баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Эффективный и прозрачный механизм оказания медуслуг населению - результат цифровизации сферы

    Совершенствованию здравоохранения в Узбекистане в последние годы уделяется огромное внимание. Президент ставит задачи по комплексному улучшению работы первичного звена, службы скорой помощи, изучению передового зарубежного опыта и развитию системы медицинского образования в стране. За несколько лет сфера шагнула далеко вперед. Тем не менее сохраняется ряд проблем, требующих комплексных решений. Для этого начата деятельность по коренной модернизации материально-технической базы профильных учреждений, повышению кадрового потенциала, внедрению инноваций и росту сознательности граждан в вопросах здоровья.

    Системные преобразования, происходящие в сфере, позволили значительно повысить качество оказываемых населению медицинских услуг, привнести в отрасль передовые решения, инновации и технологии. Реформы в медицине - приоритетное направление развития Узбекистана на ближайшие годы. А со стремительным развитием технологий появилась потребность в цифровизации всех сфер жизни государства и общества. Ввиду чего коренная трансформация происходит и в системе здравоохранения. За последние годы сильно ускорились темпы внедрения в работу медучреждений ИКТ, вводятся механизмы электронного документооборота. Все это преследует одну цель - сделать процесс предоставления населению медуслуг быстрым, прозрачным и максимально эффективным.

    В 2020 году, прошедшем под эгидой развития науки, просвещения и цифровой экономики, начались широкомасштабные реформы в области цифровизации. Намечен ряд крупных проектов, рассчитанных на несколько лет. В рамках реализации стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» кардинальным образом будут изменены подходы к совершенствованию сферы здравоохранения республики. Уже сейчас мы можем наблюдать за ходом изменений и активным внедрением инновационных решений.

    В области медицины масштаб задействования цифровых технологий становится все более широким. За период пандемии государство и общество в корне переосмыслили важность и целесо­образность внедрения новых технологий в сферу. Так, 28 апреля прошлого года принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства», ставшее основополагающим нормативно-правовым актом, где определены меры по дальнейшей цифровизации страны на ближайшие годы. В соответствии с документом в 2020-2022 годах намечено осуществить 12 проектов в сфере здравоохранения, в том числе внедрение Единой электронной платформы, где будут храниться все необходимые данные. Это создаст удобства как для медиков, так и пациентов, существенно повлияет на совершенствование механизма мониторинга эффективности работы сферы, повысит уровень медицинской грамотности граждан.

    На прошедшей на днях в столице пресс-конференции заместитель министра здравоохранения Республики Узбеки­стан Абдулла Азизов озвучил информацию о достигнутых результатах и намеченных в этом направлении планах. Так, за последние годы проделана большая работа по оцифровке системы здравоохранения. В рамках принимаемых мер создан ряд информационных систем в профильных медицинских учреждениях. Переход на цифровую модель - одно из приоритетных направлений государственной политики.

    В системе здравоохранения в настоя­щее время действует более трех тысяч учреждений, в которых работают свыше 80 тысяч сотрудников. Созданные информационные системы служат для облегчения их работы, снижения нагрузки.

    Отдельная электронная система запущена в том числе с целью оптимизации патронажных проверок среди граждан, классификации их по группам риска. Она сгенерировала данные для 30-миллионного населения. А к информационной системе «Электронная поликлиника» подключено уже более 400 первичных медицинских учреждений, зарегистрированы 10 546 медработников и сформирована база данных почти девяти миллионов пациентов. Она также позволяет гражданам просматривать график работы врачей онлайн и записываться на прием удаленно.

    Когда-то такие опции были совершенно недоступны для населения. Медобслуживание в принципе находилось на достаточно низком уровне даже в столице. Теперь система работает иначе. С принятием целого ряда нормативно-правовых документов стали ощутимыми результаты масштабной деятельности.

    Сейчас в медучреждениях, специализирующихся на лечении коронавирусной инфекции, запущена система, позволяю­щая отслеживать передвижение пациентов, персонала, распространяемых лекарств, медицинского оборудования. В системе - 19 342 пользователя в 1640 медицинских учреждениях и данные о более чем 270 тысяч пациентов.

    В ходе разработки проекта стратегии оцифровки системы здравоохранения Узбекистана тщательно изучен опыт Канады, Австрии, Литвы, Республики Корея, Эстонии. Сейчас перед сферой стоят новые перспективные направления - разработка единой стратегии внедрения информационных технологий в отрасли, включающей создание цифровой платформы здравоохранения, внедрение новых систем повышения качества медицинских услуг, развитие инфраструктуры медицинских учреждений, укрепление нормативно-правовой базы. В текущем году планируется запустить ряд информационных систем и мобильных приложений по направлениям телемедицины, учета медицинского оборудования, онлайн-обучения и другим. Кроме того, в 2022-2025 годах будут внедрены единая электронная медицинская карта, системы «Электронный рецепт», «Лаборатория», а также системы на основе искусственного интеллекта.

    К информационным системам здравоохранения присоединяются и другие министерства и ведомства, государственные организации, в том числе министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, занятости и трудовых отношений, а также внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и другие. В результате происходит отказ от бумажных носителей, облегчение процесса оказания медицинских услуг населению.

    В мае текущего года глава государства подписал постановление «О дополнительных мерах по комплексному развитию сферы здравоохранения», в котором определены задачи по превращению первичного звена в систему раннего выявления и лечения заболеваний, ускорению работ по цифровизации отрасли, определению перспектив развития медицины, улучшению качества медуслуг, поддержке конкурентного и частного секторов, повышению знаний медработников, развитию медицинского образования и науки в стране. Особое внимание в том числе станет уделяться цифровизации. Продолжится широкомасштабная работа по внедрению системы «Элект­ронное здравоохранение», подготовке к внедрению медицинского страхования, раннему выявлению и эффективной профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний.

    В соответствии с постановлением с 1 июня текущего года в каждом пункте семейного врача, семейной поликлинике и многопрофильных центральных поликлиниках районов (городов) вводится по одной должности IT-оператора - медсестры, работающей с электронной системой. Для этого будет создана специальная программа по обучению с целью повышения компьютерной грамотности. На основе плана-графика в IT-центрах районов (городов) организуются бесплатные учебные занятия для IT-операторов. Таким образом, мы видим, что переход на «цифру» получил необратимый характер.

    18 мая глава государства провел видеоселекторное совещание по мерам повышения эффективности реформ в системе здравоохранения. На нем Президент подчеркнул, что медицинская сфера поэтапно совершенствуется на основе Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан и за последний год принято более 20 указов и постановлений, нацеленных на повышение качества медицинского обслуживания. Тем не менее отмечалось, что многое предстоит сделать для усиления эффективности системы. Лидер Узбекистана обозначил пять направлений дальнейших преобразований, одно из которых подразумевает сокращение бумажной волокиты, бюрократии и коррупции в сфере через внедрение цифровизации.

    На новый лад переходит и деятельность службы скорой помощи. Приносят плоды усилия в повышении ее оперативности, качества и эффективности. Процесс оказания экстренной медицинской помощи населению теперь представляет собой слаженный механизм. А для эффективной его работы в Ташкенте запущена единая информационная система управления «103» в рамках пилотного проекта, финансируемого Всемирным банком. Она позволяет обеспечить управление звонками, контроль, мониторинг и оптимизацию работы бригад и диспетчерской службы в реальном времени, автоматическое создание аналитики, справочника и отчетов, формирование единой базы данных, оперативную регистрацию звонков и информации о пациентах.

    Суть системы в том, что после получения все данные передаются в элект­ронном виде непосредственно бригаде. Таким образом время, отведенное на обработку заявки, сокращается в несколько раз. Оптимизация процесса - налицо. Прежде на один звонок уходило примерно 20 минут: заполнялась форма, затем следовал звонок диспетчеру, который в течение десяти минут заполнял бумаги, после чего определялась машина, которая поедет на вызов. Сейчас все работает иначе: действует единый call-центр, обслуживающий все звонки. А автомобили «скорой» уже не привязаны к определенной подстанции.

    Виден очевидный переход на разум­ное использование ресурсов, когда система полностью автоматизирована и работает не на уровне района. Суть деятельности «скорой» заключается как раз в том, чтобы успеть вовремя оказать экстренную помощь пациенту и не допустить необратимых последствий. К тому же работа бригад службы «103» стала по-настоящему прозрачной.  

    Специалисты сферы отмечают, что особое внимание сейчас уделяется внедрению системы GPS, которая обеспечивает удобную связь, быструю маршрутизацию машины для вызовов во всех каретах «скорой помощи». Сегодня в Узбекистане на 13 тысяч человек приходится одна специальная служба скорой помощи, в то время как в ряде европейских стран один автомобиль обслуживает в среднем 20-25 тысяч граждан. Важным руководством для дальнейшего повышения оперативности, качества, эффективности работы в этой сфере, потенциала кадров, широкого применения научных инноваций в медицинской практике служит постановление Президента «О мерах по ускоренному совершенствованию системы экстренной медицинской помощи» от 25 января 2018 года. В результате воплощения в жизнь ряда преобразований постоянное внимание уделяется усилению и налаживанию интеграции между службой скорой помощи и первичной медико-санитарной помощью.

    - Передовые методы и внедрение в сферу здравоохранения ИКТ - важные факторы в достижении качественного уровня по оказанию медпомощи населению, - отметил А. Азизов. - В медицину все активнее внедряются новые технологии. Приоритетными стали коренная модернизация материально-технической базы профильных учреждений, повышение кадрового потенциала, внедрение инноваций, совершенствование системы подготовки медицинских кадров. Цифровизация полезна тем, что абсолютно все данные и сведения о здоровье человека остаются в системе. Это обширная база и для исследований. Еще такой механизм научит медиков ответственности, а людей - медицинской грамотности. Станет возможным составлять правильную статистику, планировать финансирование, определять, какое направление медицины нуждается в большем внимании. Суть инноваций как раз в этом.

    Вчерашние способы лечения заменяются новыми технологиями, а профилактика и диагностика заболеваний вышли на новый, более высокий уровень. Намеченные меры по совершенствованию системы здравоохранения отображают приоритеты социально-экономической политики Нового Узбекистана. Все это позволит модернизировать и укрепить отечественную медицину, заложить основы ее долгосрочного и эффективного развития.

    Мы видим, что ведется активная работа по снижению рисков для здоровья населения, создается прочный фундамент счастливой и благополучной жизни граждан. Весь процесс направлен исключительно на укрепление здоровья народа - начиная с первичного звена медицины и заканчивая подготовкой квалифицированных кадров.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    August 2021
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates