Небольшая предыстория: годом ранее, в ноябре 2020-го, этот коллектив принимал участие во II Фестивале русских зарубежных театров в Москве. Наши артисты показали комедию Мольера «Лекарь поневоле» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Наби Абдурахманова на сцене знаменитого театра «Современник». Тогда же судьба свела директора «Молодежки» Хасана Салихова и его заместителя Ирину Хилкову с заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Дмитрием Астраханом - известным театральным и кинорежиссером, создателем около 30 фильмов, включая популярнейшие «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Контракт со смертью» и «Перекресток». Сразу зашел разговор о сотрудничестве, и Дмитрий Хананович с интересом принял приглашение поработать в Ташкенте.
Идею поддержал Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана. Уже в феврале именитый режиссер приступил к репетициям на сцене Молодежного театра. Он выбрал пьесу Олега Данилова «Леди на день», которую не раз с успехом ставил в разных театрах и по которой даже снял в 2002 году одноименную киноленту с Мариной Неёловой в главной роли. Это добрая и светлая история о бедной женщине, которая ради счастья любимой дочери на сутки превращается в великосветскую даму. А бескорыстно помогают ей в этом многочисленные друзья.
Премьера ожидалась еще в мае, но пандемия внесла свои коррективы. Долгожданный первый публичный показ спектакля состоялся 30 сентября.
- Очень рад быть здесь и видеть полный зал, - обратился к зрителям в тот вечер Дмитрий Астрахан, приехавший в столицу на премьеру и на возрожденный Ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути». - Спасибо театру за эту возможность, за то, что мы сумели «поднять» столь непростой проект в это непростое время. У вас прекрасный коллектив. Это так приятно - оказаться на другом конце континента и увидеть людей, с которыми говоришь на одном языке, которые тоже продолжают традиции общей театральной школы. Все, как учил Станиславский. Обещаю, что вы получите удовольствие от просмотра.
Зрители высоко оценили мастерство режиссера, нашедшего достойное применение лучшим творческим силам театра. Главную роль в двух составах выразительно сыграли Лейла Сейд-Оглы и Феруза Рахматова. В постановке оказался задействован почти весь актерский состав - заслуженные артисты Азат Бекмуратов и Фатима Режаметова, а также Бабур Юлдашев, Обид Абдурахманов, Евгений Москвичев и многие другие. Посмотреть на них уже второй месяц собирается полный зал, причем билеты раскупают заранее.
Вторая же премьера «Молодежки» отличается и по сюжету, и по настроению, и по сценическому решению. Речь о спектакле «Alone» («В одиночестве») по не нуждающейся в представлении повести Франца Кафки «Превращение». Пополнить им репертуар стало возможным опять-таки благодаря поддержке Фонда развития культуры и искусства.
Для постановки весной был приглашен хороший друг театра Игорь Качаев - режиссер по пластике Александринского театра (Санкт-Петербург), заместитель декана факультета актерского искусства и режиссуры, профессор Российского государственного института сценических искусств. Он известен публике многочисленными ролями в кино, а специалистам - как настоящий профессионал в области сценического движения. В его послужном списке - работа более чем над 80 спектаклями, в том числе в БДТ имени Г. А. Товстоногова и Большом театре России.
Выпустить «Alone» намечалось еще в июне, но и здесь сроки сдвинулись из-за карантинных ограничений. Премьера прошла с аншлагом 10 ноября и была встречена очень тепло. Публика отметила глубину авторского замысла, особое внимание к пластике персонажей и, конечно, игру актеров, особенно исполнителя главной роли - опытного Анвара Картаева.
Впечатление от абсурдистской трагической истории было бы неполным без музыки, написанной для него молодым отечественным композитором Русланом Волковым. А для создания сценографии также из России были привлечены художник-постановщик Мария Медведева и художник по костюмам Ника Велегжанинова. Получилось оригинально.
Напомним, что еще весной 2018 года в Молодежном театре появился весьма примечательный спектакль «Игроки» по пьесе Гоголя. Поставил его молодой режиссер из России Виталий Когут - ученик народного артиста Леонида Хейфеца. То был результат совместного проекта с Союзом театральных деятелей РФ. Стало быть, сегодня здесь идут сразу три очень разных спектакля, созданных в содружестве с российскими коллегами. И это лучший пример живого творческого взаимодействия, дающего такие ценные плоды.
Рамиль Исламов.