О мерах по организации государственной гражданской службы на основе новых подходов и формированию профессионального и направленного на результативность корпуса государственных служащих

    Указ Президента Республики Узбекистан

    В целях организации государственной гражданской службы на основе современных стандартов, ориентации работы государственных служащих на результативность, дальнейшего повышения доверия населения к государственной службе, внедрения эффективной системы привлечения в сферу перспективных кадров и подготовки их в качестве профессиональных специалистов, а также обеспечения исполнения задач, определенных Законом «О государственной гражданской службе» и Стратегией «Узбекистан – 2030», постановляю:

    I. Основные направления организации государственной гражданской службы

    1. Определить основными направлениями организации государственной гражданской службы на основе новых подходов в 2025-2026 годах:

    а) внедрение современных методов и механизмов, а также целостной системы работы с кадрами в государственных органах;

    б) формирование резерва обладающих потенциалом и перспективных руководящих кадров в государственных органах, а также дальнейшее совершенствование системы подготовки руководящих кадров нового поколения;

    в) организацию и ведение мониторинга непрерывного развития необходимых знаний и профессиональных компетенций на протяжении всей трудовой деятельности начиная с приема работников на государственную гражданскую службу (далее – государственная служба);

    г) повышение интереса, заинтересованности и доверия женщин к государственной службе для их широкого привлечения в сферу;

    д) реализацию Стратегии развитиягосударственной гражданской службы до 2030 года;

    е) укрепление доверия общественности к государственным органам путем обеспечения строгого соблюдения правил этики и развития профессиональной культуры государственных гражданских служащих (далее – государственные служащие) в процессе исполнения ими служебных обязанностей;

    ж) внедрение привлекательных механизмов оплаты труда, направленных на усиление стремления к эффективному труду, развитие профессиональных навыков и повышение заинтересованности государственных служащих в высоких результатах.

    II. Внедрение целостной системы подготовки кадров на государственной службе

    1. Внедрить единую систему подготовки кадров на государственной службе на основе постоянного сотрудничества Агентства развития государственной службы, Академии государственной политики
    2. и управления и Фонда «Эл-юрт умиди». При этом:

    а) Агентство развития государственной службы:

    (i) привлекает на государственную службу наиболее достойные кадры путем открытых и справедливых конкурсов, а также оказывает содействие в их горизонтальном и вертикальном карьерном росте;

    (ii) проводит диагностику потенциала и профессиональных компетенций государственных служащих и по результатам формирует портфолио работников, а также принимает меры

    по повышению знаний и навыков, необходимых для развития;

    (iii) формирует Национальный кадровый резерв и организовывает целевую подготовку кандидатов, состоящих в резерве, формирует государственный заказ на курсы повышения квалификации и переподготовки Академии государственной политики и управления;

    (iv) изучает потребности в разрезе востребованных специальностей и направлений, а также формирует заказы на целевую стажировку государственных служащих за рубежом по данному направлению;

    (v) принимает необходимые меры для горизонтального и вертикального карьерного роста стипендиатов Фонда

    «Эл-юрт умиди»;

    б) Академия государственной политики и управления:

    (i) по заказам Агентства развития государственной службы повышает квалификацию и осуществляет переподготовку государственных служащих, а также обучает их в магистратуре;

    (ii) осуществляет учебно-методическую координацию деятельности по подготовке руководящих и управленческих кадров центров (институтов) переподготовки и повышения квалификации кадров в системе государственных органов,

    в том числе проводит экспертизу и утверждает их соответствующие образовательные программы, разрабатывает типовые формы технологий обучения, используемых в учебном процессе;

    в) Фонд «Эл-юрт умиди»:

    (i) по заказам Агентства развития государственной службы организовывает целевую стажировку государственных служащих, направленную на развитие их практических навыков, в государственных и негосударственных организациях и научно-исследовательских и образовательных учреждениях за рубежом;

    (ii) проводит мероприятия профессиональной ориентации кандидатов на основе развития практических навыков

    и координации обучения перспективных кадров за рубежом.

    III. Кардинальное реформирование сферы

    1. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2026 года:

    а) трудовой договор с государственными служащими, принятыми на государственную службу впервые, заключается первоначально сроком на один год, в последующем – продлевается

    на неопределенный срок в зависимости от положительных результатов деятельности;

    б) государственные служащие, принятые на государственную службу впервые, проходят обязательные специальные курсы «Поступление на государственную службу», в последующем – курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года, по итогам курсов проводится диагностика их теоретическихзнаний и навыков;

    в) при проведении диагностики оцениваются такие показатели,

    как уровень знаний государственных служащих в соответствующей сфере и отрасли, навыки составления документов и ведения делопроизводства на государственном языке, аналитические, лидерские и коммуникативные навыки, компьютерная грамотность, знание нововведений в законодательстве, истории Узбекистана и иностранных языков, общая эрудиция, психологический диагноз и интеллектуальный коэффициент (IQ);

    г) результаты диагностики и эффективности деятельности (KPI) аккумулируются и анализируются в Системе непрерывного онлайн-мониторинга развития профессиональных компетенций работников (далее – Система мониторинга);

    д) по результатам анализа Системы мониторинга создается карта профессионального развития портфолио имеющихся знаний

    и навыков работника;

    е) на основе карты профессионального развития государственный служащий проходит обязательное повышение квалификации

    по «мягким» и «жестким» навыкам, включая программу самостоятельного образования;

    ж) организация министерствами и ведомствами обучения, подготовки, повышения квалификации и стажировки работников за рубежом, а также мероприятия, связанные с обучением, подготовкой, повышением квалификации и стажировкой государственных служащих в рамках проектов, реализуемых за счет грантов

    или средств доноров, осуществляются после согласования в обязательном порядке с Агентством развития государственной службы.

    1. Определить, что с 1 августа 2025 года при проведении конкурса
    2. на занятие должности государственной службы:

    а) конкурсы на управленческие и вспомогательные группы должностей организаций республиканского, территориального и районного (городского) уровней проводятся исключительно на Едином портале вакантных должностей государственных гражданских служащих;

    б) согласование на должности, для назначения на которые в соответствии с законодательством требуется согласование

    с соответствующими органами, осуществляется путем включения представителей этих органов в состав отборочной комиссии;

    в) тестовые испытания проводятся посредством Модуля тестирования государственных служащих в специально оборудованных помещениях или через систему удаленного онлайн-прокторинга. При этом вопрос проведения тестовых испытаний в специально оборудованных помещениях соответствующего государственного органа или дистанционно решается Агентством развития государственной службы по результатам анализа обращений, изучений и опросов;

    г) Агентству развития государственной службы предоставляются следующие права:

    (i) привлечение к этапу собеседования конкурса экспертов

    из числа представителей государственных органов, институтов гражданского общества, высших образовательных учреждений, научных организаций или общественных советов

    при государственных органах;

    (ii) внесение в соответствующий государственный орган обязательного для рассмотрения представления об отмене решения отборочной комиссии в случае выявления повлиявших на результаты конкурса неустранимых недостатков.

    1. Внедрить с 2026 года программу «ТОП-100» по выявлению и отбору талантливых менеджеров и лидеров, руководителей нового поколения. Определить, что:

    а) на основе программы «ТОП-100» один раз в каждые два года проводится республиканский конкурс по отбору 100 перспективных управленческих кадров;

    б) в программе «ТОП-100» на добровольной основе участвуют государственные служащие, представители общественных организаций, предприниматели, соотечественники за рубежом

    и иные лица, соответствующие установленным критериям;

    в) знания и интеллектуальный потенциал, чувствопатриотизма, организаторские способности, управленческие и лидерские качества, проявленные участниками программы «ТОП-100» в процессе выполнения конкурсных заданий, являются основными критериями их оценки;

    г) победители программы «ТОП-100» поощряются единовременной денежной премией в 100-кратном размере базовой расчетной величины, обучаются на основе специальной учебной программы, прикрепляются к опытным руководителям на основе традиции «наставник-ученик», направляются в другие государственные органы во временную служебную командировку сроком до одного года с занятием соответствующей должности, а также

    на зарубежную стажировку для повышения опыта;

    д) победители программы «ТОП-100» включаются в Национальный кадровый резерв и являются основными кандидатами для занятия руководящих должностей в республиканских и местных органах исполнительной власти, а также других государственных и хозяйственных органах управления.

    1. Установить, что в целях обеспечения стабильного резерва обладающих потенциалом и перспективных руководителей:

    а) формируется Национальный кадровый резерв, состоящий из не менее 500 кандидатов на руководящие должности

    в республиканских органах исполнительной власти и не менее 1 000 кандидатов на руководящие должности в органах исполнительной власти на местах;

    б) формируется Резерв потенциальных кадров, состоящий из 1 000 председателей махаллей, помощников хокимов, женских активистов, лидеров молодежи, социальных работников и налоговых инспекторов, осуществляющих деятельность и показавших положительные результаты за последний двухлетний период своей работы в махалле, которые на основании рекомендации Агентства развития государственной службы назначаются на должность на внеконкурсной основе;

    в) в рамках развития талантов и всесторонней подготовки зрелых руководящих кадров государственной службы кандидаты, включенные в состав Национального кадрового резерва,

    с занимаемой должности направляются для обмена опытом

    во временную служебную командировку на срок до одного года в другие государственные органы, а также в зарубежные государства на целевую стажировку. При этом в первую очередь приоритет отдается драйверным сферам экономики.

    IV. Противодействие коррупции и цифровизация в государственной службе

    1. В целях формирования у государственных служащих непримиримого отношения к коррупции, привития им «вакцины добропорядочности» и внедрения превентивных механизмов в данном направлении Центру оценки руководящих кадров Агентства развития государственной службы совместно с Агентством по противодействию коррупции:

    а) на основании заказа Агентства по противодействию коррупции внедрить механизм оценки уровня устойчивости к коррупции лиц, работающих на руководящих должностях и состоящих в резерве

    на эти должности;

    б) разработать предложения о внедрении основанных на исследованиях действенных мер формирования у государственных служащих системы ценностей по выработке непримиримого отношения к коррупции;

    в) регулярно совершенствовать методику оценки уровня устойчивости к коррупции.

    1. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 октября 2025 года организация, ведение учета и анализ зарубежных и внутренних служебных командировок государственных служащих осуществляются на едином модуле «Xizmat safari» в структуре электронной системы «hrm.argos.uz». При этом:

    а) создается возможность онлайн-отслеживания планов и результатов служебных командировок, географии, количества сотрудников,

    а также расходов;

    б) ведется мониторинг непосредственного, промежуточного и итогового влияния служебных командировок на эффективность деятельности определенного государственного органа;

    в) государственные служащие представляют отчет об итогах каждой зарубежной служебной командировки и на основании отчета оценивается эффективность служебной командировки.

    1. Начиная с 1 января 2026 года:

    а)внедряется Национальный рейтинг активности государственных органов исходя из результатов, достигнутых в следующих основных направлениях:

    (i) эффективность управления и развития человеческих ресурсов

    в государственных органах и организациях;

    (ii) оперативность и качество оказания государственных услуг;

    (iii) открытость деятельности государственных органов и организаций;

    (iv) эффективность работы по противодействию коррупции в государственных органах и организациях;

    (v) уровень цифровизации деятельности государственных органов и организаций;

    (vi) эффективность деятельности руководителей республиканских и местных органов исполнительной власти и их заместителей;

    (vii) иные рейтинги, внедренные на основании нормативно-правовых актов и связанные с деятельностью государственных органов и организаций;

    б) на основе результатов Рейтинга в нижестоящих государственных учреждениях принимаются меры по изменению методов работы, оптимизации управленческих процессов (BPR-реинжиниринга), а также дается оценка деятельности руководителей на заседаниях Правительства.

    1. Установить, что:

    а) Агентство развития государственной службы является координирующим государственным органом в сфере оценки эффективности деятельности руководителей и заместителей руководителей, а также работников республиканских и местных органов исполнительной власти и хозяйственных объединений;

    б) проекты нормативно-правовых актов по вопросам оценки эффективности деятельности руководителей и заместителей руководителей, а также сотрудников республиканских и местных органов исполнительной власти и хозяйственных объединений, включая установление ключевых показателей эффективности, подлежат обязательному согласованию с Агентством развития государственной службы.

    1. Запустить с 1 сентября 2025 года мобильное приложение «Государственный служащий», предусматривающее следующие возможности непрерывного развития навыков государственных служащих и усиления взаимодействия между ними:

    а) развитие компетенций и повышение квалификации государственных служащих в дистанционном режиме

    и формирование статистических данных по данному направлению;

    б) выдвижение государственными служащими инициатив по совершенствованию деятельности государственных органов и реагирование на них руководителей;

    в) формирование плана личностного развития государственного служащего, мониторинг его реализации;

    г) создание базы данных, включающую информацию о работниках, руководящих работниках, координируемых ими направлениях и подразделениях, номерах телефонов для связи, адресе электронной почты, страничке в социальных сетях.

    V. Повышение имиджа государственной службы и создание достойных условий для государственных служащих

    1. Принять к сведению, что Организация Объединенных Наций провозгласила 23 июня Днем государственной службы ООН
    2. и призвала своих членов к проведению специальных мероприятий по освещению значимости государственной службы. Определить, что:

    а) ежегодно в рамках специальных мероприятий:

    (i) результаты, достигнутые каждым министерством и ведомством (отрасли и направления) в течение года, удобства, созданные для граждан на местах, и предстоящие задачи доводятся

    до широкой общественности в интерактивном режиме;

    (ii) проводится показ видеороликов и фильмов о деятельности образцовых государственных служащих, об одном дне государственных служащих;

    (iii) в каждом министерстве и ведомстве для членов семей государственных служащих организовываются мероприятия «семейные дни» (family day);

    б) Агентство развития государственной службы ежегодно утверждает перечень рекомендуемых к проведению специальных мероприятий.

    1. Внедрить следующие механизмы эффективной организации деятельности подразделений по развитию и управлению человеческими ресурсами государственных органов, в соответствии с которыми:

    а) устанавливается ответственность указанных подразделений за деятельность по стратегическому планированию человеческих ресурсов, направленную на формирование количественного и качественного состава и непрерывное развитие человеческих ресурсов, способных обеспечить эффективное исполнение задач государственных органов;

    б) сведения и документы по управлению человеческими ресурсами формируются и ведутся исключительно на платформе «hrm.argos.uz»;

    в) руководители подразделений по развитию и управлению человеческими ресурсами:

    (i) наделяются статусом советника руководителя по кадровой политике;

    (ii) назначаются на должность и освобождаются от должности

    по согласованию с Агентством развития государственной службы или его филиалами;

    (iii) каждые три года проходят аттестацию в Агентстве развития государственной службы;

    г) возложение государственными органами на работников подразделений по развитию и управлению человеческими ресурсами функций и задач, не предусмотренных актами законодательства, не допускается.

    1. В целях пропаганды здорового образа жизни среди государственных служащих:

    а) проводить с 1 августа 2025 года в государственных органах

    и организациях мероприятия по физической культуре и двигательной активности в определенное время каждого рабочего дня;

    б) во взаимодействии с представительными органами работников государственных органов:

    (i) создать спортивные зоны на территории организаций исходя из возможностей;

    (ii) обеспечить создание условий, необходимых для занятия работниками физической культурой;

    (iii) обеспечить осуществление пропагандистами спорта определения индекса массы тела работников и размещение информации о каждом работнике на платформе «hrm.argos.uz» на постоянной основе;

    (iv) реализовывать необходимые меры по соблюдению работниками правил здорового образа жизни.

    VI. Организационные меры

    1. Агентству развития государственной службы совместно с Министерством экономики и финансов, Министерством юстиции и Министерством иностранных дел в трехмесячный срок внести проект постановления Кабинета Министров об утверждении Методики оценки эффективности зарубежных служебных командировок.
    2. Министерству цифровых технологий совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок за счет средств Фонда развития цифровых технологий обеспечить разработку и запуск электронной платформы Национальный рейтинг активности государственных органов, а также осуществление интеграции этой платформы с информационными системами других ведомств.
    3. Министерству экономики и финансов совместно с Министерством занятости и сокращения бедности, Агентством развития государственной службы в срок до 1 ноября 2025 года внести проект Указа Президента Республики Узбекистан по коренному совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих, предусматривающий формирование с 1 января 2026 года должностного оклада государственных служащих исходя из опыта работы, научного и квалификационного уровней, эффективности деятельности и других показателей на основе единого принципа.
    4. В рамках действующих штатных единиц Агентства развития государственной службы создать подразделение по работе
    5. с комиссиями по этике, выполняющее задачи координации деятельности по предупреждению совершения государственными служащими действий, противоречащих правилам этики.
    6. В целях внедрения здорового образа жизни среди государственных служащих:

    а) Министерству спорта совместно с Федерацией профсоюзов Узбекистана и Агентством развития государственной службы

    в трехмесячный срок утвердить перечень рекомендуемых мероприятий и инвентаря, а также нормативы физической культуры и двигательной активности;

    б) Министерству здравоохранения начиная с 1 января 2026 года организовать проведение медицинского осмотра государственных служащих не реже одного раза в год;

    в) Министерству цифровых технологий совместно с Агентством развития государственной службы в трехмесячный срок создать возможность размещения информации об индексе массы тела работников на платформе «hrm.argos.uz»;

    г) государственным органам с 1 января 2026 года организовать работу принадлежащих им столовых полностью на основе аутсорсинга, широко внедрить в них здоровое питание и ограничить реализацию сладостей, жирных, мучных продуктов питания и блюд, а также других видов продукции, оказывающих негативное воздействие

    на здоровье человека;

    д) Министерству здравоохранения совместно с Агентством развития государственной службы в трехмесячный срок принять меры по утверждению порядка проведения медицинского осмотра государственных служащих, а также перечня требований

    к столовым государственных органов и норм здорового питания.

    1. В целях обеспечения присвоения государственным служащим квалификационных рангов должностей государственной службы:

    а) руководителям государственных органов до 1 ноября 2025 года в порядке исключения один раз обеспечить присвоение квалификационных рангов должностей государственной гражданской службы государственным служащим в соответствии с занимаемой должностью на день присвоения квалификационного ранга, но не ниже их действующего специального звания (классного чина и квалификационного класса);

    б) до внедрения дополнительных выплат за квалификационные ранги должностей государственной службы продолжается выплата государственным служащим дополнительных выплат (надбавок, доплат) в соответствии с их действующим специальным званием (классным чином и квалификационным классом).

    1. Утвердить:

    а) Стратегию развития государственной гражданской службы до 2030 года согласно приложению № 1;

    б) Целевые показатели Стратегии развития государственной гражданской службы до 2030 года согласно приложению № 2;

    в) Программу мер по реализации Стратегии развития государственной гражданской службы до 2030 года на 2025-2026 годы согласно приложению № 3;

    г) Перечень государственных органов и организаций, в которых вводится государственная гражданская служба, согласно приложению № 4;

    д) Государственный реестр должностей государственной гражданской службы государственных органов республиканского, территориального и районного уровня согласно приложению № 5;

    е) Государственный реестр должностей государственной гражданской службы государственных органов национального уровня согласно приложению № 5а;

    ж) Положение о порядке проведения конкурса на занятие должности государственной гражданской службы согласно приложению № 6;

    з) Положение о порядке формирования и ведения Национального кадрового резерва согласно приложению № 7;

    и) Положение о порядке присвоения квалификационных рангов государственным гражданским служащим согласно приложению № 8;

    к) Положение о порядке непрерывного повышения профессиональных компетенций государственных гражданских служащих согласно приложению № 9.

    VII. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа

    1. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 10.
    2. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 11.
    3. Агентству развития государственной службы совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих
    4. из настоящего Указа.
    5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Мирзаева Г.Г.

    Президент

    Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

    Город Ташкент,

    19 июня 2025 года.

    No date selected
    июль 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates