Социальная защита населения - в действии

    В Узбекистане на основе инновационных подходов проводится институциональное реформирование системы поддержки нуждающихся слоев населения. При этом не только усиливаются меры поддержки объекта соцзащиты, но и пересматривается деятельность его субъектов на основе структурно-функциональных принципов.

    Главная цель в этом направлении - превращение системы социальной защиты в комплексную и направленную на охват всех нуждающихся слоев населения. Основное внимание уделяется тому, чтобы вывести малоимущих из категории бедных.

    В современных условиях развития цифровизация призвана повысить эффективность практики оказания услуг населению. Как отметил Специальный докладчик по вопросу о крайней нищете и правах человека Филип Олстон: «Человечество неумолимо движется к цифровому социальному будущему…».

    В системе социальной защиты цифровые системы не просто используются для сокращения соцрасходов, а все чаще внедряются для автоматизации, прогнозирования, идентификации личности, нуждающейся в той или иной помощи. Внедрение ИКТ в соцсферу должно происходить в рамках законности, а также уважения и соблюдения прав граждан.

    Кроме того, одинокие пенсионеры, лица с инвалидностью и многодетные семьи относятся к категории социально незащищенных слоев общества. Все трудности и перемены в стране больнее всего сказываются именно на них, а потому они нуждаются в особой заботе и опеке со стороны государства и общества.

    Период пандемии оказался очень непростым для систем социальной защиты во многих странах: полный переход работы и учебы в онлайн-режим, финансовые проблемы бизнеса, приведшие к сокращению штата на многих частных предприятиях. Для большого числа людей возросла потребность в соцпомощи и услугах. Механизмы их оказания претерпели изменения в условиях дистанцирования и других предосторожностей, принимаемых для сдерживания распространения инфекции.

    В связи с этим в марте 2020 года при Министерстве финансов Республики Узбекистан (ныне - Министерство экономики и финансов) образован Антикризисный фонд. Также были внедрены специальные программы для борьбы и сокращения бедности в стране: «железная», «женская» и «молодежная» тетради. Такая система создана для учета нуждающихся в той или иной поддержке, организации целевой работы по их выведению из бедности.

    Внедрение «железной», «женской» и «молодежной» тетрадей открыло новые возможности для своевременного выявления у граждан насущных проблем. Эти системы крайне необходимы для того, чтобы в махаллях владели точной информацией о положении дел относительно семьи, женщин и молодежи и на этой основе принимали соответствующие меры. Если в «молодежную» тетрадь включают юношей и девушек от 18 до 30 лет, то в «женскую» - соотечественниц старше 30. При формировании данных списков особое внимание уделяется нуждающимся в социальной, правовой и психологической поддержке, а также стремящимся обрести новые знания и профессию.

    Прорывным событием в социальной политике стало внедрение Единого реестра социальной защиты. Автоматизация процессов назначения и выплаты пособий позволила исключить человеческое вмешательство и соответственно сократить коррупционные факторы, ликвидировать субъективность принятия решений и создать прозрачную систему предоставления государственной помощи.

    Единый реестр социальной защиты разработан Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан совместно с Представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане и Всемирным банком в целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в систему социальной защиты населения, упрощения и обеспечения прозрачности порядка оказания государственной социальной поддержки, а также повышения качества оказываемых государственных социальных услуг.

    Пилотный проект Единого реестра социальной защиты был запущен в октябре 2019 года в Сырдарьинской области. В результате успешного завершения эксперимента Президент Республики Узбекистан принял постановление (4 августа 2020-го), предусматривающее развертывание системы по республике. Несмотря на пандемию коронавируса, к концу 2020-го программа внедрена во всех регионах.

    Важно отметить, что до 2020 года социальные пособия (для семей с детьми до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения двухлетнего возраста и материальная помощь для малообеспеченных семей) назначались в махаллях. При этом возникали определенные проблемы: требовались справки о доходах, с места работы членов семьи и об имуществе заявителей. Сам процесс рассмотрения обращения занимал много времени.

    Более того, заявления и справки рассматривала небольшая комиссия, состоящая примерно из пяти человек. Если документы были в порядке, комиссия посещала заявителя на дому и изучала его материальные и имущественные условия. При такой оценке применялись разные подходы с высоким влиянием человеческого фактора, что приводило к коррупции и недовольству населения.

    При подаче гражданами заявления на получение социальных пособий в Единый реестр социальной защиты в автоматическом режиме поступает электронная информация о доходах, имуществе и трудовой занятости членов семьи. Исходя из указанных законодательством критериев определяются малообеспеченные семьи, назначаются пособия, оповещаются все заявители о назначении или об отказе им социальных пособий, а также осуществляется их выплата.

    В целях минимизации негативных последствий экономических потрясений, вызванных пандемией в 2020 году, руководство страны приняло решение об увеличении количества семей (до 1,2 млн) - получателей пособий к началу 2021-го в два раза. Единый реестр социальной защиты позволил в короткие сроки выявить нуждающихся, адресно доставить им социальные пособия.

    Необходимо также отметить важные изменения в критериях отбора при назначении пособий и подаче заявления. В результате интеграции Единого реестра социальной защиты с базами данных ряда министерств и ведомств сократился список требуемых для предъявления документов. К примеру, более не требуются справки с места работы о доходах членов семьи, о регистрации по месту жительства, о составе семьи и не только.

    За последние три года через Единый реестр социальной защиты пособиями охвачено более 1,6 млн семей с детьми для преодоления трудностей, вызванных низкими доходами, особенно в период пандемии.

    В 2021 году в целях сокращения бедности и повышения эффективности мер социальной поддержки введен единый критерий выявления малообеспеченных семей, то есть критерий дохода для определения нуждаемости семьи установлен в размере минимальных потребительских расходов.

    В международной практике выделяются два подхода при предоставлении социальной помощи: универсальный (помощь предоставляется каждому жителю страны) и адресный (помощь направляется только нуждающимся и социально уязвимым слоям населения).

    В Узбекистане функционирует адресный подход, который позволяет целенаправленно выделять средства непосредственно туда, где они больше всего нужны - на помощь уязвимым слоям населения, поскольку расширение материальной поддержки и социальных услуг престарелым, одиноким пенсионерам, лицам с инвалидностью будет способствовать устойчивому улучшению благосостояния уязвимых слоев населения и снижению бедности в стране.

    29 апреля прошлого года состоялось видеоселекторное совещание под председательством Президента по мерам дальнейшего усиления социальной защиты уязвимых слоев населения, на котором глава государства отметил: по результатам подомового опроса установлено, что 2,2 млн человек по-прежнему нуждаются в социальной помощи. С учетом этого принят широкий спектр мер по усилению социальной защиты уязвимых слоев населения.

    В ходе совещания было отмечено, что в Узбекистане более трех млн человек (около девяти процентов) - люди старшего поколения. Для оказания финансовой поддержки престарелым, обеспечения соответствующего внимания создается система на уровне махаллей.

    В частности:

    • ежегодное санаторное лечение свыше 16 тысяч одиноких пожилых людей, нуждающихся в уходе;
    • предоставление государством лекарств, протезов и ортопедических изделий для 25 тысяч малообеспеченных пожилых людей, а оплата хирургических операций - из Государственного бюджета;
    • выделение до 540 тысяч сумов на ежемесячный абонемент для посещения спортивных объектов - стадионов, теннисных кортов, спортивных залов и бассейнов;
    • возмещение в полном объеме стоимости билетов в театры и музеи.

    Более того, в упрощенном порядке будут выделяться средства из Государственного бюджета на приобретение продуктов питания, одежды, средств гигиены и других предметов первой необходимости для воспитанников детских домов семейного типа. В частности, деньги исходя из расходов на одного ребенка будут перечисляться на пластиковые карты родителям, взявшим его на воспитание. При этом средства на оплату коммунальных расходов (электричество, вода, газ) взимаются по тарифам, установленным для физлиц.

    Президент подчеркнул, что система поддержки малообеспеченных слоев населения будет и далее расширяться. Так, с 1 мая предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, получают субсидию в размере 400 тысяч сумов на каждого такого работника в течение шести месяцев. Самозанятые и лица с инвалидностью, занимающиеся ремесленничеством, получают субсидии на приобретение оборудования и инструментов, а также на обучение профессиям за государственный счет.

    С 1 января 2023-го начала действовать система государственных субсидий на зарплату работникам обществ инвалидов, слепых и глухих Узбекистана и их территориальных подразделений. Для привлечения слепых и слабовидящих детей к полноценному обучению в новой школе «Нурли маскан» дополнительно создается 850 учебных классов и 1200 мест в общежитии. На основании госзаказа библиотеки этой школы полностью комплектуются учебниками и пособиями, художественной и детской литературой на шрифте Брайля. С текущего года поставлена задача внедрить данный опыт во всех регионах страны.

    В Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана Президент отметил: «Мы последовательно продолжим политику, направленную на увеличение размеров заработной платы, пенсий, пособий, доходов на душу населения. Сказать это легко. Но за каждой цифрой стоит неустанный труд людей. Поэтому для нас самый главный вопрос, находящийся в центре внимания, - обеспечение интересов человека, уважение его чести и достоинства».

    Социальная политика в нашей стране охватывает большой спектр вопросов, среди которых - развитие здравоохранения, образования и спорта, социальная защита определенных групп населения, обеспечение занятости и не только. Ответственность за реализацию этих задач возложена на государственные учреждения, в чьи полномочия входит оказание материальной и организационной помощи молодежи, пенсионерам, многодетным и малоимущим семьям.

    Принцип социальной справедливости, ответственность государства за социальные обязательства стали основой осуществляемых в Узбекистане социально-экономических преобразований.

    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates