Около 1,5 миллиарда (89,4 процента) учащимся средних и высших учебных заведений в мире пришлось отменить традиционные занятия. Более 300 миллионов студентов переведены на онлайн-обучение. Вузы всех стран в кратчайшие сроки пересмотрели свои планы и методы обучения, организационные подходы. Пока невозможно однозначно оценить эти перемены. Однако уже сейчас можно рассмотреть отдельные аспекты ситуации и обозначить вопросы относительно жизнеспособности высших учебных заведений, переходящих в виртуальную среду.
Из-за введенного карантинного режима в связи с пандемией коронавируса наша повседневная жизнь изменилась в корне. Раньше всех с этим столкнулись учащиеся и педагоги образовательных учреждений. Проанализируем практический опыт использования передовых решений и возможностей ИКТ в сфере образования, дающий отличную возможность испытать систему и, возможно, начать применять ее в дальнейшем в качестве эффективной формы обучения.
В период пандемии образовательные учреждения пытаются внедрить действенные краткосрочные методы организации дистанционных занятий. Одним из результатов всех этих изменений стали прогресс и широкомасштабное внедрение технологий в повседневные процессы. Это значительный шаг вперед с точки зрения осмысления кризисных ситуаций подобного рода и поиска путей решения целого ряда вопросов. Приведем примеры инициатив, которые внедрили и продолжают внедрять на практике системы образования большинства развитых и развивающихся стран мира.
Большое внимание, как оказалось, решено отвести созданию виртуальных национальных учебных платформ, предоставляющих материалы для обучающихся. Во многих странах, в том числе Узбекистане созданы различные бесплатные онлайн-ресурсы для учащихся и преподавателей, посредством которых стало возможно совершенствовать навыки не выходя из дома. Образовательные платформы также обеспечивают доступ к материалам экспертов и лучших практиков в сфере. Все это может оказать большое влияние на дальнейшее развитие мотивации студентов и расширение возможностей дистанционного образования.
Традиционное обучение в аудитории, скорее всего, не исчезнет полностью, тем не менее нам следует научиться использовать усовершенствованные виртуальные инструменты, дополняющие аудиторную работу. Здесь очень важно соблюдать баланс и сочетать разные методы исходя из особенностей специальности и направления образования, содержания учебной программы, результатов обучения, которые должны быть достигнуты по ее завершении. В любом случае вузам придется все больше внедрять обучение, основанное на принципе «в любое время и в любом месте». Такой процесс требует одинакового вклада со стороны всех его участников - администрации учреждения, преподавателей и студентов. В современных условиях уже недостаточно просто предлагать онлайн-курсы, необходима большая виртуальная поддержка. Поэтому следует пересмотреть роль специалистов ИКТ в вузах. Хотелось бы, чтоб в структуру каждого учреждения были включены вспомогательные отделы по инновациям и технологиям.
Университеты отличаются тем, что в них обучаются уже достаточно взрослые люди, которые могут самостоятельно справляться с трудностями онлайн- работы. Студенты технологически подкованы лучше, они с легкостью могут осваивать новые методы. Вопрос в другом: смогут ли вузы, привыкшие к использованию исключительно традиционных подходов к обучению адаптироваться, выбирать правильные и эффективные технологии?
Пандемия буквально заставила вузы проводить свои курсы в онлайн-формате, однако это всего лишь один шаг на пути к новой образовательной парадигме. Приложения для видеоконференций, такие как Zoom и Webex предлагают вузам весьма удобный путь «выживания». Но как сохранить ту глубину взаимодействия со студентами, которая возможна только в условиях аудиторных занятий? Современные платформы для онлайн-обучения могут предоставить значительный опыт в разработке учебных программ, выборе технической составляющей и цифровом маркетинге для разработки лучшего контента.
Востребованность онлайн-приложений, вероятно, будет расти. И если ранее традиционные институты рассматривали подобную форму образования как своего рода угрозу, то теперь это отношение меняется коренным образом. В краткосрочной перспективе так называемая экстренная помощь и настоящее дистанционное обучение станут небольшим шагом на долгом пути к внедрению онлайн-образования, которое включает разнообразные инструменты вовлечения студентов и соответствующую подготовку преподавателей и IT-специалистов.
С другой стороны, продолжает существовать цифровой разрыв в виде уровня доступа к интернету между разными странами (в настоящее время более 4,5 миллиарда человек (60 процентов населения планеты) пользуются Всемирной паутиной. Кризис же приводит к нехватке информации и возможностей для тех, кто не имеет доступа к сети. Этот фактор весьма существенно влияет на жизнеспособность виртуального обучения. Суть онлайн-обучения должна быть сосредоточена на обеспечении его доступности для всех преподавателей и студентов и не может ограничиваться какими-либо обстоятельствами.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в то время как 95 процентов учащихся в Швейцарии, Норвегии и Австрии имеют персональный компьютер для учебы, в Индонезии этот показатель составляет всего 34 процента. Это говорит о том, что не везде и не для всех применим метод онлайн-обучения. Зависимость современного человека от технологий очевидна, однако, как мы видим, они пока не доступны для всех в одинаковой мере. Для тех, у кого есть возможность использовать ИКТ, онлайн-обучение действительно может быть более эффективным по целому ряду причин. Некоторые исследования доказали, что в среднем учащиеся осваивают на 25-60 процентов больше материала при онлайн-занятиях. В основном это связано с тем, что студенты могут учиться в интернете быстрее: электронное обучение требует на 40-60 процентов меньше времени, чем в традиционных классах. Это объясняется тем, что у каждого обучающегося разный темп, скорость запоминания информации, уровень работоспособности. Однако неподготовленность студентов и сложности адаптации к новым реалиям приводят к неудовлетворенности и ослаблению мотивации для получения высшего образования.
Пандемия в некотором смысле стала серьезным регулятором, предоставив обществам в развитых и развивающихся странах лучшее понимание уязвимости и недостатков существующих систем получения и оценки знаний. Она показала, насколько важно обладание цифровой грамотностью в целях устойчивого развития. COVID-19 заставляет переосмысливать глубоко укоренившиеся представления о роли и месте образования, важности его качества, необходимости обучения в течение всей жизни для повторного приобретения навыков.
2020-й объявлен в Узбекистане Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Глава государства в ходе обращения к парламенту 24 января подчеркнул, что правительство должно вплотную заняться цифровизацией всех сфер. Сейчас мы можем видеть, насколько это необходимо для комфортного существования. Столкнувшись с проблемой распространения инфекции, мы своевременно приняли ряд важных мер по недопущению пропуска учащимися занятий и появления пробелов в их успеваемости. Очевидно, что в дальнейшем внедрение ИКТ в нашу повседневную жизнь будет становиться все ощутимее.
Прогресс не стоит на месте. Дистанционное обучение тоже совершенствуется. Как показал опыт, важно быть готовыми ко всему. Текущий кризис, безусловно, изменит все общественные институты. И, хотя остается открытым вопрос о том, в какой форме будут проходить эти изменения, высшее образование продолжит играть ключевую роль в формировании мира в постпандемический период.
Назокат Касымова.
Доктор политических наук, профессор ТГУВ.