Алгоритм подготовки высококвалифицированных специалистов

    Отечественная сфера высшего образования не первый год претерпевает большие изменения. Студентам нужны практические навыки, работодателям, которые диктуют новые правила, - мыслящие и образованные специалисты. Образовательная система реагирует на запросы соответственно.

    Сегодня узбекистанцы значимость высшего образования оценивают еще выше, чем несколько лет назад. Отечественный рынок труда, который и без того сильно поменялся за последнее десятилетие, на пороге новых значительных изменений и требований к специалистам. Все это естественным образом влияет на систему высшего образования, которая ранее уже начала, пусть пока медленно, но в целом последовательно пересматривать устоявшиеся годами традиции и системы обучения. Одним из новых критериев качественного образования становится возможность выбора.

    Если первые реформы в сфере отечественного высшего образования были направлены преж­де всего на увеличение охвата, улучшение финансового состояния институтов и университетов, материальную поддержку профессоров и преподавателей, то сегодня на первый план выходят качество образования и организация учебной работы исходя из потребностей рынка. Благодаря этому можно достичь национальных целей - подготовить действительно востребованные высококвалифицированные кадры, специалистов будущего. В связи с этим главой государства поставлена задача - оптимизировать перечень профессий, требующих наличия высшего образования, и ввести новые профессии, востребованные отраслями экономики.

    Конкретные и четкие цели достижений реформ в сфере образования определены в программном документе - Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Традиционное отечественное высшее образование, предоставляющее возможность молодежи Узбекистана качественного обучения, должно коренным образом трансформироваться, чтобы соответствовать быстро развивающимся и нуждающимся в квалифицированных кадрах областям, стать конкурентоспособным, соответствовать международным образовательным стандартам, внед­рять новейшие инновационные образовательные технологии, интегрировать процессы обучения, воспитания, научной и общественной деятельности.

    Специалисты сферы подчеркивают, что ныне перед вузами стоит непростая задача - развить у студентов универсальные навыки: умения учиться, работать с информацией и быстро осваивать новые технологии, способность критически мыслить и творчески подходить к решению задач, и параллельно давать им узкопрофессиональные знания по выбранной специальности. Согласно современным представлениям о качественном обучении лицензирование новых направлений в высших образовательных учреждениях запускает алгоритм подготовки высококвалифицированных кадров в том или ином сегменте реальной экономики, социальной сферы.

    В текущих условиях требования рынка труда появление новых профилей, говоря современным языком, широкой линейки образовательных предложений в бакалавриате - адекватный сигнал о стремлении педагогического образования соответствовать возросшему социальному спросу, запросам работодателей, отраслевым трендам.

    Как известно, отечественная система дошкольного образования, призванная обеспечить формирование здорового и всесторонне развитого подрастающего поколения, одной из первых подверглась серьезной трансформации с пересмот­ром действующих государственных стандартов дошкольного образования и воспитания с учетом передового зарубежного опыта в сфере гармоничного развития детей дошкольного возраста. Наряду с внедрением современных механизмов управления ДО, совершенствованием воспитательного и учебного процесса, улучшения инфраструктуры и материально-технического оснащения дошкольных организаций, решался вопрос их укомплектования квалифицированными кадрами.

    В одном из лучших педагогических вузов республики - Навоийском государственном педагогическом институте на заре реформ в сфере отечественного дошкольного образования открыта кафедра по подготовке профильных специалистов. Профессорско-преподавательский состав кафедры включает 21 сотрудника, из которых один доктор наук, четыре кандидата наук и доцент, семь старших преподавателей и девять преподавателей.

    - Ежегодно по направлению «Дошкольное образование» вуз оканчивают около 200 студентов, - рассказывает заведующая кафедрой, доктор филологических наук, доцент Рано Давлатова. - Выпускники кафедры составляют основной кадровый потенциал ДОО Агентства дошкольного образования при Министерстве дошкольного и школьного образования в Навоийской области и других регионах республики. Они работают психологами, воспитателями, а также ведущими специалистами, методистами в управлениях образования. Потенциал кафедры дошкольного образования, созданный трудом профессорско-преподавательского состава в течение последних восьми лет с момента организации, позволяет на высоком уровне решать современные задачи высшего образования, открывать новые направления и образовательные программы для подготовки педагогических кадров. Достаточно сказать, что ежегодно студенты данного направления занимают 1-2-е места на республиканских предметных олимпиадах, становятся обладателями Государственной стипендии имени Навои.

    Вместе с этим одиннадцать выпускников открытой магистратуры по специальности «Теория и методика образования и воспитания» (дошкольное образование) в течение последних трех лет трудоустроились на кафедре в качестве ассистентов-преподавателей. Также в рамках направления в последние три года организовывались республиканские, в последний год - международные конференции с участием специалистов сферы из Казахстана, Кореи, России, США, Таджикистана. Турции.

    С учетом нехватки в отдаленных территориях области специалистов по контролю и восстановлению здоровья населения, а также в рамках реализации программного пункта Указа главы государства «О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ» от 12 ноября 2020 года в Навоийском государственном пединституте открыт факультет медицины. В 2021/2022 учебном году вуз принял первых студентов по направлениям бакалавриата «Лечебное дело» и «Педиатрия». Сегодня здесь обучаются 154 студента, из которых 66 - юноши.

    - Факультет имеет достаточно аудиторий и учебных пособий для организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, - говорит декан факультета Гулом Аслонов. - Вместе с этим профессорско-преподавательский состав, в который входят два кандидата наук, один доцент, создали собственные научные школы. Два преподавателя разработали учебные пособия. Для интеграции теории с практикой по личной инициативе ректора НГПИ, профессора Баходира Собирова приобретено практическое и лабораторное оборудование. Необходимость формирования знаний и практических навыков таким образом предполагает современная концепция высшего медицинского образования. Сегодня преподаватели факультета полностью ведут занятия с использованием современного технического и технологического фона. Кроме этого, учебные аудитории оснащены практической аппаратурой и интерактивными досками. Согласно положению о повышении качества подготовки медицинских работников на основе международных стандартов посредством развития клиник, учебных и учебно-производственных баз, учебно-­производственных и центральных научно-исследовательских лабораторий в целях интеграции образования, науки и практики, о клиниках, учебных и учебно-производственных базах медицинских и фармацевтических учреждений с управлением здравоохранения Навоийской области подписан договор. На основе данного документа специалисты всех лечебно-профилактических учреждений контролируют практику наших студентов.

    Модель подготовки специалиста в вузе на основе интеграции науки, образования и производства активно развивает Навоийский государственный горно-технологический университет, который с 2021/2022 учебного года начал осуществ­лять прием на факультет «Сельское хозяйство». Как отмечают представители сферы, изучение зарубежных моделей такой интеграции в зарубежных университетах является важнейшим фактором инновационного развития.

    - Решение о создании в структуре прежнего Навоийского государственного горного института факультета предусматривалось утвержденной за год до этого «дорожной картой» по реализации инвестиционных проектов в 2021 году в Навоийской области, - отмечает декан факультета «Сельское хозяйство» Навоийского государственного горно-технологического университета Илхом Тогаев. - С учетом почвенно-климатических условий региона подготовлены предложения по обучению по четырем направлениям бакалавриата: «Агрохимия» (по видам земледельческой продукции), организация и ведение тепличного хозяйства, «Защита растений» (по видам посевов), «Зооинженерия». В 2022/2023 учебном году выделены дополнительные квоты для приема на новое направление обучения «Биотехнология» (по отраслям). Сегодня на факультете обучаются 150 студентов и шесть магистров. Профессорами и преподавателями факультета, из которых четыре доцента, ведется научно-исследовательская деятельность в наиболее важных отраслях сельского хозяйства на основе выделенных в 2021-2022 годах государственных грантов в размере 1,5 млрд сумов. Впервые нынешней весной студентами факультета на территории вуза, занимающей 19 га, посажены 200 саженцев лаванды, а также горького миндаля. В будущем планируем в лабораторных условиях изготавливать из них масла и лекарственные средства.

    Стоит отметить, что согласно постановлению главы государства «О создании Навоийского государственного горно-­технологического университета» от 31 марта 2022 года в соответствии с Программой по организации деятельности и комплексному развитию навоийского вуза до 2026 года с 2023/2024 учебного года предусмотрено налаживание подготовки кадров для отраслей экономики по таким востребованным направлениям образования бакалавриата и магистратуры, как «Профессиональное образование (по направлениям)»; «Строительство зданий и сооружений (по видам)», «Строительство и монтаж инженерных коммуникаций (по видам)», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Логистика (по направлениям)», «Метрология, стандартизация и управление качеством (по отраслям)»; «Инженерно-коммуникационные системы, строительство и монтаж (по видам)».

    Новые ориентиры образовательной политики вузов Навоийской области вписываются под актуальные и динамично изменяющиеся запросы и с учетом этого вовлечены в процесс опережающего образования, подразумевающего подготовку специалистов для профессий будущего.

    Дилфуза Гулямова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates