Тема не уходила с повестки дня, так как детей с ограниченными возможностями не становится меньше. Согласно данным областного управления Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, в Навоийской области число детей до 16 лет с инвалидностью за прошлый год увеличилось с 4046 до 4419 при общем количестве 1214 ребятишек в возрасте от двух до шести лет. Больше всего таких ребят в Хатырчинском и Кызылтепинском районах. Сегодня их воспитание и образование осуществляются на базе государственной специализированной многопрофильной дошкольной образовательной организации № 16 города Навои.
Как известно, в октябре 2019 года начались реорганизация отечественных специализированных ДОО и создание на их базе многопрофильных учреждений. Это сделано с той целью, чтобы у детей с особенностями в развитии появилась возможность получить более полную и всестороннюю коррекционно-педагогическую и реабилитационную помощь. Прежде в большинстве специализированных детских организациях такая помощь оказывалась по одному виду нарушений и не в полном объеме. Более того, не соответствовала современным требованиям. В числе причин указывались устаревшая материально-техническая база и отсутствие необходимого оснащения. Сегодня осуществляется содействие в обеспечении всех необходимых специалистов одновременно, в оснащении МСДОО современным оборудованием, дидактическими материалами, специальными игрушками и прочими принадлежностями, которые делают коррекционно- педагогические и реабилитационные процедуры максимально эффективными.
В навоийской многопрофильной специализированной ДОО в настоящее время воспитываются 83 ребенка. Это дети не только из Навои и близлежащих Карманинского и Навбахорского районов, но и Канимехского, Кызылтепинского и даже отдаленных Учкудукского и Нуратинского. С ними занимаются семь врачей-дефектологов, столько же - работников медицинского персонала, 20 воспитателей.
Условием организации успешного обучения и воспитания для таких детей является создание адаптивной среды, которая исключает любую дискриминацию, обеспечивает равное отношение и условия для предоставления особых образовательных потребностей воспитанникам, индивидуальный подход.
- И чем раньше начинается работа с ребятишками, имеющими ограниченные возможности здоровья, тем выше их шансы на адаптацию и социализацию в обществе, - соглашается с общепринятыми принципами организации обучения и воспитания детей с инвалидностью начальник отдела обеспечения качества образовательного процесса и внедрения инновационных педагогических технологий управления дошкольного образования Навоийской области Латофат Ражабова. - Следует отметить, что некоторые навыки и умения, которые педагог не может передать, способен объяснить ребенку сверстник: дети лучше и быстрее поймут друг друга. Также поведение и действия окружающих положительно влияют на его развитие. Воспитывающиеся в таких условиях и среде дети становятся более участливыми, заботливыми.
По опыту скажу, что постепенное обеспечение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с трехлетнего возраста в дошкольной образовательной организации сказывается положительно. На этапе социальной адаптации ребенок привыкает к незнакомым людям, осваивает правила поведения в обществе, учится базовым навыкам. На этапе обучения самообслуживанию на уровне способностей важно усилиями педагогов и других специалистов (психолог, дефектолог) создать условия для адаптации в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и степени диагноза заболевания.
Третий этап заключается в создании дружественной и здоровой среды в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями в коллективе со здоровыми сверстниками, повышении правовой грамотности родителей, обеспечении соблюдения положений Конвенции о правах ребенка. Нам необходимо вводить инклюзивное образование в детских дошкольных организациях общего типа. В специализированных ДОО дети с ограниченными возможностями не адаптируются к социальной среде, чувствуют себя изолированными от общества.
При внедрении инклюзии в дошкольное образование обозначились проблемы, препятствующие нормальному течению процесса. Их, к сожалению, немало. Это недостаточные условия для развития и реабилитации ребятишек с разными формами инвалидности, отсутствие квалифицированного персонала, а также сотрудничества между организациями общего типа и учреждениями специального образования.
Поэтому важно формировать в детском коллективе дух дружбы, гуманизма, заботы и внимания. Подготавливать ребенка с ограниченными возможностями к беспроблемному обучению в инклюзивной школе, создавать инклюзивные группы для детей с легкими формами инвалидности и возможность для получения ими дошкольного образования. Демонстрировать широкой общественности гуманность целей и принципов инклюзивного образования и, самое главное, стоять на защите прав ребенка.
Очевидно, что в жизни нынешних воспитанников специализированной школы-интерната № 36 Кызылтепинского района с задержкой психического развития это было первое общественное признание. С таким впечатлением уезжала после встречи с сельскими детьми Хилола Тохтамуродова, студентка 3-го курса Ташкентского института текстильной и легкой промышленности, автор проекта «Мир с тобой». В рамках первого молодежного фестиваля «IdeaFEST: от идей до воплощений» участница из Узбекистана выиграла грант главного организатора в размере 12 тысяч евро.
В нашей стране «Мир с тобой» стартовал в декабре 2020 года. В рамках проекта запланировано посетить все регионы республики и провести трехдневные тренинги по ручному творчеству для детей с синдромом Дауна и аутизма. Первые мастер-классы по квиллингу, витражу, декупажу и икебане прошли в Гулистане, Джизаке, Самаркандской области с участием 85 детей с синдромом Дауна и аутизмом. Участников проекта в каждом регионе награждали дипломами и красочными подарками. В Навоийской области работе с папье-маше и декупажу обучали 25 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья кызылтепинской школы-интерната. Дети занимались с большим интересом и удовольствием, выполнили очень красивые работы, а позже восхищались и радовались своему труду. Счастье и восторг в их глазах радовали каждого члена команды «Мир с тобой».
- Возможно, мы так и жили бы дальше, ничего не зная о «солнечных» детях, если б не воля случая, который изменил нас и мир вокруг, - рассказывает автор проекта «Мир с тобой» Хилола Тохтамуродова.
Так, в 2017 году к ней, преподавателю рукоделия одного из домов культуры, женщина привела 16-летнюю дочь с синдромом Дауна. Мама девочки очень волновалась и хотела, чтобы ее ребенка научили ремеслу. Хилола взялась обучать на дому.
Как оказалось, девочке очень нравится рисовать. И с каждым занятием она прогрессировала, проявляя фантазию, способность самостоятельно обдумывать рисунок и украшать по своему вкусу. Это обстоятельство вдохновило молодого наставника на создание проекта, направленного на развитие творческого начала у детей с синдромом Дауна и аутизмом. Ведь есть множество примеров, когда человек с таким диагнозом добивается успехов, создает семью, получает профессию и живет обычной счастливой жизнью, как и все здоровые люди.
По признанию Х. Тохтамуродовой, дети - участники проекта - дали ей понять, что жизнь - это движение вперед. Не следует разочаровываться и останавливаться на достигнутом. Нужно глубже изучать мир вокруг себя и людей. Дети - наше будущее. Так давайте их беречь, понимать, развивать. И, главное - любить!
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».
Навоийская область.