Цифровое будущее государственных услуг

    Переход к цифровой экономике - требование времени. Узбекистан находится в процессе активной цифровизации государственных услуг. День ото дня данная сфера претерпевает уникальную трансформацию. Уже сейчас многие госуслуги можно получить в любое время суток не выходя из дома - достаточно иметь под рукой компьютер или просто мобильный телефон. В ближайшем будущем благодаря планомерному расширению методов взаимодействия государства с гражданами посредством использования современных технологий можно будет полностью отказаться от бумажных носителей информации.

    Одни из основных направлений развития государства - использование цифровых технологий для совершенствования работы органов государственного и хозяйственного управления, формирование эффективного механизма взаимодействия между властью и населением. Данные задачи выполняются посредством развития системы электронного правительства. Масштабные реформы в госсекторе охватывают все без исключения сферы деятельности с широким привлечением министерств и ведомств.

    Развитие сферы оказания государственных услуг населению можно разделить на два этапа. Первый включает период с 1991 по 2017 годы, а второй - с 2017-го и по настоящее время.

    Первый этап во многом не соответствовал ожиданиям и требованиям граждан и предпринимателей, характеризовался высоким уровнем бумажной бюрократии и не способствовал повышению доверия к системе государственного управления.

    На втором этапе развития оказания государственных услуг благодаря реализуемым реформам произошли масштабные изменения: усовершенствована вся система госуслуг, налажено межведомственное взаимодействие, устранены бюрократия и бумажная волокита.

    Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы среди прочего предусматривает определение развития цифровой экономики в качестве основного драйвера с обеспечением увеличения ее объема как минимум в 2,5 раза. В документе также указано на увеличение до конца 2026-го уровня цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики, в финансовой и банковской сферах до 70 процентов.

    Как было отмечено ранее, современная история развития государственных услуг началась в 2017 году. Тогда 12 декабря Президент подписал Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению». Документ определил комплекс организационно-правовых мер по кардинальному повышению качества, оперативности, прозрачности и доступности госуслуг, основой которого является безусловная реализация благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Также было создано Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Респуб­лики Узбекистан.

    Для обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень в каждом районе (городе) созданы центры государственных услуг. В начале своей деятельности ЦГУ предоставляли всего лишь 37 видов услуг. На сегодня соответствующий показатель увеличен до 253. Всего за 2018-2022 годы через ЦГУ оказано более 40 млн услуг.

    Кроме того, раньше жителям отдаленных районов республики для получения справок и оформления документов приходилось ездить в районные центры, преодолевая сотни километров, стоять в длинных очередях. Сейчас же ситуация изменилась: в населенных пунктах, удаленных от райцентров на 100-300 километров, функционируют филиалы территориальных ЦГУ. Введен термин «мобильные государственные услуги», в рамках которого специалисты приезжают в труднодоступные населенные пункты и организуют на местах выездные приемы.

    Главным критерием преобразований в системе стала современная инфраструктура. Услуги для физических и юридических лиц предоставляются в комфортабельных и инновационных зданиях. Всего по стране действуют 175 центров и 138 их филиалов, число операторов составляет около 1700 человек.

    Важно и то, что перед внедрением каждой услуги анализируются административные процедуры на предмет их упрощения. Тем самым оптимизируются процессы оказания государственных услуг с использованием методов реинжиниринга бизнес-процессов. В итоге общий срок их оказания сократился с 787 дней до 471, пересмотрено и упрощено более 200 процедур.

    23 марта 2021 года принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении». Согласно документу, с 1 июня 2021-го отменено истребование государственными органами, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах, госорганизациями и учреждениями от населения и субъектов предпринимательства 17 видов справок.

    За весь период отменена практика истребования государственными органами 73 видов документов и справок от граждан и предпринимателей при приеме на работу и выполнении иных административных процедур. Отныне госорганы и организации самостоятельно запрашивают у ответственных сотрудников документы и справки, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство».

    Кроме того, налажено оказание 17 видов услуг в композитной форме. Так, при регистрации рождения ребенок одновременно ставится на учет в поликлинику, занимает очередь в государственную дошкольную организацию, получает регистрацию по месту постоянного жительства родителей, которым назначается единовременная выплата в связи с рождением ребенка.

    Выдача идентификационных ID-карт лицам, достигшим 16 лет, также осуществляется одновременно с постановкой их на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков и в накопительной пенсионной системе. Данные нововведения предоставили большие удобства гражданам и положили конец бумажной волоките.

    Кроме того, внедрена Единая система идентификации OneID, где зарегистрировано более 20 процентов населения. С ее помощью граждане получают доступ к разным электронным ресурсам правительства, в том числе системе выдачи ID-карт с автоматическим созданием учетной записи владельца. Успешно функционирует и Единая биллинговая система госуслуг, позволяющая гражданам оплачивать услуги в сферах ЖКО, здравоохранения, строительства, образования и не только. По итогам 2021 года число подобных платежей превысило 20 миллионов.

    В целях создания удобств для населения введен порядок пользования госуслугами по экстерриториальному принципу. Так, 170 услуг, предоставляемых через ЦГУ, регистрация актов гражданского состояния, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан и расположения организаций.

    За прошедшие пять лет в сфере предпринимательства отменены и переведены на альтернативные методы регулирования 132 процедуры лицензирования и разрешения. Данные услуги поэтапно осуществляются в электронной форме через информационную систему «Лицензия».

    Следует отметить, что по республике ЦГУ ежедневно посещают около 45-50 тысяч граждан. Поэтому приоритетами стали минимизация человеческого фактора при взаимодействии населения с государственными органами, уменьшение бюрократических процессов, сокращение времени и затрат пользователей услуг, обеспечение прозрачности и открытости административных про­цедур.

    С учетом текущего состояния направления и передового опыта зарубежных стран Указом Президента от 20 апреля текущего года утверждены Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы и «дорожная карта» по ее реализации в 2022-2023 годах. Документ разработан по принципу «Гражданин в центре внимания при оказании государственных услуг» (Citizen - centric service).

    Стратегией предусмотрены совершенствование правовой базы, регулирующей оказание государственных услуг, и повышение эффективности административных процедур; широкое внедрение современных ИКТ в сферу, расширение межведомственного электронного взаимодействия при оказании госуслуг, оцифровку существующих баз данных и обеспечение безопасности конфиденциальной информации; внедрение новых видов и форм госуслуг, повышение удобства использования услуг, научно-практический анализ предоставляемых услуг и не только.

    По каждому приоритетному направлению в «дорожной карте» определены соответствующие задачи, выполнение которых - первостепенная цель каждого госоргана, оказывающего населению услуги.

    В рамках данной Национальной стратегии Министерством юстиции Республики Узбекистан запущен ряд многообещающих амбициозных проектов. В частности, делопроизводство в сфере загса теперь будет переведено в безбумажную форму. Планируется внедрить альтернативные способы идентификации личности при предоставлении государственных, банковских, социальных услуг и прохождении других административных процедур (идентификация через банковскую пластиковую карту, биометрическая идентификация Face-ID).

    В качестве эксперимента с 15 июля 2022 года по 1 декабря 2023-го в госведомствах, банках и других организациях не требуют бумажные удостоверения личности. В будущем вместо них можно предъявлять их цифровые версии в специальном приложении OneID Mobile, которые по юридической силе будут равны своим физическим аналогам.

    На первом этапе реализации проекта планируется внедрить систему в следующие сферы:

    • проверка документов на право пользования и управления автотранспортными средствами;
    • перелеты внутренними авиалиниями;
    • путешествие по железной дороге в пределах страны;
    • регистрация гостей в гостиницах, санаториях, домах отдыха и других подобных учреждениях;
    • получение услуг мобильных операторов и интернет-провайдеров;
    • предоставление госуслуг в центрах государственных услуг;
    • оказание услуг коммерческих банков и страховых компаний;
    • получение медицинских услуг;
    • предоставление доступа студентам в системах высших учебных заведений.

    Кроме паспорта или ID-карты гражданина Республики Узбекистан, пользователи сервисом могут управлять такими цифровыми документами, как водительское удостоверение, свидетельства о регистрации транспортного средства, заключении брака и рождении, студенческое удостоверение, сертификат о вакцинации от коронавируса и не только.

    Сервис также предусматривает функции поделиться цифровыми копиями, отправить доверенному лицу техпаспорт для пользования на определенное время, предоставить данные документа поставщикам услуг и многое другое.

    Таким образом, к 2026 году количество видов услуг на портале my.gov.uz планируется увеличить до 610, а в мобильной версии - до 300. Важно подчеркнуть: доля my.gov.uz в общем объеме электронных государственных услуг активно растет - с 26 процентов в 2019-м до 54 процентов в 2021 году.

    Реформы в области электронного правительства заслужили высокую оценку международного сообщества. К примеру, в рейтинге Open Data Inventory Узбекистан занял 45-е место в мире, став лидером в Центральной Азии. В свою очередь в индексе электронного участия (E-Participation Index) наша республика улучшила позицию на 13 пунктов, поднявшись на 46-е место и оказавшись в группе стран с очень высоким EPI.

    За последние годы проделана широкомасштабная работа в сфере предоставления государственных услуг, которая способствует снижению временных и финансовых затрат граждан, повышению уровня их удовлетворенности деятельностью госорганов. В результате обеспечиваются хорошие шансы для ускоренного развития бизнеса и предпринимательства, успешного вложения средств в долгосрочные инвестиционные проекты.

    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates