«Социальная работа», «защита»… Внедряется пласт новых методологий

    Социальный срез 7 июля 2020 1149

    В период пандемии коронавируса особое внимание в Узбекистане  уделено поддержке населения, в частности уязвимым категориям граждан. Оставаясь на карантине, в сложном положении оказались пожилые люди из группы риска. Возникшая ситуация выявила массу проблем.

    В целях популяризации среди населения и улучшения качества предоставляемых услуг совместным постановлением министерств занятости и трудовых отношений, народного, дошкольного, высшего и среднего специального образования, финансов и здравоохранения от 10 июня текущего года утверждена Инструкция о статусе, обязанностях, функциях и квалификационных требованиях социальных работников.

    Деятельность в данном направлении началась в апреле текущего года, когда во время видеоселекторного совещания Президент поручил разработать конкретные меры по усилению социальной защиты одиноких престарелых, инвалидов и малообеспеченных семей, насыщению рынка продовольствием и лекарственными средствами, по недопущению роста цен на товары и продукты первой необходимости и другие. Еще тогда лидер страны подчеркнул, что в период всеобщего карантина, когда покидать дома без надобности запрещено, людям нужна особая поддержка.

    Предоставлять именно такую помощь призваны социальные работники. В новом постановлении они определяются как лица, обладающие необходимыми профессиональными навыками для организации предоставления социальных услуг или непосредственно их оказывающие. Они управляют процессами предоставления соцпомощи государственными и негосударственными организациями, проводят оценку социальных условий жизни, осуществляют мониторинг оказываемых услуг.

    В документе закреплен современный понятийный аппарат, с такими базовыми терминами, как «социальная работа», «защита», что подразумевает возможность внедрения пласта новых методологий. Здесь же устанавливаются задачи, права, обязанности и квалификационные требования соцработников трех видов должностей:

    Первый - специалист по организации социального обслуживания во всех сферах выявляет оптимальный вид оказания социальной защиты и помощи населению, помогает людям выйти из трудных жизненных условий, предоставляя психосоциальные услуги, имеющие правовые, профилактические, поддерживающие, реабилитационные и терапевтические признаки.

    Второй вид - социальный работник, осуществляющий работу с семьей, детьми и молодежью. Его задача - защитить имущественные права детей-­сирот, лишившихся родителей, имеющих психофизические недостатки в развитии или инвалидность, а также решать проб­лемы, возникающие у детей, окончивших образовательные и социальные учреждения и вступающих в самостоятельную жизнь, и так далее.

    Третья должность, прописанная в совместном постановлении, - ассистент социального работника по уходу за пожилыми людьми, нуждающимися в посторонней помощи, и лицами, имеющими инвалидность. Эти специалисты оказывают комп­лекс социально-­бытовых услуг, в частности, покупают и доставляют продукты питания, готовят еду и прочее.

    Волонтер и сотрудник Агентства медико-социальных услуг при Минис­терстве здравоохранения Екатерина Тохирова рассказывает:

    - Свою деятельность не могу назвать работой. Скорее, это зов сердца. У каждого своя история, своя судьба. Кому-то необходима квалифицированная помощь, которую не способны оказать родные, а кто-то живет один и в нынешней ситуации боится даже выйти за продуктами. Поэтому отрадно, что правительство, несмотря на экономический кризис, вызванный пандемией, в первую очередь думает о простых гражданах.

    По словам специалиста, желающих получить помощь много. Могло бы быть еще больше, если бы институт был более популяризирован, как, например, на Западе. Пока в странах СНГ сфера покрыта некой стигмой. Между тем помощь оказывается всем нуждающимся: не только социальная и материальная, но и в отношении состояния здо­ровья.

    В этом плане показательна западная модель обеспечения соцзащиты. Например, исходя из международного опыта можно заключить, что направление строится на двух столпах: обеспечение и соцработа. Первое - это различные выплаты в виде денежных средств, сюда же относятся программы, финансируемые правительством из отчислений и Пенсионный фонд. Второе - профессиональная деятельность по содействию людям в преодолении личностных и социальных трудностей через защиту, коррекцию и реабилитацию. И только при правильном комбинировании этих составляющих возможно не просто оказать поддержку здесь и сейчас, но и изменить ситуацию в государстве.

    Необходимо понимать кому, кем и как должны оказываться услуги. Так, до принятия постановления не имелось отечественного социального реестра по нуждающимся и видам соцобслуживания, эффективной координации всех элементов социальных служб, уязвимых групп. Документ внес много ясности - вплоть до того, что требования к квалификации (уровень образования, стаж работы и так далее) установлены в зависимости от категории должностей: высшая, первая, вторая, без категории.

    На этом работа не должна останавливаться. Как отмечают представители сферы, для обеспечения эффективной системы социальной защиты требуется единый координирующий орган, который комплексно подходил бы к данным вопросам и тесно работал со всеми госструктурами и неправительственными организациями, с представленностью до районного звена. Он мог бы отвечать за разработку нормативно-правовой базы, контроль и мониторинг, управление и реализацию программ соцобеспечения и национальной системы соцработы через объединение разрозненных отдельных функций различных ведомств.

    - Как известно, государство служит народу. Поэтому естественно, что каждое отечественное ведомство занимается социальными вопросами по соответствующему профилю и в рамках своей компетенции, - продолжает Е. Тохирова. - Например, Министерство здравоохранения в ответе за взятие на учет для получения услуг соцработников, продуктового пайка раз в месяц (бесплатные 11 наименований продуктов и четыре вида моющих средств) и так далее. Новое Министерство по поддержке махалли и семьи взяло на себя координацию соответствующих вопросов. Получается, разные уязвимые группы относятся к разным ведомствам. Между тем единый орган мог бы взять на себя комп­лексную поддержку: от материальной до психологической, а затем еще провести курс социальной адаптации, если речь идет о трудоспособном лице, помочь с работой.

    Команда ООН в Узбекистане в парт­нерстве с Кабинетом Министров разработала совместную программу по улучшению системы социальной защиты уязвимых слоев населения. Ее презентовали в Ташкенте 17 сентяб­ря 2019 года, на мероприятии председательствовали вице-премьер Азиз Абдухакимов и постоянный координатор ООН в Узбекистане Хелена Фрейзер.

    Наша сторона тогда сообщила, что одной из самых больших проблем в сфере социальной защиты населения страны можно назвать фрагментарность социальных услуг - то, о чем и рассказала представитель сферы. Задача уже обсуждается, а значит, скоро всех ждет ее решение.

    Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, актуальных для всего мира, наша страна не только готова их обсуждать, но и предпринимает реальные шаги.

    Совместное постановление, утвердившее Инструкцию о статусе, обязанностях, функциях и квалификационных требованиях социальных работников, еще одно весомое тому доказа­тельство.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates