В этом ключе отдельное внимание обращают на себя заявления лидеров Узбекистана и Кыргызстана о необходимости активизации усилий по строительству железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», которая может стать флагманским проектом в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Кроме того, накануне визита Президента Шавката Мирзиёева представители профильных министерств и ведомств двух стран заявили о подписании пошаговой «дорожной карты» по ее реализации.
Мощным толчком продвижению данного проекта, безусловно, стало подписание Соглашения о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан» в ходе саммита ШОС в Самарканде 16 сентября 2022 г.
Уже месяц спустя ведущие проектные институты Китая начали разработку технико-экономических обоснований строительства ж/д, завершение которых запланировано к I полугодию 2023 г.
Говоря о преимуществах строящейся магистрали, следует обратить внимание на следующее:
Первое, строительство железной дороги позволит интегрировать транспортно-логистическую инфраструктуру Центральной Азии в глобальную, а также расширит экономические возможности наших государств путем присоединения к морским торговым сетям. В этом ключе примечательным является заявление главы Кабмина Кыргызстана А. Жапарова о том, что при реализации проекта ж/д «Китай - Кыргызстан - Узбекистан» ЦА станет южным ответвлением континентального моста Евразии и откроет доступ на рынки Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.
Вместе с тем ожидается, что данная магистраль значительно сократит протяженность маршрута из Восточной Азии в Европу (на 900 км), а также сроки поставки грузов (на 7-8 дней).
Необходимо также отметить, что в результате строительства ж/д «Китай - Кыргызстан - Узбекистан» страны региона могут получить доступ к рынкам Юго-Восточной Азии путем его присоединения к трансафганскому транспортному коридору «Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар». Это превратит регион в один из важных звеньев международного транспортного коридора «Восток–Запад», а также увеличит возможности международного транспортного коридора «Север - Юг».
Достижение этих задач позволит региону стать не только транзитным коридором, но и выступать в качестве производственно-логистического хаба путем повышения экспортного потенциала всего центральноазиатского региона. В то же время перевозка товаров по железной дороге обеспечит региональный рынок необходимыми товарами, а также ускорит приток необходимых технологий для модернизации экономики центральноазиатских стран.
Второе, стоит особо подчеркнуть, что реализация проекта железной дороги предоставит Кыргызстану следующие возможности. В частности: 1) будут созданы дополнительные 20 тыс. рабочих мест; 2) увеличится объем перевозимых грузов до 15 млн тонн в год с доходами в 200 млн долл.; 3) Кыргызстан получит возможность разработать полезные ископаемые, залегаемые вдоль маршрута запланируемой ж/д (месторождения алюминия Сандык, железа Жетим - Тоо и др.); 4) развитие смежных отраслей экономики, что увеличит объемы госбюджета и обеспечит социально-экономическую устойчивость братского государства.
Третье, Узбекистану, в свою очередь, строительство железной дороги позволит повысить транзитный потенциал, а также в перспективе стать одним из важных участников межконтинентального транспортного коридора, который обеспечит кратчайший сухопутный маршрут из Азии в Европу, а также расширит географию торговли со странами Восточной Азии и Европы.
В целом итоги государственного визита Шавката Мирзиёева в Бишкек продемонстрировали единую позицию глав государств-участников проекта по строительству железной дороги, что, в свою очередь, говорит о наличии твердой политической воли у лидеров Узбекистана и Кыргызстана в деле развития регионального и межрегионального взаимодействия.
В заключении следует отметить, что реализация проекта ж/д «Китай - Кыргызстан - Узбекистан» предоставит всем странам центральноазиатского региона доступ к рынкам ключевых игроков обширного Евразийского материка, а также откроет возможности для достижения устойчивого экономического роста и процветания Центральной Азии.
Жанибек Турдыбаев,
ведущий научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных
исследований при Президенте Республики Узбекистан.