Цифровизация судебной практики как условие повышения качества правосудия

    Цифровизация 7 октября 2020 785

    В условиях интенсивного развития и усложнения социально-экономических отношений существенно возрастает нагрузка на судебные органы, в результате чего многие при наличии формальной возможности обратиться в суд оказываются лишенными реального доступа к правосудию.

    По оценке World Justice Project (международная организация гражданского общества с заявленной миссией «работать над продвижением верховенства закона во всем мире»), около 1,5 млрд человек не в состоянии восстановить нарушенные права в судебном порядке. Положение осложняется при возникновении чрезвычайных ситуаций эпидемиологического, природного либо техногенного характера. Так, в начале 2020-го в связи с введенными карантинными мерами, обусловленными высокими темпами распространения новой коронавирусной инфекции, деятельность судов оказалась парализованной в большинстве стран мира.

    В числе средств преодоления подобных ситуаций - перенос максимального количества судебных процедур в онлайн-формат. Современный уровень развития информационных технологий позволяет говорить об информатизации судебной системы как об одном из достаточно эффективных и перспективных способов обеспечения доступности и качества правосудия. Внедрение ИТ способно ускорить судопроизводство, сократить нагрузку на персонал суда, снизить стоимость процедур, повысить уровень открытости судебной системы и тому подобное.

    Так, например, в Великобритании внед­рение цифровой инфраструктуры делопроизводства (HM Courts & Tribunals Service Digital Case System) с момента запуска в 2015 году позволило сократить объем используемой бумаги на 500 тонн, а временные затраты на подачу искового заявления - с 15 рабочих дней до 10 минут. По оценкам экспертов в Великобритании к 2023-му ежегодно более 2 млн дел будут рассматриваться вне реальных залов суда, за счет чего государству удастся сэкономить около 244 млн фунтов стерлингов.

    Исходя из мировых трендов в Узбекистане также принимаются меры по широкому внедрению цифровых технологий в деятельность судебных органов. В связи с этим 3 сентября нынешнего года Президент нашей страны утвердил постановление «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти». В документе отмечается, что из-за отсутствия интеграции между информационными системами министерств и ведомств взаимный обмен данными при рассмотрении дел в судах осуществляется в основном в бумажной форме. Согласно постановлению расширение видов интерактивных электронных услуг, дальнейшее расширение электронного взаимного обмена данными с министерствами, ведомствами и другими организациями, обеспечение открытости и прозрачности деятельности судейского сообщества путем внедрения специальных информационных программ, расширение возможности дистанционного участия в судебных заседаниях, в том числе посредством мобильных устройств и других форм электронного взаимодействия, а также усиление мер по комплексной защите служебной информации и данных органов судебной власти определены задачами следующего этапа цифровизации деятельности органов судебной власти.

    С учетом этого представляет интерес изучение передового зарубежного опыта по внедрению цифровых технологий в судопроизводство. Так, онлайн-­подача документов в суд и электронный документооборот являются первичным условием обеспечения доступности судебных органов для широких масс. В зарубежных странах также активно внедряется система электронной подачи документов.

    Скажем, в Федеральном суде Австралии после внедрения системы eLodgment документооборот, который прежде занимал несколько дней, в ряде случаев сократился до пары часов. В Западной Австралии с 2018 года стала обязательной подача в электронном формате документов в гражданскую коллегию Верховного суда. Налоговый суд Канады рекомендует сторонам подавать документы с помощью электронной системы, доступной на официальном сайте суда. С 2008 года Верховный суд Канады тре-бует, а Верховный суд США позволяет сторонам предоставлять электронные копии подаваемых материалов. При этом с начала 2019-го в Канаде функционирует Цифровое пространство для слушаний (DHW), которое представляет собой онлайн-платформу документооборота, обеспечивающую доступ к электронным копиям материалов в режиме реального времени. В Великобритании даже в рамках дел, рассматриваемых в обычном порядке, по заявлениям сторон производство может быть переведено в заочный формат с переходом на электронный документооборот. В настоящее время около 84 процентов всего документооборота в судах Сингапура осуществляется c использованием электронных технологий, порядка 400 юридических фирм имеют доступ к единой информационной системе.

    Использование систем видеоконференцсвязи также является необходимым условием транспарентности и снятия загруженности правосудия. В настоящее время в зарубежных правопорядках активно внедряются технические решения, позволяющие тем, кто имеет отношение к спорам, участвовать в заседаниях вне зависимости от местонахождения. Верификация лиц в таком случае может осуществляться как с помощью смежных сервисов (официальные сайты судов, портал государственных услуг), так и иными способами. Защита коммуникаций, в свою очередь, может быть обеспечена средствами шифрования, доступными участникам споров при использовании соответствующих стандартных программных продуктов. В настоящее время системы видеоконференцсвязи используются в судах Великобритании, Венгрии, США, Нидерландов, Бельгии, Италии, Ирландии, Австралии, ОАЭ, Сингапура, Казахстана и других стран.

    Онлайн-разрешение споров и автоматизация судопроизводства набирает обороты во многих странах. В зарубежных правопорядках с течением времени все более активно применяется процедура рассмотрения дел полностью онлайн - фактически без проведения слушаний. Лидирующие позиции в процессе перевода судопроизводства в дистанционном режиме занимают Великобритания, Сингапур, Венгрия, США, Китай, Канада и Австралия, где некоторые категории споров (как правило, также с небольшими суммами требований) рассматриваются в виртуальных залах и чатах. При этом важно отметить, что в Австралии решение о применении такой формы разрешения спора остается за судьей, в то время как в Канаде это происходит автоматически: онлайн-процедура применяется в зависимости от суммы иска. В Венгрии в целях снижения нагрузки на суд в определенных случаях применяется исключительно электронный обмен информацией между судом и сторонами. Суды Дубайского международного финансового центра (DIFC) и Smart Dubai ведут совместную работу по созданию суда с документооборотом на основе технологии блокчейн. Более продвинутой формой реформирования процесса разрешения споров является его автоматизация. Так, в США (в Верховном суде Сан-Бернардино) функционирует система, которая обеспечивает электронную обработку судебных приказов. В Китае реализуются пилотные проекты, в рамках которых решения по делу выносятся не судьей, а искусственным интеллектом. Полноценная автоматизация приказного производства осуществлена в Германии и Венгрии.

    Один из существенных способов упрощения ведения судебного процесса - внед­рение систем аудиопротоколирования. Среди стран, где активно используются такие системы, а также транскрибирования заседаний, - США, Сингапур, Ирландия, Венгрия. Аудиопротоколирование упрощает работу секретарей судебных заседаний (стенографистов) и позволяет судьям и сторонам в случае необходимости максимально детально восстановить ход судебных слушаний. Так, в судах Сингапура судья может воспроизвести запись конкретного слушания. В США стороны также могут получить аудиозапись слушания в библиотечно-­правовом центре судебных ресурсов. В Ирландии такой доступ разрешается исключительно с разрешения судьи. В перспективе процесс транскрибирования аудиопротоколов, вероятно, будет автоматизирован.

    Передовой зарубежный опыт свидетельствует: наиболее перспективными направлениями развития информатизации судебной системы в настоящее время являются следующие:

    • упрощение требований к проведению дистанционных видеопроцессов и соответствующее расширение практики их использования;
    • внедрение возможности подачи исковых заявлений в виде заполнения интерактивных форм;
    • дальнейшие автоматизация и роботизация процесса рассмотрения дел прежде всего в порядке упрощенного производства (в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта в процесс рассмотрения бесспорных требований);
    • перевод рассмотрения некоторых категорий споров полностью в онлайн, как это сделано в Китае, Канаде и Австралии. При том весьма перспективным является внедрение асинхронного порядка взаимодействия суда и сторон спора;
    • создание электронной базы данных доверенностей и дипломов/удостоверений юридических представителей;
    • интеграция информационных систем правосудия с иными государственными информационными системами, что позволило бы исключить необходимость предоставления участниками процесса документов и/или сведений, содержащихся в таких государственных информационных системах;
    • интенсификация использования передового опыта информатизации в системе судов общей юрисдикции - как в части внедрения прогрессивных электронных сервисов, так и в части повышения их доступности для большинства судов.

    Нилуфар Нодирхонова.
    Руководитель направления Центра «Стратегия развития».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates