Узбекистан выступает в ООН: о новых инициативах на Генеральной Ассамблее

    Мнение 29 сентября 2023 3415

    17-20 сентября Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принимал участие в мероприятиях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 19 сентября глава нашего государства выступил с докладом на общих дебатах пленарной сессии ГА, в котором представил свое видение по актуальным вопросам региональной и глобальной повестки дня.

    Инициативы Узбекистана в ООН

    В последние годы Узбекистан все активнее участвует в решении мировых проблем на международном уровне. Об этом свидетельствует краткая хроника инициатив Узбекистана на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

    Впервые Шавкат Мирзиёев выступал в ООН на заседании Генеральной Ассамблеи в сентябре 2017 года, указав, что цели нового руководства направлены на «формирование нового облика страны», укрепление защиты прав человека, экономические реформы, приоритетность в отношениях стран Цент­ральной Азии. Он также предложил разработать Международную конвенцию ООН о правах молодежи и выдвинул инициативу о регулярных Консультативных встречах глав государств Центральной Азии.

    На Генеральной Ассамблее ООН в 2020 году Президент Узбекистана выдвинул целый ряд новых международных инициатив. Среди них - разработать под эгидой ООН Международный кодекс о добровольных обязательствах государств в период пандемии, принять резолюцию Генассамблеи о повышении роли парламентов в достижении Целей устойчивого развития и обеспечении прав человека, а также определить ликвидацию нищеты и борьбы с бедностью в качестве одной из основных тем сессии Генеральной Ассамблеи ООН и провести Глобальный саммит, посвященный данным вопросам.

    Отметив в этом выступлении, что регулярные встречи глав государств нашего региона, инициированные в 2017-м, к этому времени уже стали реальностью, а также создан Многопартнерский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья, Шавкат Мирзиёев предложил принять резолюцию Генассамблеи об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, а день принятия этого документа объявить Международным днем защиты и восстановления экологических систем. Кроме того, в продолжение темы Центральной Азии Президент предложил создать под эгидой ООН Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, а также провести в 2021 году в Хиве Международный форум «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций».

    В 2021-м Шавкат Мирзиёев выступил на Генассамблее ООН в видеообращении за усиление координирующей роли Всемирной организации здравоохранения в противодействии пандемиям, а разработанный Республикой Узбекистан текст Кодекса о добровольных обязательствах государств в период пандемий принят в качестве официального документа ООН. Кроме того, глава нашего государства предложил провести в Ташкенте Международную конференцию, посвященную изучению проблем восстановления мировой экономики, а также передового опыта по сокращению бедности в постковидный период.

    На этой же сессии Президент выразил признательность за принятие Резолюции Генассамблеи ООН об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, предложенной им ранее в 2020 году, а также выступил с инициативой принять специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией. Было предложено провести в 2023-м в Узбекистане Шестую Ассамб­лею ООН по окружающей среде на высоком уровне.

    Как видно из перечисленного, позиция Узбекистана по наиболее актуальным вопросам современности весьма активна, многие из предложений уже реализованы или находятся в процессе реализации.

    Об экономических реформах

    Говоря на нынешней сессии Генассамблеи о реформах в Узбекистане, Президент Шавкат Мирзиёев заявил о намерении продолжить «политику строительства Нового Узбекистана как правового, светского, демократического и социального государства». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш дал высокую оценку этому выступлению, подчеркнув поддержку программы необратимых реформ в нашей стране. Особо была им отмечена масштабность целей и задач Стратегии «Узбекистан - 2030», ее полная созвучность Целям устойчивого развития.

    В своем выступлении Президент Узбекистана подчеркнул, что «в результате проводимых последовательных реформ экономика Узбекистана, несмотря на глобальные вызовы, демонстрирует стабильные темпы роста. За последние шесть лет объем валового внутреннего продукта увеличился более чем в полтора раза. Наша главная цель - к 2030 году удвоить этот показатель».

    Здесь стоит отметить, что одна из главных целей Стратегии «Узбекистан - 2030» - «обеспечение устойчивого экономического роста, чтобы люди были довольны жизнью». Основным ориентиром этой цели является вхождение Узбекистана в список стран с доходом выше среднего с увеличением объема ВВП на душу населения с нынешних 2200 долларов до 4000. А учитывая весьма динамичный демографический рост населения Узбекистана, это значит, что экономика до 2030 года должна существенно вырасти (в 2022 году ВВП Узбекистана впервые превысил 80 миллиардов долларов).

    Чтобы добиться реализации этой цели, будут углубляться реформы, направленные на увеличение роли частного сектора в экономике. Предусмат­ривается уменьшение численности предприятий с государственной долей в шесть раз и увеличение доли негосударственного сектора в экономике до 85 процентов. В частный сектор будут переданы оказание железнодорожных услуг, строительство и управление автодорогами, газо- и электроснабжение. Продолжится последовательный перевод монополистических отраслей на рыночные принципы.

    О вступлении в ВТО

    «Еще одна приоритетная для нас задача на пути либерализации нашей экономики - стать в ближайшем будущем полноправным членом Всемирной торговой организации», - сказал в своем выступлении Президент. Хотя сейчас многие аналитики говорят, что в условиях геополитической конфронтации ВТО утрачивает свои роль и значение, тем не менее вступление в эту организацию продолжает оставаться актуальным для Узбекистана.

    Ввиду ограниченной емкости внут­реннего рынка из-за недостаточной покупательной способности населения, системных преобразований в экономике, направленных на увеличение роли и значения частного сектора, будет явно недостаточно для обеспечения необходимых темпов экономического роста, требуемых для достижения достойного уровня жизни. Для этого также следует всемерно наращивать экспортный потенциал.

    Стратегией «Узбекистан - 2030» предусмотрено расширение экспортных возможностей с доведением экспорта до 45 млрд долларов, что более чем в два раза превышает достигнутый в 2022 году уровень экспорта в 19 миллиардов долларов. Для этого намечено создать Фонд развития промышленности, оказывающий поддержку предприятиям по выпуску конкурентоспособной на внешних рынках продукции с высокой добавленной стоимостью.

    И важное значение с точки зрения расширения экспортных возможностей будет иметь вступление во Всемирную торговую организацию, так как это поможет снизить барьеры по выходу узбекской продукции на рынки большинства стран мира.

    О социальной поддержке

    Говоря в своем выступлении о достижениях Узбекистана в этом направлении, Президент отметил, что «благодаря политике, направленной на повышение уровня жизни населения, с 2017 года уровень бедности в стране снизился вдвое. К 2030 году планируем уменьшить его до 7 процентов». Им также была поддержана инициатива Генерального секретаря Организации Объединенных Наций «Глобальный акселератор создания рабочих мест и социальной защиты» и предложено в ее рамках провести в Узбекистане в 2024 году под эгидой ООН Всемирную конференцию «Социальная защита: путь к устойчивому развитию».

    Если говорить об усилении социальной защиты населения в Узбекистане в последние годы, то в 2017-м социальную помощь получали 500 тысяч малообес­печенных семей, а сейчас - 2,3 миллиона. Объем выделяемых средств увеличился в семь раз и достиг 11 триллионов сумов в год, благодаря чему в прошлом году из бедности выведен миллион человек, а в первом квартале этого года - 210 тысяч человек. В области обеспечения населения доступным жильем за последние шесть лет построено около 300 тысяч квартир и индивидуальных жилых домов, что в десять раз больше, чем в предыдущие годы.

    В ближайшие годы в Узбекистане в этом направлении также планируется принять ряд важных мер. Так, создано Национальное агентство социальной защиты. В районах будут образованы центры социальной защиты, оказывающие социальные услуги по принципу «одно окно». В каждой махалле наладят деятельность профессиональных социальных работников, внедрят систему онлайн-работы для женщин, находящихся в декретном отпуске. При этом некоторые налоги будут направляться непосредственно в махаллю для ее развития и благоустройства. Кроме того, предусмотрено обеспечение всех населенных пунктов чистой питьевой водой. Также намечено строительство дополнительно миллиона единиц доступного жилья.

    Развитие человеческого капитала

    В своем выступлении на Генассамб­лее ООН Президент Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул: «Развитие человеческого капитала и воспитание креативного молодого поколения - одна из стратегических задач, которую поставил перед собой Узбекистан». Он отметил, что в последние годы в Узбекистане осуществляется коренная трансформация системы образования. За прошедшие шесть лет охват дошкольным образованием увеличился с 21 до 70 процентов, а высшим образованием - с 9 до 38 процентов. «К 2030 году будут созданы возможности для того, чтобы каждый ребенок посещал детский сад, а каждый второй выпускник школы учился в вузе», - сказал Президент.

    В этом плане является весьма показательным, что ведущим приоритетом Стратегии «Узбекистан - 2030» является создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека. Стратегией предусматривается уделять внимание развитию, воспитанию и образованию детей с самого раннего возраста, полностью обеспечить потребности в дошкольном образовании и довести охват им до 100 процентов к 2030 году. Если в сфере школьного образования за последние годы дополнительно создано 500 тысяч ученических мест, то к 2030-му предполагается реализовать программу «Пятьсот тысяч ученических мест в год» и создать 2,5 млн дополнительных ученических мест в школах.

    Ряд важных целей до 2030 года намечен и в области здравоохранения. Будет проведена цифровизация системы здравоохранения и внедрена система медицинского страхования. Население станет бесплатно обеспечиваться гарантированным пакетом медицинских услуг, а полноценное лечение гепатита С будет обеспечиваться за счет государства.

    О Центральной Азии

    Центральная Азия является приоритетным направлением внешней политики Узбекистана. Говоря на сессии Генассамблеи ООН о сотрудничестве в Центральной Азии, Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул: «Благодаря нашим совместным усилиям Узбекистану и всем соседним странам удалось решить многие проблемы, связанные с государственными границами, транспортными коридорами и водопользованием. Взаимная торговля между странами региона выросла в два с половиной раза, а количество совместных предприятий увеличилось в пять раз».

    Подобное сближение стран региона обусловлено инициативой Президента Узбекистана о проведении Консультативных встреч глав стран Центральной Азии, выдвинутой в 2017 году. Первый саммит прошел в марте 2018 года в столице Казахстана Нур-Султане (ныне - Астана), второй - в ноябре 2019-го в Ташкенте, третий - в августе 2021-го в туристической зоне «Аваза» в Туркменистане, а четвертый - в июле 2022 года в Чолпон-Ате в Кыргызстане.

    Пятая Консультативная встреча состоялась совсем недавно - 14 сентяб­ря текущего года в Душанбе (Таджикистан). На этой встрече подписаны весьма важные для углубления регионального сотрудничества документы: Соглашение об общих направлениях молодежной политики, Соглашение об укреплении взаимосвязанности наземного транспорта в Центральной Азии, Положение о Совете национальных координаторов, «Дорожная карта» в поддержку здоровья и благополучия в Центральной Азии на 2022-2025 годы.

    Благодаря проведению взаимосог­ласованной политики страны региона становятся более привлекательными и для иностранных инвесторов, и для туристов, и с точки зрения надежности транспортных коридоров, что является весьма важным в современных условиях транспортно-логистической нестабильности. Это дало основание Президенту Узбекистана на сессии констатировать, что «наш регион становится центром экономического развития, транспортно- коммуникационным мостом, соединяющим Восток и Запад, Север и Юг. И интерес к нему все возрастает». «Уверен, что при поддержке международного сообщества Центральная Азия продолжит идти по пути консолидации», - сказал глава нашего государства.

    В своем выступлении Президент также указал, что почти половина населения Центральной Азии - молодежь, а вопросы, с ней связанные, имеют для региона особенно важное значение. В связи с чем предложено создать при ООН Рабочую группу по содействию развитию молодежи Центральной Азии, в рамках которой целесообразно разработать программу «Молодежная повестка Центральной Азии - 2030».

    Об изменении климата и экологии

    Говоря о сложной экологической ситуации в мире, Шавкат Мирзиёев сказал, что «Центральная Азия, продолжающая борьбу с трагедией Аральского моря, становится одним из наиболее уязвимых перед изменением климата регионов». Так, за последние 30 лет температура воздуха в нашем регионе повысилась на полтора градуса, исчезло около трети общей площади ледников. В ближайшие 20 лет сток двух крупных рек региона - Амударьи и Сырдарьи - может уменьшиться на 15 процентов. Ожидается, что обеспеченность водой на душу населения снизится на 25 процентов, а урожайность сельскохозяйственных культур - на 40 процентов.

    Если не принять своевременных мер, то последствия этого могут нанести серьезный ущерб социально-экономической стабильности региона. Поэтому Узбекистан поддержал учреждение должности Специального представителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по водным ресурсам и выступил за привлечение самых передовых технологий в процессе создания Платформы водосберегающих технологий в Центральной Азии, используя механизм «Организация Объединенных Наций - водные ресурсы».

    Также Президент Узбекистана предложил учредить «Центральноазиатский климатический диалог» и выступил с инициативой принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Цент­ральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз: солидарность во имя общего процветания». Ее основные положения он предложил обсудить на международном климатическом форуме, который пройдет в Самарканде в 2024 году.

    Вместе с тем стоит указать, что Узбекистан принимает весьма энергичные меры по борьбе с изменением климата и улучшению экологии. Так, благодаря взятому курсу на использование возоб­новляемых источников энергии доля альтернативной энергетики в общей мощности энергосистемы составляет уже 14 процентов, предусмотрено доведение их доли до 40 процентов к 2030-му.

    В последние годы на высохшем дне Аральского моря на площади 1,7 миллиона гектаров созданы зеленые зоны. Новой стратегией предусмотрено увеличение лесных массивов в Приаралье с 1,6 млн до 2,3 млн гектаров, а уровня озеленения в целом по республике - до 30 процентов. С целью экономии воды также намечено принятие до 2030 года мер по полному переводу посевных площадей на водосберегающие технологии.

    Исторический документ авторства народа: инновации в каждой сфере

    11 сентября текущего года приняты два важных документа за подписью Президента: Указ «О Стратегии «Узбекистан - 2030» и постановление «О мерах по качественной и своевременной реализации Стратегии «Узбекистан - 2030» в 2023 году».

    Следует отметить, что еще летом проект Стратегии «Узбекистан - 2030» был размещен для общественного обсуждения на платформах 2030.strategy.uz, davlatdasturi.uz и regulation.gov.uz.

    В рамках инициативы 22 миллиона граждан охвачены SMS-оповещением, почти шесть миллионов пользователей ознакомились с документом через интернет и социальные сети. Примерно миллион соотечественников предоставили отзывы, что свидетельствует об активности населения в общественно-политических процессах.

    При разработке проектов за основу взяты положительные достижения и опыт зарубежных стран в подготовке стратегических документов, в частности, таких государств, как Германия, Франция и Республика Корея.

    11 августа текущего года организованы консультации с Представительством ООН в Узбекистане, и проект стратегии прошел международную экспертизу.

    Около 100 концептуальных и более тысячи уточняющих и редакционных предложений отражены в проектах, основанных на инициативах и отзывах, высказанных в результате обсуждений широкой общественности и экспертов.

    Стратегия «Узбекистан - 2030» охватывает пять направлений и сто целей.

    Первое направление - создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека (44 цели). Предусматриваются реформы в областях образования, здравоохранения, молодежной политики и спорта, по оказанию социальных услуг и сокращению бедности, обеспечению духовного роста и поднятию на новый уровень сферы культуры.

    Второе направление - обеспечение благосостояния населения путем устойчивого экономического роста (17 целей).

    Третье направление - сбережение водных ресурсов и охрана окружающей среды (12 целей). Осуществление реформ, направленных на сохранение водных ресурсов и защиту окружающей среды.

    Четвертое направление - обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу (16 целей). Предусмотрены организация государственного управления, совершенствование общественного управления, обеспечение верховенства закона и осуществление реформ в судебно-правовой системе.

    Пятое направление - последовательное продолжение политики, основанной на принципе «Безопасное и миролюбивое государство» (11 целей). В нем воплощены реформы, направленные на проведение открытой, прагматичной и активной внешней политики, а также по усилению безопасности и оборонного потенциала страны.

    В чем же отличие Стратегии «Узбекистан - 2030» от предыдущих стратегий?

    Во-первых, в документе определяются целевые показатели (то есть текущее состояние в соответствующей области и результат, который будет достигнут).

    Во-вторых, фиксируются названия нормативно-правовых актов, которые намечено принять для достижения определенной цели.

    В-третьих, четко указаны меры, необходимые для достижения цели, и ответственные учреждения.

    Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах сути и значимости задач, нацеленных на обеспечение верховенства закона, организацию государственного управления в интересах человека.

    В последние годы возросла роль института махалли в жизни государства и общества. Превращение махалли в «связующий мост» между общественностью и государственными органами в обеспечении благосостояния населения и решении повседневных вопросов в регионах выражено в 74-й цели документа. Определена задача довести объем средств, выделяемых на улучшение инфраструктуры по инициативе населения, до 24 трлн сумов. Необходимо отметить, что на сегодня сумма, выделяемая в рамках проекта «Инициативный бюджет», составляет восемь трлн сумов, из Государственного бюджета в 2024 году будет направлено 10 трлн сумов (из них не менее четырех трлн сумов на реализацию программ «Обод кишлок» и «Обод махалла»).

    Также одна из поставленных задач - полная отмена практики руководства хокимами местным Кенгашем, конкретное определение правового статуса, основных задач и функций, круга ответственности председателя Кенгаша. Это позволит обеспечить баланс интересов между ними и подотчетность главы исполнительной власти перед представительным органом.

    Еще одной из реформ в данном направлении является четкое разграничение задач и функций хокимиятов областного и районного (городского) уровней. Нет сомнений в том, что это станет важным шагом по преодолению некоторых недоразумений, встречающихся на практике.

    Здесь необходимо отдельно остановиться на одной из важных инициатив, выдвинутых в стратегии. В целях внед­рения системы «Сервисное государство» намечено доведение доли государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, до ста процентов, доли услуг, предоставляемых исключительно через Единый портал интерактивных государственных услуг, до 50 процентов, увеличение до не менее 40 видов государственных услуг, оказываемых в композитном и проактивном порядке. Планируется передача не менее 300 государственных услуг частному сектору. Эти меры являются логическим продолжением задач, поставленных в Национальной стратегии модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы.

    Примечательно, что в рамках этого направления намечено выполнить ряд задач по оптимизации законодательства. В частности, определено систематизировать более 500 законодательных документов, связанных с деятельностью местных Кенгашей, и еще столько же, связанных с деятельностью хокимиятов. А также пересмотр более 300 функций местных Кенгашей, отмена не относящихся к их компетенции.

    В документе также акцентируется внимание на дальнейшем повышении роли палат Олий Мажлиса и политических партий. Следует отметить, что в целях дальнейшего повышения роли политических партий в процессе углуб­ления демократических реформ и модернизации страны одним из основных изменений является задача внедрения смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов в представительные органы.

    Речь идет о проведении выборов по смешанной избирательной системе, гармонизирующей мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. В настоящее время избирательная система Республики Узбекистан основана на мажоритарной избирательной системе.

    Для информации: смешанная избирательная система существует в России, Германии, Болгарии, Мексике, Грузии, Литве, Италии и других странах.

    Словом, Стратегия «Узбекистан - 2030» - это исторический документ народного авторства, который отражает тенденции развития нашего государства в разных сферах на ближайшую и среднесрочную перспективу. Обеспечение реализации целей, указанных в настоящем документе, возлагает равную ответственность и усилия на государственные органы и организации, а также институты гражданского общества.

    Модернизация государственного управления - один из приоритетов реформ

    Мир стремительно меняется под влиянием глобализации, технического прогресса и социокультурных изменений. Узбекистан, будучи суверенным государством, уделяет особое внимание устойчивому развитию, повышению благосостояния граждан, усилению своей роли на международной арене. Этих целей невозможно достичь без эффективного государственного управления, соответствующего современным требованиям.

    Республика уделяет особое внимание этим реформам в связи с необходимостью модернизации системы управления для обеспечения устойчивого экономического роста, социальной справедливости и политической стабильности. Поэтому модернизация государственного управления определена одним из главных приоритетов конституционных реформ в Узбекистане.

    Так, Конституция в новой редакции стала своевременным и актуальным ответом на вызовы настоящего времени, жизненной необходимостью, вытекающей из эволюционного развития общества Узбекистана. Она чрезвычайно важна для определения дальнейшего вектора развития страны и народа и стала одним из шагов на пути к построению справедливого общества.

    В Конституции четко прописано: Узбекистан - суверенное, демократическое, правовое и социальное государство. Установлено, что сильная социальная защита и забота о нуждающихся - приоритетное направление государственной политики. Впервые в нашей истории государство обозначено как социальное. Закреплено: внимание и забота о человеке - главная обязанность государства и общества.

    Основной закон в новой редакции предусматривает, что государство возьмет на себя ряд обязанностей по сокращению бедности, обеспечению занятости, защите от безработицы. В целом нормы, касающиеся обязательств государства в социальной сфере, увеличены в три раза. Узбекистан - правовое государство, поэтому в качестве ключевого требования определено, чтобы права и свободы человека стали сутью законов, деятельности каждого министерства и ведомства. Это основание для осуществления госорганами и должностными лицами деятельности работы в интересах граждан.

    В целом эффективный результат реформ напрямую связан с модернизацией госуправления, поскольку правильно организованное управление - главный фактор прогресса. Так, в Стратегии «Узбекистан - 2030» установлено несколько ключевых направлений модернизации данного аспекта в стране.

    Во-первых, децентрализация власти и усиление местного самоуправления. Это предполагает перераспределение ряда полномочий и ответственности от центральной власти к местным органам власти, что позволит организовать более эффективное управление на местном уровне и учитывать особенности каждой территории. В рамках целей, определенных Стратегией «Узбекистан - 2030», намечено продолжить политику децентрализации государственного управления на основе принципа «Государство - на службе народа» и передать не менее 30 процентов задач и функций органов исполнительной власти республики местным органам исполнительной власти.

    Во-вторых, прозрачность и открытость органов государственного управления. Достижение транспарентности деятельности органов государственной власти и управления приобретает важное значение в повышении доверия граждан. Открытость необходима прежде всего для подотчетности перед общественностью.

    Именно через прозрачность можно будет в полной мере реализовать принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Для Нового Узбекистана прозрачность и открытость государственных органов - необратимый процесс. Наша страна последовательно продолжает политику открытости и гарантированного обеспечения прав граждан на получение, использование и распространение информации. В этом отношении правовой основой является Закон «Об общественном контроле» от 12 апреля 2018 года, принятый в целях регулирования отношений в сфере организации и осуществления общественного контроля за государственными органами и их деятельностью.

    В-третьих, развитие системы элект­ронного правительства. Использование современных информационных технологий в госуправлении позволяет ускорить процессы принятия решений, повысить качество предоставляемых услуг, упростить взаимодействие государства и граждан. Внедрение электронного правительства в Узбекистане будет способствовать повышению эффективности административных процедур и повышению качества обслуживания населения.

    В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы главными целями выступают реформирование деятельности органов государственного управления на основе вышеупомянутого принципа «Государство - на службе народа», внедрение компактной, профессиональной, справедливой, высокоэффективной системы госуправления, дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ, модернизация процесса нормотворчества, обеспечение строгого исполнения законодательных актов, развитие системы электронного правительства, доведение доли электронных государственных услуг до ста процентов и ликвидация бюрократии.

    В-четвертых, развитие гражданского общества. Участие населения в госуправлении, поддержка гражданских инициатив и формирование активного гражданского общества способствуют повышению качества государственного управления и представлению интересов населения. Так, в последние годы ведется последовательная работа по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, укреплению социального партнерства между государственными органами и между ними, осуществлению эффективного общественного контроля, а также по совершенствованию правовой базы, регулирующей данную сферу.

    Создана нормативно-правовая база, обеспечивающая правовые гарантии функционирования институтов гражданского общества, отвечающая современным демократическим требованиям и международным стандартам. Приняты законы «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О политических партиях», «О профессиональных союзах» и более сотни других нормативно-правовых актов.

    В Конституции в новой редакции впервые введена отдельная глава, посвященная институтам гражданского общества, и определены гарантии их функционирования, что служит прочной основой для укрепления в обществе атмосферы открытости, гласности и законности, диалога между государством и обществом, а также для установления сильного общественного конт­роля.

    * * *

    Подводя итог, можно отметить: модернизация государственного управления в рамках проводимых в Узбекистане реформ, несомненно, занимает одно из центральных мест. Этот стратегический приоритет побуждает страну быть готовой к вызовам современного мира, внедрять инновационную, эффективную и открытую систему управления, способную обеспечить благополучие граждан.

    Децентрализация власти, повышение транспарентности, интеграция современных информационных технологий и активное развитие гражданского общества становятся основными опорами в этом непростом деле. Действительно, новый подход к системе государственного управления не только укрепит позиции Узбекистана на международной арене, но и даст возможность построить еще более справедливое и процветающее общество для всех граждан.

    Обид Хакимов.
    Директор Центра экономических исследований и реформ
    при Администрации Президента Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates