В Узбекистане основные направления деятельности на ближайшую перспективу обозначены в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Документ разработан на основе сбора, глубокого изучения и обобщения предложений общественности, научных кругов и представителей бизнес-сектора.
С учетом объективной оценки пройденного пути развития страны и накопленного опыта, анализа достигнутых успехов за годы независимости и исходя из требований современности в Стратегии развития определены семь приоритетных направлений, содержащих конкретные разделы по дальнейшему углублению реформ и преобразований в государстве. Претворение в жизнь данной стратегии запланировано в пять этапов, в рамках каждого утверждается отдельная ежегодная Государственная программа по ее реализации в соответствии с объявляемым наименованием года.
Например, Государственная программа на 2022-й, для осуществления которой направлено 55 трлн сумов и 11,7 млрд долларов, состоит из 398 пунктов.
Современная инфраструктура для предоставления госуслуг
Для обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень в 2017 году в каждом районе (городе) созданы центры государственных услуг. В начале своей деятельности ЦГУ предоставляли всего лишь 32 вида услуг. На сегодня соответствующий показатель увеличен до 172. За прошедший период оказано более 32 млн услуг.
Результатом преобразований в системе стала современная инфраструктура. Услуги для физических и юридических лиц предоставляются в комфортабельных, инновационных зданиях. По республике функционируют 207 центров и 142 их филиала, число операторов составляет около 1700 человек. Кроме того, услуги в удобной и прозрачной форме оказываются с выездом в отдаленные населенные пункты (мобильные госуслуги).
Стоит отметить, что перед внедрением каждой анализируются административные процедуры на предмет их упрощения. Тем самым оптимизируются процессы оказания государственных услуг с использованием методов реинжиниринга бизнес-процессов. В итоге общий срок их оказания сократился с 787 до 471 дня.
В результате внедрения оказания госуслуг через ЦГУ пересмотрено и упрощено более 200 процедур. Отменена практика истребования государственными органами 73 видов документов и справок от граждан и предпринимателей при приеме на работу и выполнении иных административных процедур. Отныне госорганы и организации самостоятельно запрашивают у ответственных сотрудников документы и справки, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство».
В целях создания удобств для населения введен порядок пользования госуслугами по экстерриториальному принципу. В частности, 170 услуг, предоставляемых через ЦГУ, а также регистрация актов гражданского состояния, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются по экстерриториальному принципу независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан и расположения организаций.
За прошедшие пять лет в сфере предпринимательства отменены и переведены на альтернативные методы регулирования 132 процедуры лицензирования и разрешения. Система лицензирования пересмотрена кардинальным образом, принят Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах».
Лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры поэтапно осуществляются полностью в электронной форме через информационную систему «Лицензия».
Вместе с тем осуществлена систематизация актов законодательства в сфере лицензирования и выдачи разрешений путем разработки паспортов оказания госуслуг. Таким образом, мы добились сокращения количества нормативно-правовых актов в данной сфере, внедрив единый стандарт выдачи некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера, а также направления уведомлений.
Кроме того, исходя из нужд и потребностей населения внедряются новые виды государственных услуг. В частности, налажено оказание 17 в композитной форме. Так, при регистрации рождения ребенка новорожденный одновременно ставится на учет в поликлинику, занимает очередь в государственную дошкольную организацию, получает регистрацию по месту постоянного жительства родителей, а также им назначается единовременная выплата в связи с рождением ребенка.
И выдача идентификационных ID-карт лицам, достигшим 16 лет, также осуществляется одновременно с постановкой их на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков, а также в накопительной пенсионной системе. Данные нововведения предоставили большие удобства гражданам и положили конец бумажной волоките.
Госуслуги в проактивной форме
Следует отметить, что по республике ЦГУ ежедневно посещают около 45-50 тысяч граждан. Поэтому приоритетами стали минимизация человеческого фактора при взаимодействии населения с государственными органами, уменьшение бюрократических процессов, сокращение времени и затрат пользователей услуг, обеспечение прозрачности и открытости административных процедур.
Сегодня центры оказывают четверть всего объема услуг, предоставляемых государством. Конечно, работа по увеличению их количества продолжается, но для комплексного развития системы оказания госуслуг был необходим программный документ. С учетом текущего состояния направления и передового опыта зарубежных стран Указом Президента 20 апреля текущего года утверждены Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы и «дорожная карта» по ее реализации в 2022-2023 годах.
Документ разработан по принципу «Гражданин в центре внимания при оказании государственных услуг» (Citizen - centric service). Национальной стратегией устанавливаются следующие приоритетные направления реформ:
- совершенствование правовой базы, регулирующей оказание государственных услуг, и повышение эффективности административных процедур;
- широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу, расширение межведомственного электронного взаимодействия при оказании госуслуг, оцифровка существующих баз данных и обеспечение безопасности конфиденциальной информации;
- научно-практический анализ и внедрение новых видов и форм государственных услуг, повышение удобства пользования ими;
- дальнейшее повышение ответственности уполномоченных органов при оказании госуслуг, разработка действенных механизмов обеспечения своевременного оказания услуг населению и социальной защиты работников;
- улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах и развитие международного сотрудничества.
По каждому приоритетному направлению в «дорожной карте» определены соответствующие задачи, выполнение которых - первостепенная цель каждого госоргана, оказывающего населению услуги.
В рамках данной Национальной стратегии Министерством юстиции Республики Узбекистан запущен ряд многообещающих амбициозных проектов. В частности, делопроизводство в сфере загса теперь будет переведено на безбумажную форму. Планируется внедрить альтернативные способы идентификации личности при предоставлении государственных, банковских, социальных услуг и прохождении других административных процедур (Mobile-ID, идентификация через банковскую пластиковую карту, биометрическая идентификация Face-ID).
Некоторые государственные услуги будут оказываться в проактивной форме по инициативе госорганов. Например, пенсии по инвалидности станут назначаться без дополнительного обращения граждан на основе соответствующих заключений после признания по результатам медико-социальной экспертизы лицом с инвалидностью. Также пенсии по возрасту начнут назначать с момента возникновения у соотечественников права на их получение без отдельного обращения в отделы Пенсионного фонда.
Эпоха «смартфонизации» требует от нас соответствующих действий. Будет усовершенствован процесс использования Единого портала интерактивных государственных услуг по принципу «от веб-сайта к мобильному приложению» (from web to app). Также намечено расширить доступ к популярным сервисам через данное приложение. Количество услуг, оказываемых через программу для смартфона, увеличится с 60 до 250.
Вместе с тем в Национальной стратегии обозначены Целевые показатели (индикаторы) ускоренного развития системы оказания госуслуг в ближайшие пять лет. В частности, количество оказываемых государственных услуг к 2026-му будет доведено до 22 млн в год. Доля услуг, оказываемых в электронном виде, увеличится в два раза.
В целом к концу 2022-го число услуг, оказываемых через ЦГУ, возрастет с нынешних 172 до 200, а в 2026-м данный показатель достигнет 300. Кроме того, в центрах поэтапно появятся бесплатные Wi-Fi-зоны. Их запуск в 14 центрах запланирован уже в текущем году.
Посредством реализации Национальной стратегии увеличится спектр оказания госуслуг, которые будут простыми в использовании, удобными и прозрачными. Также намечается расширение возможностей самостоятельного дистанционного использования электронных государственных услуг и создание инклюзивной среды путем обеспечения равных условий для всех.
Худаёр Мелиев.
Заместитель министра юстиции Республики Узбекистан.