Депутаты рассмотрели Национальный доклад о противодействии коррупции
На заседании депутаты сначала рассмотрели Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан.
По вопросу повестки дня представил информацию директор Агентства по противодействию коррупции А. Бурхонов.
Отмечено, в стране под руководством главы государства системно реализуются правовые и институциональные реформы по противодействию коррупции. Принят Закон «О противодействии коррупции». В практику широко внедряются превентивные механизмы, направленные на обеспечение открытости и прозрачности деятельности правительства, повышение его ответственности, сокращение бюрократии и цифровизацию государственных услуг.
5 марта текущего года на расширенном заседании Национального совета по противодействию коррупции при участии Президента Шавката Мирзиёева рассмотрена эффективность проводимых работ и определены приоритетные задачи.
В 2024 году принято более 10 нормативно-правовых актов, направленных на правовое обеспечение реформ по противодействию коррупции. В частности, принят Закон Республики Узбекистан «О конфликте интересов», создавший правовые основы предотвращения конфликтов интересов. Агентством в течение 2024 года направлено 57 представлений в министерства и ведомства и 54 запроса в правоохранительные органы по выявленным случаям конфликта интересов при 111 государственных закупках, что позволило отменить 75 закупок.
Кроме того, на специализированном информационном портале государственных закупок обеспечена прозрачность цен на товары (работы, услуги) для общественности. Запущены порядок дистанционного мониторинга открытости государственных органов и организаций, административный регламент по включению в Реестр единых поставщиков, а также электронная платформа “E-learning” (data.anticorruption.uz) для обучения сотрудников, ответственных за обеспечение открытости в государственных органах и организациях.
Создана информационная система (hrm.argos.uz) для цифровизации процессов управления человеческими ресурсами в государственных органах и организациях.
Отмечено, в 2024 году продолжена работа по сокращению бюрократии в государственном управлении, устранению условий, создающих предпосылки для коррупции путем цифровизации деятельности госорганов, упрощению государственных услуг. через Единый интерактивный портал госуслуг населению предоставляется свыше 710 услуг.
В частности, переведение в электронную форму таких услуг, как подача заявления на назначение пенсии, получение медицинской справки, оформление пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям, а также получение субсидий на строительство гостиниц, образовательных кредитов для студентов, профессиональная сертификация педагогических кадров государственных общеобразовательных организаций способствует снижению бюрократии и коррупционных факторов.
С целью непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере борьбы с коррупцией запущена электронная платформа «Виртуальная академия по противодействию коррупции». Создана система информирования общественности о решениях судов по отмене незаконных актов должностных лиц. На портале интерактивных услуг Верховного суда Республики Узбекистан (public.sud.uz) налажен порядок открытого размещения информации о судебных решениях по отмене незаконных решений государственных органов и их должностных лиц.
Кроме того, в рейтинге «Open Data Inventory» Узбекистан занял 12-е место среди 195 стран, улучшив результат на 18 позиций по сравнению с 2022 годом и заняв 1-е место среди стран Центральной Азии.
В ходе обсуждений отмечено, что наряду с проведенной работой в данной сфере существуют еще не использованные возможности и вопросы, требующие решения. Подвергнуто критике то, что не полностью устранены условия, способствующие коррупционным правонарушениям, связанным с конфликтом интересов, государственными закупками, открытостью госорганов и эффективным использованием бюджетных средств.
Возражения депутатов вызвало то, что не в полной мере выполняются требования Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов», также не завершена работа по разработке и принятию Национальной стратегии противодействия коррупции.
Представители народа дали свои предложения и рекомендации по проведению Агентством комплексного анализа коррупционных факторов, прежде всего оказывающих негативное влияние на национальные интересы и международный имидж страны, изучению материалов, связанных с расходованием бюджетных средств, реализацией государственных активов, исполнением инвестиционных проектов, а также по повышению эффективности контроля за законностью решений должностных лиц.
По итогам заседания разработан ряд предложений по совершенствованию деятельности сферы и их реализации Агентством, а также принято соответствующее решение Законодательной палаты.
Совершенствуется система защиты детей
Депутаты во втором чтении постатейно рассмотрели законопроект, направленный на совершенствование системы защиты детей от насилия.
В стране проводятся масштабные работы по коренному совершенствованию институциональных и правовых основ надежной защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Данным законопроектом вносятся изменения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие ответственность за хранение порнографической продукции с изображением детей и защиту детей
от полового насилия.
Также вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающие четкое определение сроков допроса несовершеннолетних свидетелей.
В ходе обсуждений отмечено, что при подготовке законопроекта ко второму чтению ответственным комитетом проведена определенная работа: организован ряд заседаний и семинаров с участием фракций политических партий, членов рабочей группы, правоведов и ученых.
Подчеркнуто, что были тщательно проанализированы предложения фракций, на их основе текст документа был доработан и совершенствован.
Отмечено, что нормы законопроекта послужат усилению гарантий защиты прав детей.
После долгой полемики законопроект был принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.
Вносятся изменения, направленные на внедрение исламской банковской деятельности
Сегодня одной из актуальных задач является расширение масштабов финансовой поддержки населения и субъектов предпринимательства а также создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций путем внедрения новых финансовых продуктов и услуг на рынке. В этой связи возникла необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство.
Исходя из этого, разработан законопроект, направленный на внедрение исламской банковской деятельности в Узбекистане. На заседании депутаты рассмотрели документ концептуально в первом чтении.
Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Налоговый и Гражданский кодексы, а также в восемь других законов. В частности, предлагается закрепить в законодательстве такие понятия, как «исламский банк», «исламские финансовые операции и стандарты», «инвестиционный депозит».
Проектом вводится лицензия, предоставляющая право на ведение исламской банковской деятельности и устанавливаются конкретные требования для ее получения. Кроме того, определяются финансовые операции, осуществляемые банками, имеющие лицензию на право ведения исламской банковской деятельности.
По мнению представителей народа, законопроект направлен на создание альтернативных финансовых услуг по отношению к традиционным, а также на повышение финансовой доступности для широких слоев населения.
Проект закона принят депутатами в первом чтении.
Рассмотрен ответ на парламентский запрос
На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, состоявшемся 19 августа 2025 года, министру спорта А. Икрамову был направлен парламентский запрос “О проводимой работе по организации массовых мероприятий в области физической культуры и спорта среди широких слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью”.
В нем определено предоставить обоснованные разъяснения о состоянии обеспечении инвентарем спортивных школ для адаптивных видов спорта, подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта, а также создании условий для занятий спортом лицами с инвалидностью.
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты депутаты рассмотрели ответ на данный парламентский запрос.
В нем отмечено, что созданная по инициативе главы нашего государства комплексная система популяризации спорта и привлечения к занятиям спортом широких слоев населения, начиная с махалли, с каждым годом расширяется. Сегодня по республике из почти одного миллиона лиц с инвалидностью около 80 тысяч занимаются 19 видами спорта.
С целью более широкого охвата лиц с инвалидностью массовым спортом, в том числе спортивных соревнований «Паралимпиада пяти инициатив», с текущего года созданы дополнительные возможности: снято возрастное ограничение для участников соревнований, а количество видов спорта увеличено с 6 до 13.
В 2022–2024 годах в махаллях, являющихся победителями и призерами массовых спортивных соревнований, но не имеющих развитой спортивной инфраструктуры, построено и введено в эксплуатацию 1 369 спортивных площадок. До конца 2025 года планируется построить еще 400 таких объектов.
В ответе министра отмечено, что спортивно-образовательные учреждения, центры подготовки к олимпийским и паралимпийским видам спорта обеспечены медицинским оборудованием и инвентарем. Только за истекший период 2025 года спортивно-образовательные учреждения оснащены 1 962 медоборудованием по 12 наименованиям.
В 2024 году Министерство спорта передало в олимпийские и паралимпийские центры 7 тыс. спортивной формы и инвентарь для тяжелой атлетики на сумму 2,7 млрд сумов.
Для создания необходимых условий для параспортсменов в центрах подготовки к олимпийским и паралимпийским видам спорта им выделены комнаты на первых этажах общежитий, установлены пандусы на входах и выходах.
Для лиц с ограниченными возможностями организовано бесплатное обслуживание в спортивно-образовательных учреждениях, созданы все условия для массовых и профессиональных занятий адаптивными видами спорта.
На заседании отмечая, что министерством проводится определенная работа по созданию условий для занятий спортом лицами с инвалидностью, подчеркнута необходимость обеспечения постоянного парламентского и депутатского контроля за исполнением этих задач.
Также исходя из того, что в ответе на парламентский запрос представлена подробная информация по поднятым вопросам, ответ министра спорта принят к сведению.
Агентству по делам молодежи направлен парламентский запрос
На заседании также рассмотрен вопрос о направлении Агентству по делам молодежи направлен парламентский запрос о реализации мер по эффективному использованию свободного времени молодежи, обеспечению ее занятости путем обучения профессиям.
Отмечено, что современные процессы глобализации, конкурентная среда и стремительное развитие технологий требуют от молодежи знаний и навыков, соответствующих требованиям времени. Это, в свою очередь, делает необходимым дальнейшее усиление работы по организации содержательного досуга, обучения профессиям и занятости молодежи, а также особый подход к выполнению поставленных в этих направлениях задач.
В ходе встреч депутатов в избирательных округах и проведенных контрольно-аналитических мероприятиях на местах выявлено, что в этой сфере имеются вопросы, требующие решения.
В частности, определено, что в некоторых регионах недостаточно организовано вовлечение молодежи в «Олимпиаду пяти инициатив» на уровне махаллей, которая проводится в целях содержательной организации свободного времени молодежи, а также не определен механизм материального и морального стимулирования участников и победителей махаллинских этапов.
Кроме того, выявлено, что молодежные лидеры недостаточно проводят разъяснительную работу среди молодежи о возможностях, созданных для реализации «Программы занятости молодежи» в махаллях, не в полной мере налажено взаимодействие с ответственными министерствами, ведомствами и организациями, из-за чего молодежь не может в полной мере воспользоваться предоставляемыми государством льготами.
Также средства, выделенные в Фонд «Молодежная тетрадь», не доходят своевременно и в полном объеме до определенных районов, недостаточно обеспечивается механизм их распределения. Кроме того, в ходе изучения выявлено, что урожайность, орошение и наличие инфраструктуры на земельных участках, выделенных молодым фермерам, не соответствуют данным на платформе yoshfermer.uz, созданной в рамках программы «Молодые фермеры».
Исходя из вышеотмеченного, в парламентский запрос вошли вопросы, связанные с организацией содержательного досуга молодежи, о предоставлении показателей по обучению профессиям и обеспечению трудоустройством, а также о сотрудничестве с местными органами власти и частным сектором.
В ходе заседания одобрено решение о направлении парламентского запроса.