Естественно, возникает обоснованный вопрос: насколько рационально используется электроэнергия, да и в целом энергоресурсы?
Прежде всего необходимо отметить, что в последние годы в стране реализуются масштабные реформы по укреплению энергетической отрасли. В целях укрепления законодательной базы по защите интересов потребителей, переходу на новые этапы развития отрасли принят ряд законов, постановлений Президента и правительства.
Также для качественного и стабильного обеспечения потребителей электроэнергией за последние годы обновлено около 46 тысяч километров линий электропередачи и 14 тысяч трансформаторных пунктов. В результате улучшилось электроснабжение во многих районах страны.
Однако по причине того, что эксплуатируемое долгие годы оборудование, газопроводы и сети электропередачи устарели, требуется внесение кардинальных изменений в отрасль. Мы знаем, что технологическое устаревание увеличивает потери электроэнергии в процессе доставки и обуславливает насущную необходимость в немедленном обновлении. Рост численности населения, техническое и технологическое обновление остальных отраслей экономики Узбекистана создали предпосылки для увеличения спроса в разы.
На этом фоне, а также учитывая прошлогодние морозы и сложившийся энергетический коллапс, экономия энергоресурсов и их рациональное использование становятся актуальными вопросами на сегодня. Поэтому приняты меры по экономии в стране до конца года 3,7 миллиарда киловатт-часов электроэнергии и 2,4 миллиарда кубометров газа.
Так, на второе полугодие определены приоритетные задачи по добыче 30 миллиардов кубометров газа, по увеличению запасов в газовых хранилищах не менее чем до 3,5 миллиарда кубометров, по производству 41 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Особое внимание уделяется полному ремонту электрических сетей и трансформаторов, повышению культуры потребления энергоресурсов.
На практике исходя из объема потребностей, указанных в договорах электроснабжения, заключаемых с каждым потребителем, с учетом развития экономики, роста населения и жилищного строительства прогноз потребления электроэнергии определяется предприятиями региональных электрических сетей.
По имеющимся данным, в большинстве наших регионов уровень нагрузки на трансформаторы в распределительных сетях превышает необходимую норму на 75 процентов.
Следует отметить, что меры, реализуемые в целях социальной защиты, не стимулируют население экономно использовать энергоресурсы. Есть и другая сторона вопроса - увеличение финансового бремени государства и бюджетный дефицит. Речь идет о выделении государством субсидий для системы электро- и газоснабжения и предоставлении больших льгот.
Конечно, таким образом государство может оказывать социальную помощь гражданам в течение определенного периода времени, но тогда развития и совершенствования не произойдет, если в отрасль не внедрять рыночные принципы. Тем более сегодня наблюдаются системные проблемы в энергоснабжении.
Возникает закономерный вопрос: что будет, если отрасль станет работать на основе рыночных принципов? Прежде всего социальные функции государства начнут работать более эффективно и результативно. Само собой разумеется, что пользователь А, имеющий высокий доход, потребляет больше энергии, чем пользователь Б, имеющий относительно низкий доход. В этом случае пользователь А имеет те же льготы, что и пользователь Б, который больше нуждается в социальной помощи. Это влечет социальное неравенство.
Так, у членов общества появится личный «компас» в потреблении электроэнергии: кто сколько использовал и сэкономил. Таким образом будет сформирован навык ответственности потребителя, прежде всего перед самим собой.
В связи с этим разработаны предложения по установлению социальных норм и переходу на дифференцированные тарифы на поставку электроэнергии и природного газа населению.
В данном случае потребители, израсходовавшие определенное количество энергоресурсов, продолжат платить по низкой ставке, а в случае, если потребление превысит определенную норму, стоимость сверх нормы уже будет повышена. Это способствует социальной справедливости и ответственности за эффективное использование энергетических ресурсов.
Мы знаем, что энергетические субсидии - это меры, которые удерживают цены ниже рыночного уровня для потребителей или выше рыночного уровня для поставщиков либо же снижают затраты для клиентов и поставщиков.
Электричество и природный газ продаются ниже себестоимости производства и доставки. На покрытие этих расходов выделяются бюджетные средства. Если средств недостаточно, компании сектора финансируются за счет кредитов в банке. Таким образом, государством выделяются субсидии потребителям.
По информации, полученной из Министерства экономики и финансов, в 2021 и 2022 годах на эти цели выделено свыше шести трлн сумов. В 2023-м запланировано более 14 трлн сумов субсидий на электроэнергию и природный газ.
Также, по данным министерства, стоимость производства и доставки одного киловатт-часа электроэнергии превышает 800 сумов. Это на 505 сумов дороже цены за отпускаемую населению электроэнергию и на 350 сумов больше - за продаваемую юридическим лицам. В свою очередь это увеличивает нагрузку на Государственный бюджет.
Эффективным является направление отраслевых субсидий на долгосрочную модернизацию электросетей. Она требует привлечения частных инвестиций, что вызывает необходимость либерализации тарифов. А так как тарифы не соответствуют рыночным ценам, это ограничивает возможности для инвесторов вкладываться в развитие энергосистемы Узбекистана.
На сегодня средства, выделяемые государством, направляются на покрытие издержек производителя, а население снабжается электроэнергией и природным газом по цене ниже себестоимости. Разница же покрывается за счет бюджетных средств и системных организаций. В результате большинство системных организаций завершают финансовый год с крупными убытками.
В такой ситуации, конечно, совершенно невозможно провести соответствующую модернизацию на местах. Даже замена сгоревшего или сломанного оборудования и восстановление работы отключенных линий электропередачи вызывают сложности. Если положение дел будет оставаться в таком виде, то выделение субсидий приведет к тяжелым экономическим последствиям. Отсюда вывод: реформы, связанные с либерализацией цен на электроэнергию и природный газ, следует начинать немедленно. Сама жизнь настоятельно требует этого.
Необходимо привести цены в соответствие с рыночными, чтобы покрывать затраты на производство и поставку электроэнергии и природного газа. В результате выделение основной части субсидий остановится. Таким образом сократится дефицит бюджета. В сеть будут внедрены механизмы рыночной экономики. Перебои в поставках энергоресурсов потребителям удастся прекратить окончательно.
Словом, необходима осторожность для обеспечения благополучия человека и достижения социальной справедливости. Все вопросы можно положительно решить путем научно-творческого и системного подхода. Важно обеспечить надежность и доступность энергетических ресурсов, чтобы принимаемые меры служили на благо народа. На это и направлены реализуемые сегодня в сфере реформы.
Нодир Жумаев.
Председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
по вопросам промышленности, строительства и торговли.