В целях организации государственной гражданской службы на основе современных стандартов, ориентации работы государственных служащих на результативность, дальнейшего повышения доверия населения к государственной службе, внедрения эффективной системы привлечения в сферу перспективных кадров и подготовки их в качестве профессиональных специалистов, а также обеспечения исполнения задач, определенных Законом «О государственной гражданской службе» и Стратегией «Узбекистан – 2030», постановляю:
I. Основные направления организации государственной гражданской службы
- Определить основными направлениями организации государственной гражданской службы на основе новых подходов в 2025-2026 годах:
а) внедрение современных методов и механизмов, а также целостной системы работы с кадрами в государственных органах;
б) формирование резерва обладающих потенциалом и перспективных руководящих кадров в государственных органах, а также дальнейшее совершенствование системы подготовки руководящих кадров нового поколения;
в) организацию и ведение мониторинга непрерывного развития необходимых знаний и профессиональных компетенций на протяжении всей трудовой деятельности начиная с приема работников на государственную гражданскую службу (далее – государственная служба);
г) повышение интереса, заинтересованности и доверия женщин к государственной службе для их широкого привлечения в сферу;
д) реализацию Стратегии развитиягосударственной гражданской службы до 2030 года;
е) укрепление доверия общественности к государственным органам путем обеспечения строгого соблюдения правил этики и развития профессиональной культуры государственных гражданских служащих (далее – государственные служащие) в процессе исполнения ими служебных обязанностей;
ж) внедрение привлекательных механизмов оплаты труда, направленных на усиление стремления к эффективному труду, развитие профессиональных навыков и повышение заинтересованности государственных служащих в высоких результатах.
II. Внедрение целостной системы подготовки кадров на государственной службе
- Внедрить единую систему подготовки кадров на государственной службе на основе постоянного сотрудничества Агентства развития государственной службы, Академии государственной политики
- и управления и Фонда «Эл-юрт умиди». При этом:
а) Агентство развития государственной службы:
(i) привлекает на государственную службу наиболее достойные кадры путем открытых и справедливых конкурсов, а также оказывает содействие в их горизонтальном и вертикальном карьерном росте;
(ii) проводит диагностику потенциала и профессиональных компетенций государственных служащих и по результатам формирует портфолио работников, а также принимает меры
по повышению знаний и навыков, необходимых для развития;
(iii) формирует Национальный кадровый резерв и организовывает целевую подготовку кандидатов, состоящих в резерве, формирует государственный заказ на курсы повышения квалификации и переподготовки Академии государственной политики и управления;
(iv) изучает потребности в разрезе востребованных специальностей и направлений, а также формирует заказы на целевую стажировку государственных служащих за рубежом по данному направлению;
(v) принимает необходимые меры для горизонтального и вертикального карьерного роста стипендиатов Фонда
«Эл-юрт умиди»;
б) Академия государственной политики и управления:
(i) по заказам Агентства развития государственной службы повышает квалификацию и осуществляет переподготовку государственных служащих, а также обучает их в магистратуре;
(ii) осуществляет учебно-методическую координацию деятельности по подготовке руководящих и управленческих кадров центров (институтов) переподготовки и повышения квалификации кадров в системе государственных органов,
в том числе проводит экспертизу и утверждает их соответствующие образовательные программы, разрабатывает типовые формы технологий обучения, используемых в учебном процессе;
в) Фонд «Эл-юрт умиди»:
(i) по заказам Агентства развития государственной службы организовывает целевую стажировку государственных служащих, направленную на развитие их практических навыков, в государственных и негосударственных организациях и научно-исследовательских и образовательных учреждениях за рубежом;
(ii) проводит мероприятия профессиональной ориентации кандидатов на основе развития практических навыков
и координации обучения перспективных кадров за рубежом.
III. Кардинальное реформирование сферы
- Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2026 года:
а) трудовой договор с государственными служащими, принятыми на государственную службу впервые, заключается первоначально сроком на один год, в последующем – продлевается
на неопределенный срок в зависимости от положительных результатов деятельности;
б) государственные служащие, принятые на государственную службу впервые, проходят обязательные специальные курсы «Поступление на государственную службу», в последующем – курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года, по итогам курсов проводится диагностика их теоретическихзнаний и навыков;
в) при проведении диагностики оцениваются такие показатели,
как уровень знаний государственных служащих в соответствующей сфере и отрасли, навыки составления документов и ведения делопроизводства на государственном языке, аналитические, лидерские и коммуникативные навыки, компьютерная грамотность, знание нововведений в законодательстве, истории Узбекистана и иностранных языков, общая эрудиция, психологический диагноз и интеллектуальный коэффициент (IQ);
г) результаты диагностики и эффективности деятельности (KPI) аккумулируются и анализируются в Системе непрерывного онлайн-мониторинга развития профессиональных компетенций работников (далее – Система мониторинга);
д) по результатам анализа Системы мониторинга создается карта профессионального развития – портфолио имеющихся знаний
и навыков работника;
е) на основе карты профессионального развития государственный служащий проходит обязательное повышение квалификации
по «мягким» и «жестким» навыкам, включая программу самостоятельного образования;
ж) организация министерствами и ведомствами обучения, подготовки, повышения квалификации и стажировки работников за рубежом, а также мероприятия, связанные с обучением, подготовкой, повышением квалификации и стажировкой государственных служащих в рамках проектов, реализуемых за счет грантов
или средств доноров, осуществляются после согласования в обязательном порядке с Агентством развития государственной службы.
- Определить, что с 1 августа 2025 года при проведении конкурса
- на занятие должности государственной службы:
а) конкурсы на управленческие и вспомогательные группы должностей организаций республиканского, территориального и районного (городского) уровней проводятся исключительно на Едином портале вакантных должностей государственных гражданских служащих;
б) согласование на должности, для назначения на которые в соответствии с законодательством требуется согласование
с соответствующими органами, осуществляется путем включения представителей этих органов в состав отборочной комиссии;
в) тестовые испытания проводятся посредством Модуля тестирования государственных служащих в специально оборудованных помещениях или через систему удаленного онлайн-прокторинга. При этом вопрос проведения тестовых испытаний в специально оборудованных помещениях соответствующего государственного органа или дистанционно решается Агентством развития государственной службы по результатам анализа обращений, изучений и опросов;
г) Агентству развития государственной службы предоставляются следующие права:
(i) привлечение к этапу собеседования конкурса экспертов
из числа представителей государственных органов, институтов гражданского общества, высших образовательных учреждений, научных организаций или общественных советов
при государственных органах;
(ii) внесение в соответствующий государственный орган обязательного для рассмотрения представления об отмене решения отборочной комиссии в случае выявления повлиявших на результаты конкурса неустранимых недостатков.
- Внедрить с 2026 года программу «ТОП-100» по выявлению и отбору талантливых менеджеров и лидеров, руководителей нового поколения. Определить, что:
а) на основе программы «ТОП-100» один раз в каждые два года проводится республиканский конкурс по отбору 100 перспективных управленческих кадров;
б) в программе «ТОП-100» на добровольной основе участвуют государственные служащие, представители общественных организаций, предприниматели, соотечественники за рубежом
и иные лица, соответствующие установленным критериям;
в) знания и интеллектуальный потенциал, чувствопатриотизма, организаторские способности, управленческие и лидерские качества, проявленные участниками программы «ТОП-100» в процессе выполнения конкурсных заданий, являются основными критериями их оценки;
г) победители программы «ТОП-100» поощряются единовременной денежной премией в 100-кратном размере базовой расчетной величины, обучаются на основе специальной учебной программы, прикрепляются к опытным руководителям на основе традиции «наставник-ученик», направляются в другие государственные органы во временную служебную командировку сроком до одного года с занятием соответствующей должности, а также
на зарубежную стажировку для повышения опыта;
д) победители программы «ТОП-100» включаются в Национальный кадровый резерв и являются основными кандидатами для занятия руководящих должностей в республиканских и местных органах исполнительной власти, а также других государственных и хозяйственных органах управления.
- Установить, что в целях обеспечения стабильного резерва обладающих потенциалом и перспективных руководителей:
а) формируется Национальный кадровый резерв, состоящий из не менее 500 кандидатов на руководящие должности
в республиканских органах исполнительной власти и не менее 1 000 кандидатов на руководящие должности в органах исполнительной власти на местах;
б) формируется Резерв потенциальных кадров, состоящий из 1 000 председателей махаллей, помощников хокимов, женских активистов, лидеров молодежи, социальных работников и налоговых инспекторов, осуществляющих деятельность и показавших положительные результаты за последний двухлетний период своей работы в махалле, которые на основании рекомендации Агентства развития государственной службы назначаются на должность на внеконкурсной основе;
в) в рамках развития талантов и всесторонней подготовки зрелых руководящих кадров государственной службы кандидаты, включенные в состав Национального кадрового резерва,
с занимаемой должности направляются для обмена опытом
во временную служебную командировку на срок до одного года в другие государственные органы, а также в зарубежные государства на целевую стажировку. При этом в первую очередь приоритет отдается драйверным сферам экономики.
IV. Противодействие коррупции и цифровизация в государственной службе
- В целях формирования у государственных служащих непримиримого отношения к коррупции, привития им «вакцины добропорядочности» и внедрения превентивных механизмов в данном направлении Центру оценки руководящих кадров Агентства развития государственной службы совместно с Агентством по противодействию коррупции:
а) на основании заказа Агентства по противодействию коррупции внедрить механизм оценки уровня устойчивости к коррупции лиц, работающих на руководящих должностях и состоящих в резерве
на эти должности;
б) разработать предложения о внедрении основанных на исследованиях действенных мер формирования у государственных служащих системы ценностей по выработке непримиримого отношения к коррупции;
в) регулярно совершенствовать методику оценки уровня устойчивости к коррупции.
- Установить порядок, в соответствии с которым с 1 октября 2025 года организация, ведение учета и анализ зарубежных и внутренних служебных командировок государственных служащих осуществляются на едином модуле «Xizmat safari» в структуре электронной системы «hrm.argos.uz». При этом:
а) создается возможность онлайн-отслеживания планов и результатов служебных командировок, географии, количества сотрудников,
а также расходов;
б) ведется мониторинг непосредственного, промежуточного и итогового влияния служебных командировок на эффективность деятельности определенного государственного органа;
в) государственные служащие представляют отчет об итогах каждой зарубежной служебной командировки и на основании отчета оценивается эффективность служебной командировки.
- Начиная с 1 января 2026 года:
а)внедряется Национальный рейтинг активности государственных органов исходя из результатов, достигнутых в следующих основных направлениях:
(i) эффективность управления и развития человеческих ресурсов
в государственных органах и организациях;
(ii) оперативность и качество оказания государственных услуг;
(iii) открытость деятельности государственных органов и организаций;
(iv) эффективность работы по противодействию коррупции в государственных органах и организациях;
(v) уровень цифровизации деятельности государственных органов и организаций;
(vi) эффективность деятельности руководителей республиканских и местных органов исполнительной власти и их заместителей;
(vii) иные рейтинги, внедренные на основании нормативно-правовых актов и связанные с деятельностью государственных органов и организаций;
б) на основе результатов Рейтинга в нижестоящих государственных учреждениях принимаются меры по изменению методов работы, оптимизации управленческих процессов (BPR-реинжиниринга), а также дается оценка деятельности руководителей на заседаниях Правительства.
- Установить, что:
а) Агентство развития государственной службы является координирующим государственным органом в сфере оценки эффективности деятельности руководителей и заместителей руководителей, а также работников республиканских и местных органов исполнительной власти и хозяйственных объединений;
б) проекты нормативно-правовых актов по вопросам оценки эффективности деятельности руководителей и заместителей руководителей, а также сотрудников республиканских и местных органов исполнительной власти и хозяйственных объединений, включая установление ключевых показателей эффективности, подлежат обязательному согласованию с Агентством развития государственной службы.
- Запустить с 1 сентября 2025 года мобильное приложение «Государственный служащий», предусматривающее следующие возможности непрерывного развития навыков государственных служащих и усиления взаимодействия между ними:
а) развитие компетенций и повышение квалификации государственных служащих в дистанционном режиме
и формирование статистических данных по данному направлению;
б) выдвижение государственными служащими инициатив по совершенствованию деятельности государственных органов и реагирование на них руководителей;
в) формирование плана личностного развития государственного служащего, мониторинг его реализации;
г) создание базы данных, включающую информацию о работниках, руководящих работниках, координируемых ими направлениях и подразделениях, номерах телефонов для связи, адресе электронной почты, страничке в социальных сетях.
V. Повышение имиджа государственной службы и создание достойных условий для государственных служащих
- Принять к сведению, что Организация Объединенных Наций провозгласила 23 июня Днем государственной службы ООН
- и призвала своих членов к проведению специальных мероприятий по освещению значимости государственной службы. Определить, что:
а) ежегодно в рамках специальных мероприятий:
(i) результаты, достигнутые каждым министерством и ведомством (отрасли и направления) в течение года, удобства, созданные для граждан на местах, и предстоящие задачи доводятся
до широкой общественности в интерактивном режиме;
(ii) проводится показ видеороликов и фильмов о деятельности образцовых государственных служащих, об одном дне государственных служащих;
(iii) в каждом министерстве и ведомстве для членов семей государственных служащих организовываются мероприятия «семейные дни» (family day);
б) Агентство развития государственной службы ежегодно утверждает перечень рекомендуемых к проведению специальных мероприятий.
- Внедрить следующие механизмы эффективной организации деятельности подразделений по развитию и управлению человеческими ресурсами государственных органов, в соответствии с которыми:
а) устанавливается ответственность указанных подразделений за деятельность по стратегическому планированию человеческих ресурсов, направленную на формирование количественного и качественного состава и непрерывное развитие человеческих ресурсов, способных обеспечить эффективное исполнение задач государственных органов;
б) сведения и документы по управлению человеческими ресурсами формируются и ведутся исключительно на платформе «hrm.argos.uz»;
в) руководители подразделений по развитию и управлению человеческими ресурсами:
(i) наделяются статусом советника руководителя по кадровой политике;
(ii) назначаются на должность и освобождаются от должности
по согласованию с Агентством развития государственной службы или его филиалами;
(iii) каждые три года проходят аттестацию в Агентстве развития государственной службы;
г) возложение государственными органами на работников подразделений по развитию и управлению человеческими ресурсами функций и задач, не предусмотренных актами законодательства, не допускается.
- В целях пропаганды здорового образа жизни среди государственных служащих:
а) проводить с 1 августа 2025 года в государственных органах
и организациях мероприятия по физической культуре и двигательной активности в определенное время каждого рабочего дня;
б) во взаимодействии с представительными органами работников государственных органов:
(i) создать спортивные зоны на территории организаций исходя из возможностей;
(ii) обеспечить создание условий, необходимых для занятия работниками физической культурой;
(iii) обеспечить осуществление пропагандистами спорта определения индекса массы тела работников и размещение информации о каждом работнике на платформе «hrm.argos.uz» на постоянной основе;
(iv) реализовывать необходимые меры по соблюдению работниками правил здорового образа жизни.
VI. Организационные меры
- Агентству развития государственной службы совместно с Министерством экономики и финансов, Министерством юстиции и Министерством иностранных дел в трехмесячный срок внести проект постановления Кабинета Министров об утверждении Методики оценки эффективности зарубежных служебных командировок.
- Министерству цифровых технологий совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок за счет средств Фонда развития цифровых технологий обеспечить разработку и запуск электронной платформы Национальный рейтинг активности государственных органов, а также осуществление интеграции этой платформы с информационными системами других ведомств.
- Министерству экономики и финансов совместно с Министерством занятости и сокращения бедности, Агентством развития государственной службы в срок до 1 ноября 2025 года внести проект Указа Президента Республики Узбекистан по коренному совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих, предусматривающий формирование с 1 января 2026 года должностного оклада государственных служащих исходя из опыта работы, научного и квалификационного уровней, эффективности деятельности и других показателей на основе единого принципа.
- В рамках действующих штатных единиц Агентства развития государственной службы создать подразделение по работе
- с комиссиями по этике, выполняющее задачи координации деятельности по предупреждению совершения государственными служащими действий, противоречащих правилам этики.
- В целях внедрения здорового образа жизни среди государственных служащих:
а) Министерству спорта совместно с Федерацией профсоюзов Узбекистана и Агентством развития государственной службы
в трехмесячный срок утвердить перечень рекомендуемых мероприятий и инвентаря, а также нормативы физической культуры и двигательной активности;
б) Министерству здравоохранения начиная с 1 января 2026 года организовать проведение медицинского осмотра государственных служащих не реже одного раза в год;
в) Министерству цифровых технологий совместно с Агентством развития государственной службы в трехмесячный срок создать возможность размещения информации об индексе массы тела работников на платформе «hrm.argos.uz»;
г) государственным органам с 1 января 2026 года организовать работу принадлежащих им столовых полностью на основе аутсорсинга, широко внедрить в них здоровое питание и ограничить реализацию сладостей, жирных, мучных продуктов питания и блюд, а также других видов продукции, оказывающих негативное воздействие
на здоровье человека;
д) Министерству здравоохранения совместно с Агентством развития государственной службы в трехмесячный срок принять меры по утверждению порядка проведения медицинского осмотра государственных служащих, а также перечня требований
к столовым государственных органов и норм здорового питания.
- В целях обеспечения присвоения государственным служащим квалификационных рангов должностей государственной службы:
а) руководителям государственных органов до 1 ноября 2025 года в порядке исключения один раз обеспечить присвоение квалификационных рангов должностей государственной гражданской службы государственным служащим в соответствии с занимаемой должностью на день присвоения квалификационного ранга, но не ниже их действующего специального звания (классного чина и квалификационного класса);
б) до внедрения дополнительных выплат за квалификационные ранги должностей государственной службы продолжается выплата государственным служащим дополнительных выплат (надбавок, доплат) в соответствии с их действующим специальным званием (классным чином и квалификационным классом).
- Утвердить:
а) Стратегию развития государственной гражданской службы до 2030 года согласно приложению № 1;
б) Целевые показатели Стратегии развития государственной гражданской службы до 2030 года согласно приложению № 2;
в) Программу мер по реализации Стратегии развития государственной гражданской службы до 2030 года на 2025-2026 годы согласно приложению № 3;
г) Перечень государственных органов и организаций, в которых вводится государственная гражданская служба, согласно приложению № 4;
д) Государственный реестр должностей государственной гражданской службы государственных органов республиканского, территориального и районного уровня согласно приложению № 5;
е) Государственный реестр должностей государственной гражданской службы государственных органов национального уровня согласно приложению № 5а;
ж) Положение о порядке проведения конкурса на занятие должности государственной гражданской службы согласно приложению № 6;
з) Положение о порядке формирования и ведения Национального кадрового резерва согласно приложению № 7;
и) Положение о порядке присвоения квалификационных рангов государственным гражданским служащим согласно приложению № 8;
к) Положение о порядке непрерывного повышения профессиональных компетенций государственных гражданских служащих согласно приложению № 9.
VII. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа
- Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 10.
- Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 11.
- Агентству развития государственной службы совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих
- из настоящего Указа.
- Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Мирзаева Г.Г.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
19 июня 2025 года.