Цель проекта - создание экспертных лабораторий и проведение исследований коррупционных рисков в масштабах республики, привлечение широкой общественности к исследованиям. На первом этапе опросы, включая анкетирование и интервью, направлены на оценку коррупционных рисков на этапе поступления детей в начальную школу.
Исследование охватило 4 920 человек, в том числе 114 директоров школ, 1 563 учителя начальных классов и 3 243 родителя первоклассников в 114 школах 14 регионов Узбекистана. В апреле проведены пилотные опросы среди трех групп респондентов в двух школах Ташкента. В мае-состоялись масштабные опросы в 114 школах в 14 регионах Узбекистана с охватом 28 городов, 31 районного центра, 31 сельского населенного пункта.
В числе ключевых рекомендаций по итогам исследования эксперты назвали:
- cоздание единой платформы открытых данных, охватывающей все учреждения народного и дошкольного образования, с возможностью осуществления онлайн-приема в первые классы школ без необходимости их посещения;
- легализацию помощи родителей, обеспечение полноправного участия администрации и родителей школы в планировании и реализации финансовых ресурсов школ;
- обязательное согласование с общественностью и усиление общественного контроля за прозрачностью планирования и размещения проектов зданий будущих школ, обеспечивающих достаточное количество мест, за выделением и использованием бюджетных средств;
- внедрение комплексной системы добропорядочности, включающей в себя практическое применение ценностей и норм профессиональной добропорядочности, закрепленных соответствующими правилами и процедурами (Кодекс этики, передовые методы этичного трудоустройства);
- организация работы с родителями учеников на принципиально новой платформе для лучшего понимания родителями своей роли, правил этики учебного процесса, профессиональной этики сотрудников школ и устранения недоверия родителей к системе;
- внедрение системы уведомления о случаях недобропорядочного или неэтичного поведения для всех участников процесса (внутри МНО, его отделов и внутри школ) и системы санкций в целях коррекции, предотвращения и профилактики подобного поведения.
По итогам исследований определено пять основных направлений и факторов коррупционных рисков, которые тесно взаимосвязаны. Так, непрозрачность приема детей в первые классы приводит к введению дополнительных квот, а в дальнейшем и к переполненности классов. У родителей и директоров появляется возможность использования неэтичного поведения (включая подарки, материальные ценности, давление из вне). Нехватка финансирования школ толкает администрацию образовательного учреждения искать дополнительные источники финансирования, формируется поле влияния и обмена услугами между родителями/учителями/директорами. Это становится причиной профессиональной недобропорядочности и коррупционного поведения.
Низкие заработные платы работников школ также приводит поиску альтернативных источников дохода -репетиторство, фаворитизм, обмен услугами с родителями. Как результат - неэтичное поведение закрепляется в качестве нормальной практики. Факторами коррупционных рисков становятся недостаточная развитость инфраструктуру вследствие возможности нецелевого использования госсредств и хищения на разных уровнях, а также влияние и давление директора школы на педагогов и родителей, давление на администрацию из вне со стороны родителей, вышестоящих структур.
Отдельный вызов - психологическая зрелость учеников. Респонденты из числа учителей и директоров указывают на недостаточную подготовленность детей к школе. Это обусловлено тем, что существует слабая связь между дошкольным и начальным образованием: не всегда детский сад обеспечивает должную подготовку, не все родители отдают детей в детский сад. В итоге дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Отдельные родители пытаются определить ребенка в школу раньше установленного срока (младше семи лет).
Отсутствие долгосрочного прогнозирования, планирования строительства школ приводит к недофинансированию школ с отсутствием основных технических и санитарных условий, недостаточным обеспечением учебниками и учебными материалами, переполненности классов, перегруженности учителей и школьной администрации, а как итог -к снижению качества образования в целом.
Несмотря на то, что Министерством народного образования внедряется система онлайн-очереди qabul.maktab.uz, результаты исследования показали неудовлетворенность респондентов. Анализ ответов всех трех категорий респондентов и в разрезе территорий показал нехватку ученических мест, в связи с тем, что расчет квот и мест по квотам не учитывает вместительную мощность и инфраструктуру классных комнат, школ и демографический аспект. Вопросы инфраструктуры образовательных учреждений стоят на втором месте среди комментариев учителей после зарплат.
Важно понимать, что неэтичное поведение взрослых, в том числе родителей, может закрепляться в памяти детей, которые с самого детства начинают воспринимать, к примеру, подарок учителю в обмен на хорошую оценку, оказание влияния на директора для перевода в другой/лучший класс как нормальную практику. Это значительно затрудняет предотвращение рисков коррупции и добропорядочности в настоящем и в будущем, а также снижает статус учителя.
Подобные исследования, как отмечают эксперты и создатели проекта, помогают донести до госструктур, принимающих решения, реальный голос общественности, позволяют им увидеть реальную картину и положение вещей на местах. Сформированные механизмы и методология можно использовать и для оценки коррупционных рисков и в других сферах.