Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Сначала сенаторы рассмотрели вопрос о заместителе Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В соответствии со статьями 9 и 15 Конституционного Закона «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и статьей 4 Закона «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» Камалов Мурат Каллибекович освобожден от должности заместителя Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Оринбаев Аманбай Тлеубаевич избран заместителем Председателя Сената Олий Мажлиса.

В этой связи принято соответствующее постановление Сената.

Затем обсуждались результаты изучения работы, проведенной в Навоийской и Самаркандской областях по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения.

В Навоийской и Самаркандской областях достигнуты определенные результаты по снижению безработицы за счет эффективного использования систем «Помощник хокима», «Лидер молодежи» и «Женщина активистка». В частности, почти 120 тыс. безработным оказаны услуги по трудоустройству органами труда, 31 тыс. граждан трудоустроены на вакантные рабочие места.

В Навоийской области 39,8 тыс. и Самаркандской области 88,9 тыс. граждан стали самозанятыми по 70 направлениям деятельности.

На оплачиваемые общественные работы привлечены 3,7 тыс. безработных в Навоийской области и 8,3 тыс. безработных в Самаркандской области, им выплачена заработная плата в размере 15,8 млрд сумов.

С целью стимулирования предпринимательских инициатив, направленных на создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения, в Навоийской области выделаны субсидии в размере 3,5 млрд сумов почти 750 гражданам, в Самаркандской области – в размере 3,1 млрд сумов свыше 2,3 тыс. гражданам.

Отмечалось, что наряду с проделанной работой, допущен ряд недостатков при создании новых рабочих мест в городах и районах, затягивается обеспечение исполнения постановлений Кенгаша Сената по данному направлению.

В частности, на официальных сайтах хокимиятов не размещена информация о создаваемых в сферах и отраслях рабочих местах и их адресных списках, субсидиях, выделяемых для предпринимательской деятельности, планируемых ярмарках труда.

Не доведена до конца работа по исключению повторяющихся цифр при формировании общего отчета о занятости, обеспечению соответствия электронной базе данных налогового органа и Единой национальной системы труда.

Так, в Самаркандской области 5,2 тыс. рабочих мест, созданных за счет образования индивидуальных субъектов предпринимательства в туристическом направлении, повторно зафиксированы среди рабочих мест, созданных по направлению развития предпринимательства.

Показатели создания рабочих мест в сфере услуг в основном выполнены за счет самозанятости, в то время как количество рабочих мест, созданных за счет организации новых объектов, составило лишь 24,8% в Самаркандской области и 20,3% в Навоийской области.

Отмечалось, что некоторые субъекты предпринимательства, в которых создаются новые рабочие места, приостановили свою деятельность несмотря на то, что с момента регистрации прошло один-два месяца.

Даны соответствующие поручения и рекомендации относительно выполнения задач, определенных по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения в регионах, в частности, проведения инвентаризации рабочих мест в разрезе сфер, отраслей и территорий, выявления рабочих мест, количество которых необоснованно завышено, переформирования отчетов, создания модуля мониторинга за обеспечением занятости на рабочих местах, указанных в проекте подрядными предприятиями-победителями платформы «Прозрачное строительство».

Кроме того, на соответствующие хокимияты возложена задача изучения проблем и преград в деятельности субъектов частного предпринимательства, зарегистрированных в качестве предпринимателей и прекративших свою деятельность в краткий срок, проведения работы по восстановлению их деятельности и отдельной работы с каждым зарегистрированным предпринимателем, по результатам чего внесения в Кабинет Министров обоснованных предложений.

По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

Далее обсуждался отчет Кабинета Министров об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан по итогам первого полугодия 2022 года.

На заседании отмечалось, что несмотря на сложные процессы, происходящие в мировой экономике, в течение первого полугодия 2022 года обеспечивается устойчивое развитие экономики Узбекистана. Благодаря эффективной фискальной и монетарной политике, реализованной в нашей стране, объем ВВП в текущих ценах достиг почти 390 трлн сумов, экономический рост составил 5,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Доходы Государственного бюджета в отчетном периоде составили 92,6 трлн сумов, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 17,8 трлн сумов. Отмечалось, что на рост доходов Государственного бюджета в последние годы оказали влияние введение новых рычагов налогового контроля и администрирования, расширение налоговой базы, проводимые реформы в сфере экономики.

Расходы Государственного бюджета в первом полугодии 2022 года без государственных целевых фондов составили 103,0 трлн сумов или 26,4% в отношении к ВВП. Доходы местных бюджетов в отчетном периоде достигли 36 трлн 977 млрд сумов.

В ходе обсуждений члены Сената основное внимание уделили исполнению доходов и расходов Государственного бюджета в течение 6 месяцев 2022 года, целевому расходованию выделенных средств, а также уровню взыскания доходов, начисленных по налогам и таможенным пошлинам при выполнении прогноза доходов Государственного бюджета, установленного налоговыми и таможенными органами.

Были указаны также недостатки при расширении доходной базы местных бюджетов и целевом использовании доходов, поступивших сверх установленного прогноза.

Сенаторы выразили свое отношение к ситуации учета общественного мнения за счет перевыполненной прогнозной части местного бюджета через портал «Открытый бюджет». Отмечалось, что в этом отношении необходимо обеспечить прозрачность и широкое участие граждан.

Кроме того, отмечены некоторые недостатки в обеспечении исполнения доходов и расходов Государственного бюджета, эффективном и целевом использовании средств бюджета и государственных целевых фондов, высказаны предложения и замечания по их устранению и предупреждению.

По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

После этого сенаторы рассмотрели Закон «Об электронной коммерции».

Отмечалось, что объем валового производства в сфере электронной коммерции в нашей стране за последние 5 лет увеличился в 48 раз и составляет 1,1 трлн сумов. Но в период разработки действующего Закона «Об электронной коммерции», принятого в 2015 году, эти возможности были развиты на достаточном уровне.

Кроме того, широкое распространение коронавируса по всему миру еще больше увеличило спрос населения мира на электронную коммерцию. В результате система онлайн-торговли продолжает расти из года в год.

Только в 2020 году объем продаж электронной коммерции увеличился в Китае на 24,9%, в Южной Корее - на 25,9%, в США - на 14% и в Сингапуре - на 11,7%. А в Узбекистане объем электронной коммерции вырос на 80%.

На заседании отмечалось, что в действующем законе не предусмотрены в достаточной степени условия для развития сферы. В частности, не охвачены все субъекты электронной коммерции, возникают недоразумения в практическом применении вопросов обмена документами, платежных механизмов и возврата товаров, связанных с электронной коммерцией. Закон «Об электронной коммерции» в новой редакции разработан на основе целей, определенных в Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030». Закон устанавливает четкий порядок заключения электронных договоров. В частности, правовое закрепление получают юридическая сила электронных документов, требования к оферте, особенности хранения электронных документов, порядок осуществления электронной сделки и условия заключения электронных договоров.

По словам сенаторов, Законом создается много удобств на практике. В частности, Законом вводится система депонирования денежных средств (эскроу), позволяющая хранить денежные средства в информационной системе до полного удовлетворения условий покупателя в электронной коммерции. Еще одним важным аспектом является то, что наряду с юридическими лицами самозанятым лицам предоставляется право участвовать в электронной коммерции.

Сенаторы отметили, что Закон «Об электронной коммерции» будет способствовать установлению в ближайшее время прозрачных и открытых прямых договорных отношений между продавцами и покупателями, созданию технологической рыночной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании сенаторы обсудили Закон «О внешней трудовой миграции».

Отмечалось, что данный Закон, предусматривающий регулирование отношений в сфере внешней трудовой миграции, был проанализирован сенаторами при участии экспертов, представителей министерств и ведомств и выявлены неточности в нормах некоторых его статей.

В частности, в части второй статьи 26 Закона закреплено, что граждане, выезжающие в рамках организованного трудоустройства для осуществления временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан, приравниваются к лицам, получившим статус самозанятого лица, и к ним применяется порядок налогообложения и исчисления размера пенсии, установленный для самозанятых лиц.

А в четвертой части этой статьи устанавливается, что социальные гарантии, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются гражданам, выезжающим в рамках организованного трудоустройства для осуществления временной трудовой деятельности за пределами республики, при условии их регистрации в информационной системе «Labor-migration».

Между тем, статьей 408 Налогового кодекса Республики Узбекистан установлено, что для исчисления трудового стажа самозанятыми лицами, гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей по найму на основе трудового договора, налог уплачивается в добровольном порядке в размере не менее одного размера базовой расчетной величины в год.

Нормативно-правовыми актами также не предусмотрена регистрация в информационных системах министерств и ведомств в качестве дополнительных условий для уплаты налогов, расчета размера пенсии и трудового стажа. Это означает, что условие предоставления социальных гарантий, предусмотренных для граждан, выезжающих из Республики Узбекистан путем трудовой миграции, после регистрации в информационной системе противоречит статье 408 Налогового кодекса Республики Узбекистан и пункту 12 постановления Президента Республики Узбекистан от 15 сентября 2020 года.

Признаки и проявления принудительного труда в статье 5 Закона полностью не раскрыты. В частности, принуждение к выполнению работы понимается ограничением угрозой применения какого-либо наказания, случаи прямого применения насилия остались абстрактными.

В ходе обсуждения также сказано, что ни в одной из другой статье Закона не отражены нормы о порядке обучения граждан профессиям и иностранным языкам, а также выдачи им признанных на международном уровне сертификатов, то есть в Законе недостаточно раскрыты такие механизмы, как обучение граждан, выдача сертификатов или обучение профессиям.

Кроме того, отмечалось, что наличие в Законе порядка 30 ссылочных норм отрицательно сказывается на непосредственном применении Закона, создавая почву для злоупотребления определенными органами своих полномочий.

После активного обсуждения принято постановление Сената об отклонении Закона Республики Узбекистан «О внешней трудовой миграции».

Затем сенаторы обсудили Закон «Об электронной цифровой подписи».

С каждым годом развивается предоставление удаленных (онлайн) услуг через сети Интернет.

Особенно массовым стало использование электронной цифровой подписи физическими и юридическими лицами в связи с увеличением электронного документооборота.

Как известно, Закон «Об электронной цифровой подписи» был принят в 2003 году. Исходя из того, что сегодня существует потребность внесения в него ряда изменений, Закон был разработан в новой редакции.

Так, с учетом опыта Австралии, Кореи, США и ряда других развитых государств, разрешается юридическим лицам пользоваться электронной цифровой подписью.

Цель Закона заключается в регулировании отношений в области использования электронной цифровой подписи, для чего определяются основные направления в данной сфере.

В их числе создание правовых, экономических, организационных, технических и иных условий использования электронной цифровой подписи, обеспечение открытости и качества виртуальных видов услуг, требующих электронной цифровой подписи, осуществление государственного контроля за соблюдением обязательных технических требований, норм и правил, стимулирование научно-технических исследований в области использования электронной цифровой подписи, подготовка кадров, переподготовка, повышение их квалификации.

В целях обеспечения информационной безопасности конфиденциальной информации государственных органов при межведомственном электронном обмене информацией допускается использование только электронных цифровых подписей, разработанных на основе национальных стандартов.

Во избежание необходимости постоянно носить с собой носители информации (флэшек) для пользователей создается возможность использования ключей электронной цифровой подписи в «облачных технологиях».

Закон также устанавливает основные требования к деятельности центра регистрации. Внедряется практика выдачи сертификата ключа электронной цифровой подписи через консульские учреждения Республики Узбекистан. Настоящим Законом закрепляются права и обязанности владельцев ключей электронной цифровой подписи.

Закон предусматривает еще одно новшество - «Служба доверенной третьей стороны». Эта услуга позволяет при обмене информацией и электронными документами определить принадлежность электронной цифровой подписи лицу, ставящему подпись в электронном документе.

По завершению обсуждений по данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

После этого рассмотрен Закон «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан».

Отмечалось, что Законом предусмотрено увеличение с 1 января 2023 года максимального размера оплаты труда для исчисления пенсии с десятикратного до двенадцатикратного размера базовой величины исчисления пенсии.

Как подчеркнули сенаторы, с 1 января 2023 года в соответствии с вносимыми изменениями среднемесячная заработная плата, учитываемая при расчете пенсии гражданам, устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в размере, не превышающем 12-кратной базовой величины исчисления пенсии, то есть из среднемесячной заработной платы в размере 3 888 000 сумов.

В результате будет пересчитан размер пенсий 352 тыс. граждан и увеличен среднемесячный размер пенсии до 400 тыс. сумов. Из них 304 тыс. - получающие пенсию по возрасту, 25,2 тыс. - лица с инвалидностью и 23 тыс. - лица, потерявшие кормильца.

При реализации мероприятий, предусмотренных Законом, Пенсионному фонду дополнительно потребуются средства в размере свыше 1,5 трлн сумов.

Введение предложенного порядка этим Законом служит укреплению принципов социальной справедливости, повышению заинтересованности населения в более продуктивной работе и получении большей заработной платы.

В ходе обсуждений сенаторы отметили, что эти изменения ярко свидетельствуют о том, что в нашей стране социальная защита направлена на материальную и моральную поддержку граждан, получающих пенсии по возрасту, инвалидности, а также пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые детям-сиротам.

Закон одобрен сенаторами.

В соответствии с повесткой дня пленарного заседания рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

В целях обеспечения верховенства закона в нашей стране осуществлен комплекс правовых и организационных мер, направленных на реализацию конституционных прав граждан.

Однако определение рамок дальнейшего регулирования законодательных и подзаконных актов требуют четкого определения в правовых нормах ответственности физических и юридических лиц, а также вопросов, относящихся к полномочиям органов хозяйственного управления.

В связи с этим Законом вносятся соответствующие изменения в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности и Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика».

Не секрет, что в последнее время с помощью электронных платежных средств или систем дистанционного обслуживания совершается много преступлений, связанных с хищением чужого имущества, мошенничеством, кражей.

Только за семь месяцев 2022 года по факту мошенничества и хищения денежных средств с банковских пластиковых карт возбуждено 1 812 уголовных дел.

Сегодня это правонарушение классифицируется по статьям 168, 169 Уголовного кодекса, названным как мошенничество, кража. Однако становится ясно, что наказания, предусмотренного этими статьями, недостаточно для того, чтобы виновные искренне раскаялись в содеянном, вернулись на правильный путь, встали на путь исправления поведения, проще говоря, наказание оказывается мягким.

Поэтому настоящим Законом усиливается наказание за подобные преступления, то есть теперь за мошенничество, совершенное с незаконным проникновением в информационные системы и с их использованием, уплачивается штраф в размере от 300 до 400-кратной базовой расчетной величины. Сейчас этот размер составляет от 100 до 300-кратной базовой расчетной величины.

Или согласно действующей норме, за это преступление предусмотрено от 3 до 5 лет лишения свободы, сейчас этот срок четко устанавливается - от 5 до 8 лет.

Более того, в действующем законодательстве имеются пробелы в установлении ответственности за такое поведение, как неуважительное отношение к присущим нашему народу национальным и общечеловеческим ценностям, святыням, а также к памятникам, посвященным важным историческим событиям в жизни нашей страны, установленным в целях увековечения памяти выдающихся государственных и общественных деятелей, национальных героев.

В связи с этим в Кодекс об административной ответственности вносится новая норма, предусматривающая ответственность за неуважительное отношение к объектам материального культурного наследия, то есть надругательство над ними или их порчу.

Также вносятся понятия размера, устанавливаемого за причинение вреда, т. е. мелкий ущерб и небольшой ущерб, в соответствии с которыми под мелким ущербом понимается размер в пределах до 30 базовых расчетных величин, под небольшим ущербом понимается размер в пределах от 30 до ста 100 базовых расчетных величин.

В процессе разработки данного Закона изучены международный опыт, законодательство стран Содружества и частично учтены нормы, соответствующие нашему национальному законодательству.

Принятие Закона, во-первых, послужит предупреждению преступлений, связанных с кражей и мошенничеством, таких как хищение электронных денежных средств физических и юридических лиц, а также хищение денежных средств со счетов или пластиковых карт граждан, во-вторых, достойному сохранению национальных и общечеловеческих ценностей, святынь, недопущению неуважительного отношения или надругательства над памятниками, которые посвящены важным историческим событиям, связанным с жизнью нашей страны, установлены в целях увековечения памяти выдающихся государственных и общественных деятелей, национальных героев.

Закон одобрен сенаторами.

Затем на 32-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса заслушана информация министра иностранных дел Республики Узбекистан о деятельности в первом полугодии 2022 года.

Отмечалось, что реформы, проводимые в последние годы в нашей стране в области внешней политики под руководством Президента Шавката Мирзиёева, служат укреплению мира и стабильности в нашем регионе, расширению потенциала нашей страны на международной арене и развитию всесторонних и взаимовыгодных связей с зарубежными странами.

В первом полугодии 2022 года в рамках Государственной программы по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» состоялось свыше 500 визитов, встреч и диалогов на высшем и высоком уровнях.

В результате этого по состоянию на 1 июля текущего года прогноз экспорта товаров, определенный в разрезе дипломатических представительств Узбекистана за рубежом, выполнен на 4 млрд 642 млн долларов.

Подчеркивалось, что в рамках мероприятий на высшем и высоком уровнях и по дипломатическим каналам обеспечено подписание 90 двусторонних документов, касающихся торгово-экономической, транспортной, культурно-гуманитарной и других сфер.

По информации министра, посольствами, закрепленными за территориями республики, разработано 386 инвестиционных проектов на общую сумму 13,4 млрд долларов и в настоящее время ведется соответствующая работа с соответствующими министерствами и ведомствами по реализации этих проектов.

Вместе с тем, в ходе обсуждений обращено внимание на ряд недостатков в деятельности министерства.

В частности, несмотря на то, что наша страна установила дипломатические отношения с более 140 странами, негативное значение имеет то, что наше инвестиционное сотрудничество осуществляется лишь с 25% из них, то есть с 35 странами. Не налажены внешнеторговые связи с такими потенциальными странами, как Грузия, Дания, Нидерланды, Ирландия, Бразилия, Португалия, Бангладеш, Греция.

На неудовлетворительном уровне и результаты, достигнутые некоторыми посольствами Узбекистана по привлечению иностранных инвестиций. 50% проектов, разрабатываемых по инициативе посольств, остаются нереализованными.

Работа, проведенная нашими посольствами по пропаганде туризма и экспорта продукции национальных ремесел на внешние рынки, не дала существенных результатов.

В свою очередь сенаторы также уделили внимание вопросу поддержки наших трудовых мигрантов за рубежом, что является одним из примеров обоснованной критики широкой общественностью.

Так, подвергнуто критике то, что не проводилась работа по развитию нормативно-правовых основ, направленная на поддержку трудовых мигрантов Узбекистана, защиту их законных интересов, создание новых рабочих мест. В частности, наблюдалась инертность в подписании двусторонних документов в рамках создания новых направлений для трудовых мигрантов с такими зарубежными партнерами, как Великобритания, Польша, Латвия и Литва.

До сих пор сохраняются различные технические неисправности и трудности при получении через сайт E-visa электронной визы Узбекистана для иностранных туристов.

Информация на официальных сайтах Министерства иностранных дел и посольств Узбекистана за рубежом регулярно не обновляется. Недостаточно информации и ссылок для инвесторов, бизнесменов и туристов.

С учетом вышеназванных вопросов по информации министерства принято соответствующее постановление Сената.

На пленарном заседании Сената критически обсуждено состояние работы с обращениями в системе государственных органов и организаций в первой половине 2022 года.

Отмечалось, что осуществляется последовательная работа по обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, внедрению современных механизмов решения их проблем.

В этом плане Виртуальная и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, созданные на основании соответствующего Указа Президента Республики Узбекистан, стали системой, которая связывает граждан с соответствующими органами.

Сенатом изучено состояние работы с обращениями в системе некоторых государственных органов и организаций в первом полугодии 2022 года и подвергнуты критике допущенные недостатки.

В частности, через Виртуальную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан в государственные органы и организации, а также хокимияты поступило около 773 тысяч обращений. В результате проведения регулярных общественных приемов и критических обсуждений с участием уполномоченных органов количество обращений уменьшилось на 66 тысяч или 8% по сравнению с прошлым годом.

В этих обращениях подняты вопросы, связанные с социальными пособиями (80 тыс.), недовольством деятельностью работников государственных органов (58 тыс.), принудительным исполнением, взысканием алиментов и долгов (51 тыс.), материальной помощью и благотворительностью (46 тыс.), занятостью (35 тыс.), жильем (33 тыс.), газоснабжением (28 тыс.), электроэнергией (27 тыс.), гражданскими делами в судах (26 тыс.), банковскими кредитами (23 тыс.), борьбой с бедностью, программами развития семейного предпринимательства, деятельностью помощников хокимов (22 тыс.), дорожной инфраструктурой (17 тыс.), профилактикой правонарушений (17 тыс.), здравоохранением (16,5 тыс.), правоохранительными органами (16 тыс.) и питьевой водой (15 тыс.).

Особенно, количество обращений, связанных с единовременной материальной помощью нуждающимся, исполнением судебных решений, вопросами природного газа и кадастра увеличилось более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Обращения в экономической сфере в системе Министерства экономического развития и сокращения бедности увеличились в 48 раз, в Министерстве сельского хозяйства - в 13 раз, в Агентстве по защите прав потребителей - в 2,7 раза, в Министерстве строительства - в 2,3 раза, в Государственном налоговом комитете - в 2 раза.

Хотя количество обращений в социальной сфере уменьшилось на 18%, их количество резко возросли в Государственной инспекции качества образования - на 108% и в системе Агентства по развитию медико-социального обслуживания - на 67%.

Количество обращений в судебно-правовой сфере в системе Министерства юстиции увеличилось до 58 %, в Министерстве внутренних дел - на 20%, в Бюро принудительного исполнения - на 20%.

Кроме того, наибольшее количество обращений в систему хокимиятов наблюдается в городе Ташкенте, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях (14-18 тысяч).

В отчетном периоде низким был уровень положительного разрешения обращений в системе Министерства сельского хозяйства (6%), АО «Навоийский горно-металлургический комбинат» (12%), Комитета по делам религии (18%), Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства строительства (19%), а также в Андижанской области (11%), в хокимиятах Наманганской (15%), Навоийской (16%) и Кашкадарьинской (19%) областей.

Сенаторы подвергли критике то, что анализ вышеуказанных обращений в системе некоторых государственных органов и организаций, а также в деятельности по работе с обращениями в хокимиятах остаются проблемы, на которые следует обратить внимание, и анализ обращений в этой связи не проводился, а работа по внутреннему контролю в этой сфере не организована на должном уровне.

В результате обсуждений даны рекомендации по принятию мер для устранения непосредственно в махалле или в самой нижестоящей системе системных проблем и факторов, по которым население в наибольшей степени вынуждено обращаться в министерства и ведомства и местные органы государственной власти, систематической организации диалога и выездных приемов руководителей всех уровней, а также принятия мер по разрешению обращений на месте, оперативному изучению обращений в социальных сетях и расширению практики своевременного реагирования на них.

С учетом рекомендаций, высказанных по итогам обсуждения, принято

После этого рассмотрены результаты изучения исполнения мероприятий, определенных в рамках программ социально-экономического развития Баяутского, Каршинского, Алатского, Бустанского и Туракурганского районов, а также города Каттакургана.

На этих территориях по направлению развития промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства запущен 391 инвестиционный проект на сумму почти 2,8 трлн сумов, создано более 5,4 тыс. новых рабочих мест.

В рамках мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры, проведена работа по реконструкции, строительству и ремонту зданий 25 дошкольных образовательных организаций, 29 общеобразовательных школ и 21 учреждения здравоохранения, 3 профессиональных колледжей и 6 объектов культуры и спорта.

В ходе заседания отмечалось, что в реализации мероприятий в рамках программ все еще сохраняются некоторые проблемные вопросы.

В частности, средства из специального фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов, предусмотренные на реконструкцию, капитальный и текущий ремонт 28 км автомобильных дорог государственного и местного значения в Алатском районе, 10 км в Баяутском районе, 7 км в Каршинском районе, выделены не полностью.

В результате непринятия своевременных мер Министерством инвестиций и внешней торговли, коммерческими банками, хокмиятами не обеспечено исполнение 55 инвестиционных проектов на общую сумму 1,6 трлн сумов в сферах промышленности, оказания услуг и сельского хозяйства. Из-за этого не создано около 5,1 тысяч новых рабочих мест.

В целях повышения эффективности работы по обеспечению реализации программ необходимо изучить 55 просроченных инвестиционных проектов в сферах промышленности, оказания услуг и сельского хозяйства, принять меры по решению имеющихся проблем. При этом следует сформировать новые проекты вместо проектов, от которых отказались инициаторы и признанных бесперспективными.

Необходимо также обеспечить проведение мероприятий по капитальному ремонту 4-х сельских врачебных пунктов Алатского района за счет средств, сэкономленных в рамках инвестиционной программы текущего года.

На условиях государственно-частного партнерства желательно формирование адресных списков с активным привлечением субъектов предпринимательства для строительства комплекса органа самоуправления граждан.

По итогам обсуждений по данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

Затем рассмотрен вопрос об изменении границ Туракурганского района и Давлатабадского района города Намангана, а также города Намангана Наманганской области.

Как известно, последовательное развитие нашей страны создало фундамент для огромных перемен и в Наманганской области. В городах и районах реализуются масштабные строительные работы и перспективные инвестиционные проекты.

В частности, в области в 2021 году объем валового продукта вырос на 6,8%, а производство промышленной продукции - на 16,1%. Особое значение в этом играет роль субъектов малого бизнеса и предпринимательства, действующих в области.

В 2020 году в составе города Наманган был создан Давлатабадский район, включающий 4,9 тыс. га земельных площадей и 151 тыс. жителей.

В результате этого процесс урбанизации ускорился, в Давлатабадском районе строятся новые объекты инфраструктуры и расширяются возможности для дальнейшего развития системы оказания услуг населению.

Следует отметить, что на сегодняшний день население города Наманган составляет 670 тысяч человек.

Средний прирост населения за год в городе составляет 30,3 тыс. человек, с учетом чего ожидается, что к 2040 году естественно численность населения составит 1,2 млн человек.

В целях удовлетворения потребностей растущего населения города Наманган 11 марта 2022 года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по строительству современного делового центра и жилого комплекса «Янги Наманган шахарчаси» в городе Намангане».

Выдвинуто предложение о передаче из Туракурганского района Наманганской области 472,2 га земельных площадей (из них 276 га сельскохозяйственных земель) в состав Давлатабадского района города Намангана и строительстве комплекса «Янги Наманган шахарчаси» на территории переданных земельных площадей.

Уникальный прохладный климат местности, близость к международному аэропорту «Наманган», расположение у дороги 4R-112, соединяющей область с городом Ташкент, городок, который будет построен с применением новейших архитектурных решений, создаст особое настроение у гостей на въезде в административный центр области, а также наличие инженерно-коммуникационных сетей, таких как природный газ, электричество, канализация и линии связи в районе - вот причины, по которым именно эта территория выбрана для строительства городка.

Положительное решение данного вопроса будет способствовать строительству в городе Намангане современных инфраструктурных объектов и дальнейшему развитию системы оказания услуг населению и, главное, повышению благосостояния населения, а также модернизации архитектурного облика города Наманган, росту инвестиционного и туристического потенциала.

Вопрос об изменении границ Туракурганского района Наманганской области и Давлатабадского района города Намангана, а также города Намангана был обстоятельно изучен рабочей группой, созданной Комитетом Сената.

Этот вопрос был одобрен соответствующими решениями Кенгашей народных депутатов Давлатабадского и Туракурганского районов и Наманганской области.

По обсужденному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

Кроме того, сенаторами был рассмотрен вопрос об изменения границ Учкуприкского, Узбекистанского, Дангаринского, Куштепинского, Ташлакского, Ферганского районов и городов Коканд, Маргилан, Фергана Ферганской области.

Следует отметить, что на сегодняшний день в границах городов и районов Ферганской области существуют проблемные вопросы, вызывающие различные трудности в жизни населения, проживающего на этих территориях.

В частности, большая часть населения, проживающего на территориях, которые планируется включить в состав городов Коканд, Маргилан и Фергана Ферганской области, приходится на городские учреждения социальной сферы (школы, детские сады, больницы).

Вместе с тем, предприятия инженерно-коммуникационных систем (электрические сети, природный газ, питьевое водоснабжение) также были выведены с территории городов, а районы, передаваемые в состав городов Коканд, Маргилан и Фергана, обслуживаются этими предприятиями.

Кроме того, в связи с высокой плотностью населения в городах Коканд, Маргилан и Фергана возникают такие проблемные вопросы, как развитие городов, дальнейшее расширение их территории.

В связи с этим в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и Законом «Об административно-территориальном устройстве Республики Узбекистан» выдвигается предложение об изменении границ вышеуказанных районов и городов Ферганской области.

Отмечалось, что из Узбекистанского, Дангаринского и Учкуприкского районов Ферганской области в состав города Коканд передается в общей сложности 2,6 тыс. га земельных площадей, из Ферганского, Куштепинского и Ташлыкского районов в состав города Маргилан - в общей сложности 1,1 тыс. га земельных площадей, из Ферганского района - в состав города Фергана - 812 тыс. га земельных площадей.

При этом предусматривается, что 1 673 га земель, прилегающих к фермам и другим сельскохозяйственным предприятиям, которые дополнительно включаются в состав территории этих городов, временно остаются в распоряжении сельскохозяйственных предприятий и выделение этих земель для целей, отличных от сельскохозяйственных, последовательно осуществляется в соответствии с проектом генерального плана городов, действующим законодательством Республики Узбекистан.

Изменение границ городов Фергана, Коканд и Маргилан способствует созданию в области современных объектов инфраструктуры и дальнейшему развитию системы обслуживания населения, а главное - повышению благосостояния населения.

Особо следует отметить, что требуется переоформление жилищных кадастровых документов и прописки населения, переходящего из районов в города. При этом не требуется дополнительных средств от граждан при оформлении кадастровых документов и прописки.

По обсужденному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

На этом тридцать второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

 Информационная служба Сената Олий Мажлиса РУз.