Ценные плоды взаимодействия

    Культура 23 ноября 2021 256

    Наши страны объединяет давняя история контактов в области искусства, получающая развитие сегодня. К примеру, Государственный молодежный театр Узбекистана только за последние месяцы выпустил сразу два спектакля, поставленных специально приглашенными российскими режиссерами.

    Небольшая предыстория: годом ранее, в ноябре 2020-го, этот коллектив принимал учас­тие во II Фестивале русских зарубежных театров в Москве. Наши артисты показали комедию Мольера «Лекарь поневоле» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Наби Абдурахманова на сцене знаменитого театра «Современник». Тогда же судьба свела директора «Молодежки» Хасана Салихова и его заместителя Ирину Хилкову с заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Дмитрием Астраханом - известным театральным и кинорежиссером, создателем около 30 фильмов, включая популярнейшие «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Контракт со смертью» и «Перекресток». Сразу зашел разговор о сотрудничестве, и Дмитрий Хананович с интересом принял приглашение поработать в Ташкенте.

    Идею поддержал Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана. Уже в феврале именитый режиссер приступил к репетициям на сцене Молодежного театра. Он выбрал пьесу Олега Данилова «Леди на день», которую не раз с успехом ставил в разных театрах и по которой даже снял в 2002 году одноименную киноленту с Мариной Неёловой в главной роли. Это добрая и светлая история о бедной женщине, которая ради счастья любимой дочери на сутки превращается в великосветскую даму. А бескорыстно помогают ей в этом многочисленные друзья.

    Премьера ожидалась еще в мае, но пандемия внесла свои коррективы. Долгожданный первый публичный показ спектакля состоялся 30 сентября.

    - Очень рад быть здесь и видеть полный зал, - обратился к зрителям в тот вечер Дмитрий Астрахан, приехавший в столицу на премьеру и на возрожденный Ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути». - Спасибо театру за эту возможность, за то, что мы сумели «поднять» столь непростой проект в это непростое время. У вас прекрасный коллектив. Это так приятно - оказаться на другом конце континента и увидеть людей, с которыми говоришь на одном языке, которые тоже продолжают традиции общей театральной школы. Все, как учил Станиславский. Обещаю, что вы получите удовольствие от про­смотра.

    Зрители высоко оценили мастерство режиссера, нашедшего достойное применение лучшим творческим силам театра. Главную роль в двух составах выразительно сыграли Лейла Сейд-Оглы и Феруза Рахматова. В постановке оказался задействован почти весь актерский состав - заслуженные артисты Азат Бекмуратов и Фатима Режаметова, а также Бабур Юлдашев, Обид Абдурахманов, Евгений Москвичев и многие другие. Посмотреть на них уже второй месяц собирается полный зал, причем билеты раскупают заранее.

    Вторая же премьера «Молодежки» отличается и по сюжету, и по настроению, и по сценическому решению. Речь о спектакле «Alone» («В одиночестве») по не нуждающейся в представлении повести Франца Кафки «Превращение». Пополнить им репертуар стало возможным опять-таки благодаря поддержке Фонда развития культуры и искусства.

    Для постановки весной был приглашен хороший друг театра Игорь Качаев - режиссер по плас­тике Александринского театра (Санкт-Петербург), заместитель декана факультета актерского искусства и режиссуры, профессор Российского государственного института сценических искусств. Он известен публике многочисленными ролями в кино, а специалистам - как настоящий профессионал в области сценического движения. В его послужном списке - работа более чем над 80 спектаклями, в том числе в БДТ имени Г. А. Товстоногова и Большом театре России.

    Выпустить «Alone» намечалось еще в июне, но и здесь сроки сдвинулись из-за карантинных ограничений. Премьера прошла с аншлагом 10 ноября и была встречена очень тепло. Публика отметила глубину авторского замысла, особое внимание к плас­тике персонажей и, конечно, игру актеров, особенно исполнителя главной роли - опытного Анвара Картаева.

    Впечатление от абсурдистской трагической истории было бы неполным без музыки, написанной для него молодым отечественным композитором Русланом Волковым. А для создания сценографии также из России были привлечены художник-постановщик Мария Медведева и художник по костюмам Ника Велегжанинова. Получилось оригинально.

    Напомним, что еще весной 2018 года в Молодежном театре появился весьма примечательный спектакль «Игроки» по пьесе Гоголя. Поставил его молодой режиссер из России Виталий Когут - ученик народного артиста Леонида Хейфеца. То был результат совместного проекта с Союзом театральных деятелей РФ. Стало быть, сегодня здесь идут сразу три очень разных спектакля, созданных в содружестве с российскими коллегами. И это лучший пример живого творческого взаимодействия, дающего такие ценные плоды.

    Рамиль Исламов.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates