Величие искусства бахши

    Музыка, устное народное творчество - венец человеческой души, высшее музыкально-поэтическое и философское обобщение представлений об окружающем мире. В том, что семь нот способны полностью изменить жизнь, наполнив ее высоким смыслом, не понаслышке знают жители и гости нашего солнечного края, где много веков назад зародились дастаны - непреходящее национальное достояние.

    Состоявшийся в Нукусе II Международный фестиваль искусства бахши в очередной раз красноречиво продемонстрировал: народ Узбекистана чтит свою историю, прославляет ее и приобщает к ней весь мир.

    Десятки исполнителей из разных стран собрались на древней земле Каракалпакстана, чтобы показать свое искусство на республиканском и международном уровнях. А вместе с тем - содействовать возрождению и развитию творческих школ, передавая мастерство исполнения и традиции бахши методом «устоз - шогирд» («учитель - ученик»).

    Также среди участников и гостей были представители ЮНЕСКО, Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), эксперты в области народного наследия, науки, искусства и других сфер, журналисты, жители Нукуса и гости из других городов.

    Не случайно богатые традиции находят вторую жизнь именно здесь…

    - Узбекистан является культурным центром Центральноазиатского региона, - говорит бахши Ерисбай Аскаров. - Наша республика - кладезь древнего нацио­нального музыкально-­поэтического творчества, яркое созвездие в котором - уникальное искусство. Оно служит неиссякаемым и вечно живым источником постоянного обновления богатейших традиций народа. У нас есть моральная и духовная ответственность перед предыдущими поколениями выдающихся поэтов, музыкантов, внесших существенный вклад в дело сохранения сокровищницы нации. В первую очередь потому, что история и культура каждого этноса ассоциируются прежде всего с его устным творчеством - фольклором, являющимся бесценной основой сохранения и развития духовных ценностей.

    Фестиваль не только создал новые возможности, но и придал творческую энергию.

    - Участвовал в I Международном фестивале искусства бахши в 2019 году, - продолжает певец. - Тогда занял первое место среди исполнителей нашей страны. В этот раз тоже выступил, раск­рыв всю свою душу, постарался передать глубокие чувства зрителю.

    Цели проводимого на древней земле фестиваля бахши - обеспечение развития и широкого ознакомления мировой общественности с неповторимыми образцами узбекского искусства, повышение у молодежи уважения и интереса к этому виду творчества, укрепление дружбы и братства народов, расширение гуманитарного сотрудничества.

    По словам организаторов, искусство сказителей, подобных бахши, существовало во многих государствах мира. Это очень древний пласт культуры, который сросся с жизнью народа, самой землей. Одним из самых любимых таких произведений является эпос «Алпамыш» - героическая песнь более чем из 40 поэм, передающаяся из поколения в поколение, воспевающая мужество, патриотизм. Прославленные богатыри, защищающие родину, семьи, олицетворяющие верность, сокровенные мечты о справедливости и любви к отчизне - бессменные персонажи произведений сказителей. Вот почему столь важно сохранять это богатое духовное наследие нашего народа в современном мире.

    В классический репертуар также входят цикл дастанов «Гур-углы», «Рустамхон», «Кунтугмиш», «Ошик гариб и Шохсанам» и многие другие.

    Существует и вторая ветвь творений бахши - терма. В отличие от эпических дастанов с оптимистическим финалом и неизменной верой в победу добра, данный вид - легкие, порой шуточные куплеты, где слушатели нередко становятся со­­участниками процесса. Но и эти творения наравне с эпосами идут от самой жизни, неразрывно связаны с чаяниями народа. Одним из любимых таких произведений является «Алланазар Алчинбек», с которым выступил на грандиозном событии наш соотечественник Бахшикул Тогаев.

    - Творчество терма - одно из самых уникальных и неординарных явлений узбекского фольклора, - комментирует Б. Тогаев. - Здесь горит огонь богатейшей художественной мысли узбекского народа. Это искусство формировалось и развивалось усилиями сказителей многих поколений. Имена большинства из них неизвестны, но вклад каждого неоценим.

    Используя горловое пение, бахши рассказывает истории, посвященные любви и преданности родине, судьбам обычных людей. И на этот раз Бахшикул-бахши не отошел от любимой темы. Исполненный эпос восходит к тем временам, когда ученик, чтобы стать сказителем, обязан был доказать, что может исполнять песни в течение нескольких ночей. Тогда данное произведение и стало своеобразной визитной карточкой поэтической школы Южного Узбекистана.

    Сюжету дастана могут позавидовать и произведения современных авторов. Главный его герой - Алланазар Алчинбек, решивший проверить свои силы, отправляется на смотр-состязание бахши, организованный эмиром Бухары. А по дороге он становится участником приключения, которое оказывается сложнее и увлекательнее любого повествования, когда-либо рассказанного человеком. Вместе с тем слушатель узнает о самом Узбекистане того времени и, конечно, народе, его мыслях, надеждах и переживаниях.

    На протяжении почти двух часов гости фестиваля находились в постоянном напряжении: что же произойдет дальше, а самое главное, как бравый, умный и обаятельный герой выйдет из сложившейся ситуации? Когда выступление завершилось, зал аплодировал стоя. Но к подобной реакции бахши не привыкать. Бахшикул Тогаев широко известен и за пределами Узбекистана: неоднократно выступал во Франции, Бельгии, Швейцарии, Турции, Азербайджане, Казахстане и многих других странах.

    Стоит отметить, что важнейшее неотъемлемое свойство искусства бахши - неразрывность слова, музыки и действия, а также ярко выраженная местная стилистика. В Узбекистане трудно найти регион, где не было бы своих исконных традиций жанра. Сегодня на территории республики активно функционируют три исторически сложившиеся локальные школы - хорезмская, сурхандарьинско-­кашкадарьинская и каракалпакская.

    Интересно, что и инструменты, используемые бахши, созданные из натуральных материалов и по оригинальным лекалам, звучат очень естественно и органично. При этом главнее - голос. В Кашкадарье и Сурхандарье это домбра, чанковуз, свирель. В Хорезме - дутар, дойра, дулама. В Каракалпакстане - дутар и кобыз.

    В соответствии с условиями быта и социальными потребностями постоянно менялись исторические наименования носителей этого искусства в регионе: шаир - поэт, сказитель эпоса, ашик - исполнитель лирических дастанов, жырау - песнетворец, выступающий в сопровождении струнно-смычкового инструмента.

    Сегодня традиции трех школ сказителей привлекают внимание специалистов и любителей фольклора, которые кропотливо изучают наследие великих представителей древнего искусства. В областях у нас до сих пор сохранились сказительские школы, где ученик осваивает искусство бахши в этнографическом контексте. Нередки случаи, когда он живет в семье своего наставника, вместе с ним ходит на торжества и всевозможные праздники, где воочию наблюдает за тем, как бахши исполняет дастаны.

    Более того, он не только осваивает премудрости игры на традиционном музыкальном инструменте, но и узнает об истоках сюжетов дастанов, кто и в какой манере их исполнял, а главное, учится через фольклорные произведения жизни во всех ее проявлениях. Ведь все произведения фольклора пропитаны житейской мудростью и помогают каждому из нас стать добрее, чище и благороднее. Стоит только проникнуться их завораживающей поэтикой и красотой.

    Именно благодаря аутентичной истории творчество сказителей по сей день вызывает живой интерес не только у соотечественников, но и туристов. А это очень важный экономический и культурный фактор развития общества. Гости хотят не только зреть памятники архитектуры, но и чувствовать душу народа. И искусство бахши дает им эти представления.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    Фото УзА.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates