Как истинный просветитель Алишер Навои одинаково глубоко интересовался развитием литературы, исторической науки, живописи и музыки. Очевидно поэтому вокруг него, образованнейшего человека своего времени во всем регионе, группировались поэты, историки, художники, архитекторы и каллиграфы.

«Были при нем хорошие художники и музыканты, - отмечал Бабур. - Не было известно, чтобы когда-либо появлялись такие покровители и воспитатели людей науки и искусства, как Алишер-бек».

Сохранились и воспоминания о великом предке историка Мирхонда, автора многотомной всеобщей истории «Сад чистоты», согласно которым Алишер Навои лично обратил внимание на то, чтобы он писал историю без излишних прикрас, не обременяя метафорами и аллегориями и не выписывая слов из чужих сочинений, чтобы в изложении соблюдалась ясность, а автор держался середины между «излишней подробностью и крайней краткостью».

«Были при нем хорошие художники и музыканты, - отмечал Бабур. - Не было известно, чтобы когда-либо появлялись такие покровители и воспитатели людей науки и искусства, как Алишер-бек».

Сохранились и воспоминания о великом предке историка Мирхонда, автора многотомной всеобщей истории «Сад чистоты», согласно которым Алишер Навои лично обратил внимание на то, чтобы он писал историю без излишних прикрас, не обременяя метафорами и аллегориями и не выписывая слов из чужих сочинений, чтобы в изложении соблюдалась ясность, а автор держался середины между «излишней подробностью и крайней краткостью».

- По отношению к окружающим поэтам Алишер Навои был в высокой степени тактичен, - рассказывает доцент, заведующая кафедрой Национального университета Узбекистана Мехрибон Абдурахманова. - Также он пользовался славой как первый поэт и ученый своего времени, составляя стихи на тюркском языке. Никто столь много и хорошо не писал, как он. Навои стал автором «Пятерицы» и шести книг, четырех диванов газелей под названием «Достопримечательности детства», «Редкости юношества», «Чудеса возмужалости» и «Плоды старости» и многих других произведений.

Популярность Алишера Навои не померкла в Центральной Азии и за ее пределами и после его смерти. Рукописи сочинений Навои переписывались и широко распространялись. С появлением литографий начали появляться и литографированные издания его сочинений. Интерес к творчеству Навои вызвал появление целого ряда словарей в Иране и Турции, составленных преимущественно по его сочинениям. Вместе с тем он популяризировал зарубежные произведения, переводя на тюркский язык, а порой и переписывая их, адаптируя под реалии того времени и своего региона.

Однако Алишер Навои далеко не был подражателем даже в тех случаях, когда выступал с уже известными в литературе популярными сюжетами. Например, в средневековой Европе повесть о Тристане и Изольде была известна во многих стихотворных и прозаических работах, так и арабская история о любви Маджнуна и Лейли на Востоке стала излюбленной поэтической темой и много раз обрабатывалась, но, как считают мировые эксперты, Навои пока никто не смог превзойти.

Также совершенно новый облик под пером Алишера Навои приобрела героико-романтическая поэма «Фархад и Ширин». Поэт создал новое произведение с новым содержанием, драматическими положениями и образами Хосрова, Фархада и Ширин. Поразительна народность этого произведения Навои: перекликается с традиционным творчеством. Этим объясняется и большой успех современных постановок и адаптаций «Фархад и Ширин», написанных Навои.

Кроме своих стихотворных диванов, «Хамсы» и «Языка птиц», Алишер Навои оставил большое число других стихотворных и прозаических произведений, из которых наибольшей популярностью и признанием пользуются его «Спор двух языков» и «Изящные собрания».

- В восьми частях последнего Навои собрал ценнейшие сведения о поэтах-предшественниках и современниках с выдержками из их сочинений, благодаря чему сохранились данные о так называемой «чагатайской литературе» XV века и многих поэтах, сочинения которых не дошли до нас, - отмечает М. Абдурахманова. - Точное число сочинений Алишера Навои и их названия не установлены окончательно до сих пор. Этим занимаются и сегодня коллеги по всему свету. В этой работе велика роль и Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои. В разных источниках перечисляются от двух до трех и даже четырех десятков его сочинений.

В «Споре о двух языках» автор высказывается против тех, кто умаляет значение писателей и поэтов, которые творили на тюркском языке. Указывая на сочинения соотечественников, он выступает в защиту родного языка и его достоинств как литературного: стремился доказать словарное богатство, многообразие и гибкость грамматических форм, которые выгодно отличают его от многих других.

Сегодня, учитывая огромное значение произведений нашего великого предка в развитии мировой культуры, их роль в повышении интеллектуального потенциала и духовно-нравственном воспитании молодого поколения, а также в целях обеспечения дальнейшего изучения и популяризации его литературно-­научного наследия 19 октября 2020-го Президент подписал постановление «О широком праздновании 580-летия со дня рождения великого поэта и мыслителя Алишера Навои».

В рамках реализации документа создаются созвучные с духом времени учебники, учебно-­методические комплекты. Преподаются такие предметы, как теория литературоведения, история узбекской литературы, лингвистика текста. Достойной оценке большого вклада граждан нашей страны и других государств в глубокое изучение и популяризацию творческого наследия поэта призвано предложение об учреждении ордена Алишера Навои. Также планируется изучить возможности проведения работ по строительству и благоустройству в мемориальном комплексе предка в Герате.

Особое внимание научного сообщества привлек пункт документа о мерах по приобретению факсимильных копий авторских рукописей Алишера Навои и его эпохи, хранящихся в зарубежных странах. Данная инициатива позволит оказаться еще ближе к разгадке гения знаменитого творца, глубже изучить всю информацию, связанную с ним.

А 4 февраля 2021 года в целях популяризации Навои среди соотечественников и за пределами республики вышло постановление Президента «О создании Международного общественного фонда имени Алишера Навои».

Таким образом, творчество Алишера Навои смогло объединить восточные мотивы и литературные традиции, сделать современный язык символом восточной поэзии, ярчайшей звездой на литературном небосводе.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».