Саммит примечателен тем, что впервые главы тюркских стран собрались на площадке высшего уровня, чтобы обсудить вопросы, связанные с развитием сотрудничества в борьбе со стихийными бедствиями и их последствиями.
На саммите, проведенном в знак солидарности с Турцией в связи с пережитыми сильными землетрясениями в юго-восточных регионах, лидеры стран проработали механизмы многостороннего сотрудничества и координации в рамках ОТГ в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Это важно, чтобы не допустимость повторения подобных бедствий в других странах, быть готовыми к действиям в подобных ситуациях.
Как известно, государства-члены и наблюдатели ОТГ проявили большую солидарность и протянули руку помощи Турции в этот трудный период, отправили поисково-спасательные отряды и гуманитарную помощь. Страны ОТГ всецело разделяют принцип, что сила тюркских государств - в их единстве. Землетрясение в Турции побудило страны к установлению более тесных связей и саммит в Анкаре ярко высветил данную тенденцию.
Турция сегодня переживает большое горе. Поддержка, оказанная стране на фоне последствий разрушительных февральских землетрясений, важна и неоценима.
Узбекистан как стратегический партнер, братская страна и член ОТГ не остался в стороне и проявил солидарность с Турцией. Наша страна внесла свой вклад в преодоление последствий катастрофы, произошедших в юго-восточных провинциях Турции.
В зоне катастрофы отработали наши поисково-спасательный и мобильный медицинский отряды, пострадавшим направлено несколько партий гуманитарной помощи. Узбекские спасатели (100 чел.) за две недели извлекли из-под обломков зданий 18 человек живыми и более 190 тел погибших.
Также медицинский отряд Минобороны Узбекистана (из 71 чел.) оказал посильную помощь в общей сложности 3860 гражданам, из которых 1795 мужчин, 1177 женщин и 888 детей.
Кроме того, в Ташкенте организованы пункты сбора критически необходимых товаров для пострадавших от землетрясений Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с Фондом «Молодёжь – наше будущее» и при поддержке турецких компаний.
На сегодняшний день в Турцию отправлено 25 фур, заполненных необходимыми товарами. Также направлено 6 партий гуманитарного груза - медикаменты, одеяла, палатки и другие средства первой необходимости.
При этом наша страна готова и далее оказывать необходимую помощь в преодолении последствий разрушительных землетрясений.
Сегодня же, в рамках Саммита Президент Узбекистана выдвинул важную инициативу по созданию Платформы системного сотрудничества в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий с внедрением конкретных механизмов реализации. В частности, Узбекистан считает необходимым скорейшую разработку в рамках Организации многостороннего соглашения, направленного на предотвращение природных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, высказано предложение по необходимости существенной активизации партнерских связей между нашими министерствами и ведомствами по чрезвычайным ситуациям и подготовке совместной программы действий по самым приоритетным направлениям.
Также, выдвинута инициатива по внедрению механизмов тесного взаимодействия и поддержки в преодолении социальных и экономических проблем во время непредвиденных тяжелых испытаний. Речь идет о беспрепятственной доставке продовольствия и строительных материалов, запуске проектов кооперации, направленных на восстановление промышленности. Ташкент считает возможным привлечь в эти проекты и первые финансовые ресурсы официально учреждаемого сегодня Тюркского инвестиционного фонда.
Что касается перспектив развития ОТГ, то необходимо отметить, что у Организации громадный потенциал и его реализация будет зависеть от того как именно он будет реализовываться, на какие конкретно механизмы и инструменты будут опираться тюркские государства для достижения обозначенных стратегических приоритетов обозначенных в концепции «Тюркское видение - 2040», принятой на Стамбульском саммите в 2021 году.
На фоне геополитических процессов, большие перспективы открываются для сотрудничества тюркских государств, в том числе, в энергетической сфере. Уже реализуются такие крупные энергетические проекты, как нефтепровод «Баку - Тбилиси - Джейхан» и Трансанатолийский газопровод (TANAP).
Кроме того, важно сотрудничество в транспортной и логистической сферах, что повысит продуктивность «Срединного коридора».
Другой важной инициативой на пространстве ОТГ, является созданный на саммите в Самарканде Тюркский инвестиционный фонд.
В этой связи, как неоднократно указывал Президент Шавкат Мирзиёев, приоритетом государств ОТГ должен стать поиск новых возможностей для активного развития и расширения торгово-экономического сотрудничества.
Конъюнктура, складывающаяся на мировых рынках, требует укрепления экономического фундамента Организации - увеличения взаимной торговли, углубления технологического партнерства, поддержки крупных инфраструктурных проектов, инвестиционных обменов в быстро растущих секторах и перспективных направлениях.
Безусловно, встречи на высшем уровне играют важную роль в развитии Организации тюркских государств. Твердая политическая поддержка глав государств по продвижению развития всесторонних связей между тюркскими странами является важным аспектом, гарантирующим постоянное наполнение повестки сотрудничества новыми «прорывными» направлениями.
В этой связи хотелось бы отметить, что усилиями лидеров наших стран ОТГ за короткое время стала авторитетной организацией эффективного и открытого многостороннего сотрудничества. Как уникальный в своем роде институт, Организация усиливает взаимодействие стран по различным направлениям и координирует в целом вопросы развития сотрудничества в тюркском мире. В настоящее время продолжается активная работа по углублению тюркской интеграции, формируется новая интеграционная повестка.
Главная цель ОТГ - укрепление доверия и многоплановых связей между братскими странами, развитие взаимодействия в торговле, экономике, энергетике, туризме, транспортной и культурно-гуманитарной сферах, координация усилий по обеспечению мира и безопасности в регионе.
За последние годы сотрудничество между странами ОТГ приобрело более прагматичный и содержательный характер. Если на первых этапах ключевое значение придавалось активизации культурно-гуманитарных связей, то к настоящему времени на передний план вышли вопросы укрепления торгово-экономических и инвестиционных связей, а также развития трансконтинентальных транзитных коридоров.
Участниками объединения создана солидная институциональная архитектура. Учреждены Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) и Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств (ТюркПА), деятельность которой направлена на развитие межпарламентского сотрудничества.
Вместе с тем, необходимо отметить, что тюркская интеграция - это не только возрождение культурно-гуманитарных связей между близкими родственными народами, но и перспективное направление внешнеэкономической и внешнеполитической активности для всех членов объединения.
Анализируя деятельность и стратегические планы развития ОТГ, можно выделить некоторые перспективные направления, по которым страны будут расширять и углублять взаимодействие.
Во-первых, интенсификация торгово-экономических связей.
В целях дальнейшей активизации экономического взаимодействия намечено: 1) широкое использование потенциала таких существующих и новых институтов в рамках ОТГ, как Тюркская торгово-промышленная палата и Тюркский инвестиционный фонд; 2) открытие «Тюркских торговых домов» в разных городах стран ОТГ на принципах государственно-частного партнёрства для предоставления бизнес-сообществам возможности продвижения национальной продукции и поддержки их выхода на новые рынки.
Во-вторых, формирование межрегиональной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы. В данном направлении предусмотрена разработка специальной программы по улучшению транспортного сообщения между тюркскими государствами для: а) гармонизации региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузоперевозками; б) выявлению факторов, замедляющих трансграничный поток товаров; в) формулированию основ взаимовыгодной тарифной политики на перевозки грузов.
В-третьих, укрепление взаимодействия в энергетической сфере. Рабочая группа OTГ по энергетике планирует изучение возможности сотрудничества тюркских стран в этой области посредством: 1) обмена опытом в области повышения энергоэффективности и передовых энерготехнологий; 2) продвижения вопросов энергетической безопасности; 3) диверсификации энергетических маршрутов и совершенствования внутрирегиональных энергетических связей.
В-четвертых, консолидация усилий в области цифровизации и высоких технологий. Для развития инфраструктуры ИКТ, повышения качества системы электронного правительства и продвижения цифровизации на пространстве ОТГ предусмотрено создание различных перспективных механизмов сотрудничества.
В-пятых, улучшение координации мер в области обеспечения продовольственной безопасности. В свете наблюдаемых продовольственных кризисов и стремительного роста цен на продукты питания в мире страны ОТГ намереваются: а) наращивать сотрудничество в сельскохозяйственной, животноводческой сферах на основе взаимодополняемости и эффективной кооперации, б) создать «зеленые коридоры» продвижения продовольственных товаров, в) расширить обмен опытом и знаниями посредством проведения семинаров, агрофорумов и совместных научных исследований и др.
Сегодня тюркское сообщество утверждается в роли одного из локомотивов интеграционных процессов во всей Евразии. В последние годы страны ОТГ, расположенные географически на достаточно широком и стратегически важном пространстве, создали качественно новую модель регионального взаимодействия.
Подтверждением этому служит принятие лидерами стран ОТГ стратегических документов «Видение Тюркского мира - 2040», «Стратегии Организации на 2022-2026 гг.» и целого ряда решений по дальнейшему реформированию деятельности структуры с серьезной интеграционной повесткой.
Бобур Усманов,
заместитель директора Института стратегических
и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.