Улучшение деловой среды в стране: что требуется в плане законодательных норм?

    Бизнес 29 сентября 2020 512

    В последние годы в республике реализуются динамичные реформы во всех направлениях государственного и общественного строительства. Они находят свое отражение в первую очередь в нормативно-правовых актах. Следовательно качественная систематизация законодательства является одним из ключевых компонентов реализации намеченных целей и задач.

    Осуществленные реформы обуславливают необходимость обновления институционально-правовой базы, исключения устаревших и утративших актуальность норм с учетом происходящих глубоких преобразований.

    Разрозненность актов законодательства приводит на практике к сложности их восприятия, правовым разночтениям и коллизиям, зарегулированности и бюрократии.

    В соответствии с Концепцией совершенствования нормотворческой деятельности разработан и принят Указ Президента «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства». Документом предусмотрено несколько ключевых направлений развития национальной системы законодательства.

    Во-первых, внедряется принцип «регуляторной гильотины» как механизм снижения регуляторного бремени, обеспечивающий масштабный пересмотр и отмену устаревших и утративших актуальность норм, негативно влияющих на деловой климат.

    Принцип «регуляторной гильотины» впервые был разработан в Швеции для устранения регуляторных норм, мешающих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Основная его идея заключается в возможности быстрого пересмотра и отмены по итогам фильтрации значительного количества нормативных актов с целью выявления неэффективных, неработающих, нецелесообразных, а также противоречащих законодательству правил.

    Принцип «регуляторной гильотины» применялся во многих странах, в том числе в Италии, Мексике, Южной Корее, Венгрии, России, Молдове и других государствах, как эффективный инструмент проведения реформы контрольно-надзорной деятельности. Примером качественного использования этого принципа может служить опыт Хорватии, где реформа Hitrorez («Быстрое сокращение») позволила пересмотреть 2683 регуляторные нормы в 2006-2007 годах, из которых 55 процентов было рекомендовано к упрощению. Данная мера позволила снизить затраты для бизнеса и потребителей на 65 млн долларов ежегодно. В частности, этот опыт получил высокую оценку Всемирного банка.

    На сегодня Национальная база данных законодательства включает более 30 тысяч нормативно-правовых актов (без учета нормативных документов в области технического регулирования), около 10 тысяч из них приняты за 2017-2020 годы. Следует отметить, что только пять процентов из общего числа составляют законодательные акты, а 95 - являются подзаконными.

    Большое число и разрозненность правовых актов увеличивают регуляторное бремя и бюрократические препоны прежде всего в сфере предпринимательства, создают коллизии, приводят к игнорированию норм законодательства.

    Так, около 500 решений Президента Республики Узбекистан признаются утратившими силу, устаревшими и потерявшими актуальность. Также подготовлен перечень из более чем двух тысяч правительственных решений, предлагаемых признать утратившими силу. При этом важно отметить, что утрата данных актов не отразится на правах и законных интересах людей, так как в них содержались нормы, которые на сегодня урегулированы законодательством, то есть актами, принятыми позднее. К примеру, признается утратившим силу Указ Первого Президента Республики Узбекистан «О государственной пошлине» от 16 октября 1991 года. Это связано с тем, что соответствующие вопросы в этой сфере регламентируются Законом «О государственной пошлине», который имеет прямое действие.

    Работа правительства в данном направлении будет продолжена. В частности, намечено сокращение неэффективных, нецелесообразных и противоречащих законам нормативно-правовых актов, составляющих около 30 процентов от общего их числа.

    Во-вторых, устанавливается ряд следующих мер в целях недопущения чрезмерного правового регулирования и проведения более качественной работы по систематизации законодательства:

    установление на законодательном уровне конкретных критериев разграничения актов палат Олий Мажлиса, Президента, Кабинета Министров и органов государственной власти на местах индивидуального и организационного характера от принимаемых ими нормативно-правовых актов;

    внедрение практики принятия нового законодательного акта вместо его новой редакции с одновременным признанием утратившим силу действовавшего законодательного акта, организация пересмотра ранее принятых таких законодательных актов;

    внедрение практики признания по окончании соответствующего года утратившими силу актов Президента и Кабинета Министров, направленных на установление дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и перенос выходных дней, а также организацию проведения мероприятий.

    Кроме того, внедряется платформа по принципу «открытая площадка» для онлайн- взаимодействия с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества, а также продолжения работы по систематизации законодательства в целях выявления норм и требований, утративших актуальность и создающих излишнюю нагрузку на бизнес.

    В-третьих, нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах будут систематизированы и включены в Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан (www.lex.uz).

    Анализ действующего законодательства показывает, что такие акты, принимаемые на республиканском и уровне органов государственной власти на местах, не взаимосвязаны. В результате существенно замедляется реализация намеченных целей и задач.

    Указом предусматривается обеспечение прозрачности нормотворческой деятельности хокимиятов путем проведения систематизации нормативно-правовых актов органов государственной власти на местах и инициирования отмены устаревших и утративших актуальность актов, а также внедрения механизма их автоматического размещения в базе. Необходимо отметить, что в настоящий момент база правовых актов хокимиятов включает свыше трех тысяч документов, из которых, по экспертной оценке, более 50 процентов могут быть систематизированы или полностью отменены.

    В-четвертых, совершенствуется порядок принятия нормативно-правовых актов с введением системы оценки регуляторного воздействия.

    Оценка регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов предусматривает анализ проблемы, способы ее решения, воздействие на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.

    Несмотря на то, что ряд государственных органов наделен соответствующими полномочиями в сфере оценки регуляторного воздействия, отсутствие координации приводит к неполноценной работе системы оценки регуляторного воздействия, особенно в области предпринимательства и социальной защиты.

    Указом Президента Министерство юстиции определяется специально уполномоченным органом в сфере оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов. В структуре ведомства создается Управление оценки регуляторного воздействия.

    В качестве основных задач Министерства юстиции в области оценки регуляторного воздействия определены:

    координация деятельности по проведению оценки регуляторного воздействия органов государственного управления, исполнительной власти на местах и других организаций, оказание им методического содействия;

    подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников органов государственного управления, исполнительной власти на местах и других организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия;

    проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, а также принятие мер и разработка рекомендаций, направленных на устранение выявленных коррупциогенных факторов;

    выявление в законодательстве правовых пробелов, положений и норм, создающих условия для проявления коррупции, проведение анализа коррупционных рисков при исполнении нормативно-правовых актов на практике.

    Кроме того, формируется общедоступная база требований международных договоров, а также предложений и рекомендаций международных организаций в целях использования в нормотворческой деятельности.

    ***

    Узбекистан выбрал путь активной интеграции в мировое сообщество, быть частью современного мира. Однако в условиях отсутствия базы требований международных договоров, обязательных для соблюдения, усложняется процесс качественной нормотворческой деятельности, что может негативно отразиться на имидже республики при их несоблюдении.

    Принятые меры будут способствовать улучшению бизнес-среды, инвестиционной привлекательности страны, позволят наладить эффективный и открытый диалог с представителями бизнес-сообщества и широкой общественности по упорядочению правовой базы.

    Алишер Каримов.
    Начальник Главного управления законодательства Министерства юстиции.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates