно справедливо, что подобные случаи, которые до сих пор имеют место, вызывают серьезное возмущение граждан и вредят международной репутации нашей страны. Президент также озвучил ряд необходимых мер по полному искоренению этого крайне негативного явления.

    Лидер Узбекистана коснулся этого вопроса также с высокой трибуны ООН. Выступая на 46-й сессии Совета по правам человека Организации Объединенных Наций, сказал: «В рамках внед­рения национального превентивного механизма по предупреждению пыток мы и впредь будем жестко пресекать все их проявления, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения. Такие преступления не будут иметь срока давности».

    По сей день страны прилагают максимальные усилия в борьбе с жестокостью, используя для этого разработанные и принятые большинством международные документы. Среди них Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, «Стамбульский протокол. Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и другие.

    В частности, Конвенцию против пыток согласилось применять большинство стран мира: 169 из 193 государств - членов ООН. Узбекистан ратифицировал Конвенцию в соответствии с постановлением Олий Мажлиса от 31 августа 1995 года. Важно отметить, что в ноябре 2019-го Комитет против пыток ООН рассмотрел очередной доклад Узбекистана о выполнении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Большинство членов Комитета ООН положительно отметили осуществляемые в Узбекистане реформы в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Особо выделены и значительные усилия нашего государства по реформированию судебно-правовой системы. В свою очередь резкое сокращение числа заключенных в местах лишения свободы названо одним из реальных результатов судебно-правовых реформ.

    Также в законодательстве республики сформирована необходимая правовая база для непосредственного участия Омбудсмана в работе по предупреждению пыток. На него возложена обязанность по рассмотрению обращений лиц, задержанных или заключенных под стражу. Также и Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека наделен правом беспрепятственно посещать учреждения по исполнению наказания, места содержания под стражей и специальные приемники согласно постановлению главы государства «О совершенствовании деятельности Национального центра Респуб­лики Узбекистан по правам человека» от 10 декабря 2018 года.

    Логическим продолжением борьбы против пыток стал пункт 23 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», в котором определена задача по подготовке нормативно-правового акта по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток. Установлено, что проект должен предусматривать усиление роли Омбудсмана по предупреждению случаев пыток, привлечение широкой общественности и СМИ к данной работе, внедрение цифровых технологий в систему пре­дупреждения пыток, усиление ответственности за применение пыток, определение порядка заслушивания палатами Олий Мажлиса ежегодного доклада Омбудсмана.

    В связи с этим проведен анализ зарубежного опыта в сфере противодействия случаям пыток. Так, изучен опыт около тридцати стран мира, в том числе Армении, Беларуси, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Казахстана, Кыргызстана, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, России, Сенегала, Словении, США, Туниса, Украины, Франции, Хорватии и других. Отдельно изучены рекомендации авторитетных международных и зарубежных организаций о системе предотвращения пыток (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, МККК, ЕСПЧ).

    Итоги анализа показывают, что международно-правовые нормы по предотвращению пыток указывают на необходимость создания эффективного Национального превентивного механизма (НПМ), основная функция которого - посещение мест содержания под стражей. Международно-правовые нормы не предусматривают какой-либо конкретной или специальной формы НПМ. Наоборот, оставляют за каждым государством-участником возможность «поддерживать, назначать или создавать один или несколько независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток на национальном уровне».

    Государства имеют возможность либо учреждать новые органы, либо поручать выполнение функций НПМ существующим органам, в том числе децентрализованным отделениям. Предпочтительных моделей как таковых не существует. Главным фактором является соответствие механизма требованиям осуществления им своих независимых полномочий по проведению посещений и не только.

    Функции НПМ могут выполнять, например, национальные правозащитные учреждения, в том числе институт Омбудсмана (Азербайджан, Армения, Казахстан, Люксембург, Норвегия, Украина, Хорватия, Швеция), модель «Омбуд­сман+» (Бразилия, Дания, Республика Молдова, Россия, Сербия), национальные комиссии по правам человека (Мальдивская Республика, Маврикий, Новая Зеландия), консультативные комиссии (Кыргызстан, Мали), а также специализированные органы противодействия пыткам (Германия, Тунис).

    При этом основными критериями эффективного национального превентивного механизма борьбы с пытками являются независимость (мандат, функционирование, финансирование), компетентные члены, регулярная оценка эффективности стратегии, беспрепятственное выполнение возложенных функций, а также широкое привлечение институтов гражданского общества, СМИ.

    Минимальные полномочия, предоставляемые в рамках законодательного мандата НПМ:

    • право беспрепятственно выбирать места лишения свободы, которые представители НПМ желают посетить;
    • право регулярно рассматривать вопрос общения с лишенными свободы лицами в этих местах;
    • право выбирать сроки таких посещений и решать, будут ли они объявленными или необъявленными;
    • право выбирать лица, с которыми желают побеседовать;
    • право доступа к любой информации, в том числе персональной и ограниченного пользования, а также доступа в помещения и к лицам, необходимым для осуществления своего мандата;
    • право представлять рекомендации соответствующим органам власти и другим субъектам;
    • право выдвигать предложения и делать замечания в отношении действующего законодательства или законопроектов.

    С марта 2019 года Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) выполняет функции «национального превентивного механизма». В связи с этим важно продолжать работу над усовершенствованием правового регулирования работы Национального превентивного механизма под эгидой Омбудсмана в качестве независимого учреждения на национальном уровне для предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

    На основе изученного опыта зарубежных стран и итогов анализа международно-правовой базы по противодействию пыткам предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток:

    • принять меры по ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток;
    • продолжить работу по дальнейшему укреплению финансовой и функциональной независимости Омбудсмана, в том числе за счет выделения дополнительных ресурсов на нужды Секретариата и региональных представителей Омбудсмана;
    • внести изменения в уголовное законодательство, указав, что преступления, связанные с применением пыток, не будут иметь срока давности;
    • во взаимодействии с заинтересованными ведомствами принять меры по организации визита в Узбекистан Специального докладчика ООН по пыткам.

    Вместе с тем в рамках подготовки проекта нормативно-правового акта по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток дополнительно к указанным положениям в пункт 23 Госпрограммы рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

    • четко сформулировать мандат, полномочия, процесс отбора, срок полномочий, финансирование и порядок подотчетности Омбудсмана в качестве органа национального превентивного механизма;
    • указать процесс отбора членов НПМ (методы и критерии назначения), срок их полномочий, все основания для увольнения членов механизма (и процедуры обжалования), привилегии и иммунитеты, которые необходимы для независимого осуществления ими своих функций;
    • механизмы поощрения выдвижения для участия в деятельности НПМ кандидатур, обладающих широким практическим опытом, профессиями и знаниями в разных областях, с учетом гендерного баланса;
    • предоставление членам НПМ возможности свободно выбирать места содержания под стражей для посещений, решать, будут ли они объявленными или необъявленными и иметь неограниченный доступ ко всем блокам помещений и объектов;
    • механизмы осуществления посещений без предварительного уведомления с тем, чтобы выяснить реальное положение лиц, лишенных свободы, а также возможность их проведения в разное время суток, в том числе ночью.

    Принятие во внимание предлагаемых рекомендаций и предложений будет способствовать укреплению нормативно-правовой базы системы противодействия случаям пыток, служить дальнейшему совершенствованию работы в данном направлении.

    Нилуфар Нодирхонова.
    Начальник отдела Центра «Стратегия развития».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates