Для полноценной модернизации электроснабжения необходим переход на рыночные механизмы

    Энергетика 3 октября 2023 1055

    Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан организован международный круглый стол «Национальные цели устойчивого развития Узбекистана: прогресс и вызовы в достижении ЦУР». Его участники высоко оценили активность правительства Узбекистана в реализации Целей устойчивого развития ООН, подчеркнули поддержку этих усилий нашей страны и в дальнейшем.

    Естественно, возникает обоснованный вопрос: насколько рационально используется электроэнергия, да и в целом энергоресурсы?

    Прежде всего необходимо отметить, что в последние годы в стране реализуются масштабные реформы по укреплению энергетической отрасли. В целях укрепления законодательной базы по защите интересов потребителей, переходу на новые этапы развития отрасли принят ряд законов, постановлений Президента и правительства.

    Также для качественного и стабильного обеспечения потребителей электроэнергией за последние годы обновлено около 46 тысяч километров линий электропередачи и 14 тысяч трансформаторных пунктов. В результате улучшилось электроснабжение во многих районах страны.

    Однако по причине того, что эксплуатируемое долгие годы оборудование, газопроводы и сети электропередачи устарели, требуется внесение кардинальных изменений в отрасль. Мы знаем, что технологическое устаревание увеличивает потери электроэнергии в процессе доставки и обуславливает насущную необходимость в немедленном обновлении. Рост численности населения, техническое и технологическое обновление остальных отраслей экономики Узбекистана создали предпосылки для увеличения спроса в разы.

    На этом фоне, а также учитывая прошлогодние морозы и сложившийся энергетический коллапс, экономия энергоресурсов и их рациональное использование становятся актуальными вопросами на сегодня. По­­этому приняты меры по экономии в стране до конца года 3,7 миллиарда киловатт-часов электроэнергии и 2,4 миллиарда кубометров газа.

    Так, на второе полугодие определены приоритетные задачи по добыче 30 миллиардов кубометров газа, по увеличению запасов в газовых хранилищах не менее чем до 3,5 миллиарда кубометров, по производству 41 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Особое внимание уделяется полному ремонту электрических сетей и трансформаторов, повышению культуры потребления энергоресурсов.

    На практике исходя из объема потребностей, указанных в договорах элект­роснабжения, заключаемых с каждым потребителем, с учетом развития экономики, роста населения и жилищного строительства прогноз потребления электроэнергии определяется предприятиями региональных электрических сетей.

    По имеющимся данным, в большинстве наших регионов уровень нагрузки на трансформаторы в распределительных сетях превышает необходимую норму на 75 процентов.

    Следует отметить, что меры, реализуемые в целях социальной защиты, не стимулируют население экономно использовать энергоресурсы. Есть и другая сторона вопроса - увеличение финансового бремени государства и бюджетный дефицит. Речь идет о выделении государством субсидий для системы электро- и газоснабжения и предоставлении больших льгот.

    Конечно, таким образом государство может оказывать социальную помощь гражданам в течение определенного периода времени, но тогда развития и совершенствования не произойдет, если в отрасль не внедрять рыночные принципы. Тем более сегодня наблюдаются системные проблемы в энергоснабжении.

    Возникает закономерный вопрос: что будет, если отрасль станет работать на основе рыночных принципов? Прежде всего социальные функции государства начнут работать более эффективно и результативно. Само собой разумеется, что пользователь А, имеющий высокий доход, потребляет больше энергии, чем пользователь Б, имеющий относительно низкий доход. В этом случае пользователь А имеет те же льготы, что и пользователь Б, который больше нуждается в социальной помощи. Это влечет социальное неравенство.

    Так, у членов общества появится личный «компас» в потреблении элект­роэнергии: кто сколько использовал и сэкономил. Таким образом будет сформирован навык ответственности потребителя, прежде всего перед самим собой.

    В связи с этим разработаны предложения по установлению социальных норм и переходу на дифференцированные тарифы на поставку электроэнергии и природного газа населению.

    В данном случае потребители, израсходовавшие определенное количество энергоресурсов, продолжат платить по низкой ставке, а в случае, если потреб­ление превысит определенную норму, стоимость сверх нормы уже будет повышена. Это способствует социальной справедливости и ответственности за эффективное использование энергетических ресурсов.

    Мы знаем, что энергетические субсидии - это меры, которые удерживают цены ниже рыночного уровня для потребителей или выше рыночного уровня для поставщиков либо же снижают затраты для клиентов и поставщиков.

    Электричество и природный газ продаются ниже себестоимости производства и доставки. На покрытие этих расходов выделяются бюджетные средства. Если средств недостаточно, компании сектора финансируются за счет кредитов в банке. Таким образом, государством выделяются субсидии потребителям.

    По информации, полученной из Министерства экономики и финансов, в 2021 и 2022 годах на эти цели выделено свыше шести трлн сумов. В 2023-м запланировано более 14 трлн сумов субсидий на электроэнергию и природный газ.

    Также, по данным министерства, стоимость производства и доставки одного киловатт-часа электроэнергии превышает 800 сумов. Это на 505 сумов дороже цены за отпускаемую населению электроэнергию и на 350 сумов больше - за продаваемую юридическим лицам. В свою очередь это увеличивает нагрузку на Государственный бюджет.

    Эффективным является направление отраслевых субсидий на долгосрочную модернизацию электросетей. Она требует привлечения частных инвестиций, что вызывает необходимость либерализации тарифов. А так как тарифы не соответствуют рыночным ценам, это ограничивает возможности для инвесторов вкладываться в развитие энергосистемы Узбекистана.

    На сегодня средства, выделяемые государством, направляются на покрытие издержек производителя, а население снабжается электроэнергией и природным газом по цене ниже себестоимости. Разница же покрывается за счет бюджетных средств и системных организаций. В результате большинство системных организаций завершают финансовый год с крупными убытками.

    В такой ситуации, конечно, совершенно невозможно провести соответствующую модернизацию на местах. Даже замена сгоревшего или сломанного оборудования и восстановление работы отключенных линий электропередачи вызывают сложности. Если положение дел будет оставаться в таком виде, то выделение субсидий приведет к тяжелым экономическим последствиям. Отсюда вывод: реформы, связанные с либерализацией цен на электроэнергию и природный газ, следует начинать немедленно. Сама жизнь настоятельно требует этого.

    Необходимо привести цены в соответствие с рыночными, чтобы покрывать затраты на производство и постав­­ку электроэнергии и природного газа. В результате выделение основной части субсидий остановится. Таким образом сократится дефицит бюджета. В сеть будут внедрены механизмы рыночной экономики. Перебои в поставках энергоресурсов потребителям удастся прекратить окончательно.

    Словом, необходима осторожность для обеспечения благополучия человека и достижения социальной справедливости. Все вопросы можно положительно решить путем научно-творческого и системного подхода. Важно обеспечить надежность и доступность энергетических ресурсов, чтобы принимаемые меры служили на благо народа. На это и направлены реализуемые сегодня в сфере реформы.

    Нодир Жумаев.
    Председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
    по вопросам промышленности, строительства и торговли.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates