Технологии искусственного интеллекта (ИИ) - одно из актуальных и важных направлений экономического развития для любой страны. Сегодня более 30 государств в мире, в том числе такие ведущие технические державы, как Япония, Германия, США, Республика Корея, приняли и реализуют национальные стратегии развития ИИ.
В последние годы в нашей стране также проводятся масштабные реформы во всех сферах, принимаются и последовательно реализуются долгосрочные нормативно-правовые акты с конкретными целями и задачами. Так, соответствующим Указом Президента утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030», в которой поставлены задачи на ускоренное внедрение технологий ИИ и их широкое применение в нашей стране, создание благоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров в этом направлении.
По данным исследовательской и консалтинговой компании Gartner, специализирующейся на рынках информационных технологий, выручка от продажи программных продуктов искусственного интеллекта в 2022 году оценивается в 62,5 млрд долларов, что на 21,3 процента больше, чем в 2021-м. Международная исследовательская и консалтинговая компания International Data Corporation прогнозирует, что к 2025-му этот рынок достигнет 549,9 млрд долларов.
В современном мире большое количество задач выполняется автоматизированными машинами. Ученые не останавливаются на достигнутом, продолжая работать в этом направлении, чтобы улучшить нашу повседневную жизнь. Все чаще люди, которые не связаны напрямую с наукой, слышат об ИИ и о нейронных сетях.
Несмотря на впечатляющие результаты, ИИ все еще находится на начальных стадиях развития. Однако и этого уровня достаточно для того, чтобы преподаватели и ученики могли извлекать для себя невероятную пользу. Специалисты прогнозируют, что применение технологий ИИ и машинного обучения в ближайшем будущем станет ключевым фактором эволюции всей образовательной системы.
Пандемия коронавируса значительно ускорила процесс интеграции ИИ в образовательный сектор. Так, с помощью аналитики и специальных алгоритмов можно оптимизировать учебный процесс и организовать его так, чтобы всем было удобно работать даже с большими объемами информации. Искусственный интеллект может персонализировать обучение, вовремя отследив, какому ученику необходима помощь.
В целях расширения возможностей ИИ в образовательном процессе состоялась международная конференция «Использование искусственного интеллекта в образовании», организованная Министерством инновационного развития РУз, Национальной комиссией Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций. Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и сотрудничества между профессорами и преподавателями, исследователями, а также частными компаниями и организациями, работающими в этой сфере.
На мероприятии отметили, что существует несколько актуальных способов улучшить учебный процесс с помощью ИИ.
- Устранение причин необъективных оценок.
Одни из важнейших задач в учебном процессе - проверка и оценивание работ учащихся. Однако преподаватель не всегда бывает беспристрастным и объективным, поэтому ученики часто получают оценки, не соответствующие их реальному уровню знаний. При помощи ИИ не только устраняется эта проблема, но и снимается часть нагрузки с учителей, позволяя им уделять больше времени ученикам в решении их вопросов.
Преподаватель может проанализировать полученные оценки, выставленные программой, и понять, какие темы вызывают у учеников наибольшие трудности, а после подробно обсудить их с ними. Автоматизация определенных задач позволяет сосредоточиться на самом учебном процессе и повышении его продуктивности.
- Помощь преподавателям.
Помимо помощи в выставлении оценок, ИИ позволяет решать другие рутинные задачи, включая административную работу. Так, нейросети умеют анализировать результаты уже проведенных занятий, подбирать темы и материалы для новых, а также подсказывать, программу каких занятий необходимо изменить. В результате у преподавателей появляется больше времени и возможностей для улучшения учебного процесса, помощи студентам.
- Помощь студентам.
Современные технологии значительно расширили образовательные возможности современного человека. Если раньше лишь немногие могли получить доступ к знаниям, то сегодня достаточно иметь мобильный телефон, чтобы заниматься саморазвитием и расширять представления о мире. Разработчики специальных приложений стремятся сделать так, чтобы образование превратилось в процесс, который не прекращается после окончания школы или университета, а продолжается всю жизнь.
Применение технологий ИИ и машинного обучения позволяет создавать эффективные учебные программы для каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Искусственный интеллект может адаптироваться к уровню знаний, скорости обучения и желаемым целям.
Программа учитывает сильные и слабые стороны конкретного учащегося, помогая ему восполнять пробелы и осваивать необходимые навыки. Именно поэтому адаптивное обучение становится все более популярным.
Большинство программ для онлайн-обучения используют геймификацию (технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям), что повышает вовлеченность и эффективность освоения знаний. Интеграцию искусственного интеллекта и машинного обучения активно применяют сервисы для изучения иностранных языков. Так, например, изучение математики можно превратить в увлекательную игру.
Кроме того, немаловажным является следующее преимущество - обучение с помощью искусственного интеллекта становится доступным для учеников с ограниченными возможностями здоровья, а также для тех, кто физически не находится в одном и том же месте.
- Повышение мотивации к обучению.
Порой учебный процесс вызывает у учеников негативные эмоции. Однако использование ИИ может это изменить. Применение инноваций способно привнести в образование элемент игры, сделать учебный процесс более интерактивным и увлекательным.
- Эмоциональное здоровье учащихся.
Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью систем видеонаблюдения, а видеоаналитики помогают распознавать не только реакцию студентов на определенные темы или задания, оценить их физическое и психологическое здоровье, но и почему ученики теряют интерес к конкретному предмету.
На мероприятии также отмечено, что Министерством инновационного развития РУз проводятся работы по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта. В частности, общая стоимость разработок ИИ в рамках государственных программ составляет 38,9 млрд долларов. Всего реализуется 24 практических, инновационных, фундаментальных и международных проекта сроком на 2021-2024 годы.
Кроме того, Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада аль-Хоразмий и Научно-исследовательский институт развития цифровых технологий и искусственного интеллекта открыли направление послевузовского образования по специальности «Цифровые технологии и искусственный интеллект». Всего выделены 33 целевые квоты на фундаментальные докторские исследования и стажировки в области ИИ. Из них 19 базовых докторских программ и 14 стажировок по вышеназванной специальности.
Также утверждена программа мероприятий по улучшению позиций республики в Индексе готовности правительства к искусственному интеллекту (Government Artificial Intelligence Readiness Index).
- Конечно, развитие этой сферы не заканчивается реализацией нескольких проектов. Перед нами стоит основная задача - сформировать необходимую инфраструктуру и человеческий капитал для дальнейшего развития ИИ, - отметил советник министра инновационного развития Республики Узбекистан, председатель Совета по искусственному интеллекту Бобур Рахимов. - Также стоит важная цель по внедрению возможностей искусственного интеллекта в области сельского хозяйства, банковского дела, финансов, налогообложения, транспорта, энергетики, здравоохранения, фармацевтики и электронного правительства. Мы будем тесно сотрудничать в этом вопросе со специалистами из зарубежных стран.
* * *
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что ИИ - не только основа современного онлайн-обучения, но и помощник педагогов и преподавателей. Наш стремительно развивающийся мир открывает человеку доступ к огромному количеству возможностей и информации.
Анастасия Боровикова.
«Правда Востока».