Термин «искусственный интеллект» используется для обозначения большого направления научных и прикладных исследований. Такое название, закрепившееся за этой сферой, у большинства людей скорее ассоциируется с разумными роботами или мыслящими компьютерами, образы которых фигурируют в научно-фантастических произведениях.
Исследователи ИИ выделяют две основные цели своей работы - это автоматизация человеческой деятельности, в особенности тех ее видов, которые традиционно считаются интеллектуальными, и создание компьютерных моделей, имитирующих процессы решения человеком тех или иных интеллектуальных задач, для объяснения сущности этих процессов.
Еще одной возможной целью является создание усилителя интеллекта. Методология УИ-направления не сильно, но все же отличается от методологии ИИ. Но что отличается существеннее - это прогнозируемые социальные последствия.
Существует еще один подход к ИИ, называемый эволюционным, в рамках которого предлагается имитировать не мыслительные процессы уже сформировавшегося интеллекта взрослого человека, а сам процесс становления этого интеллекта, возможно, начиная с весьма ранних этапов эволюции.
Итак, специалисты по ИИ зачастую ставят перед собой не глобальную цель создания мыслящих машин, а более конкретные задачи поиска автоматического решения некоторых интеллектуально трудных задач либо моделирования отдельных аспектов мышления человека или животных. Тем не менее свое название научное направление ИИ получило не случайно. Ученые, определявшие в прошлом лицо новой науки, все же в качестве конечной ее цели видели создание именно машинного разума.
В этом контексте следует отметить, что растущее распространение технологий ИИ во всех секторах общества создает новые задачи для экспертов, занятых в исследованиях и разработках. С учетом этого в Узбекистане появилась необходимость создать все возможности для ученых и инженеров, занятых в области разработки ИИ. Стране нужны свежие и инициативные кадры с глубоким пониманием технологий, которые могут генерировать новые идеи с целью расширения границ знаний в этой области.
Для реализации этого и многих других актуальных вопросов Президентом республики принято постановление «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта» от 17 февраля текущего года. Документ предусматривает создание отечественной экосистемы в сфере ИИ и необходимых условий для разработчиков, правовое регулирование сферы и не только.
Кроме того, предусмотрено создание Научно-исследовательского института развития цифровых технологий и искусственного интеллекта при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций, отдельного департамента в данном министерстве, совместного альянса из различных ведомств и организаций, платформы цифровых данных. Также в 2021-2022 годах будет запущено несколько пилотных проектов в девяти приоритетных отраслях и сферах: банковской, сельскохозяйственной, финансовой, налоговой, фармацевтической, транспортной, энергетической, в здравоохранении и электронном правительстве.
Все это крайне важно оттого, что искусственный интеллект открывает огромные возможности, ведущие к прорыву в значимых научных исследованиях, улучшению производства, повышению урожайности сельскохозяйственных культур, улучшению качества прогнозирования погоды и многому другому. Достижения в области ИИ создадут массу положительных преимуществ для общества, а также повысят конкурентоспособность Узбекистана на мировой арене.
По мере того как искусственный интеллект будет внедряться все шире и интенсивнее, возникнет острая необходимость обучать граждан республики начиная с раннего возраста цифровой грамотности, программированию и другим направлениям, которые возникают в результате всесторонней цифровизации.
Развитие области ИИ, по-видимому, связано с дальнейшей универсализацией машинных систем и получением ими более широкого доступа к информации. Последнее может быть связано с направлением, в рамках которого исследуются воплощенные системы, то есть системы, помещенные в конкретное информационное, физическое, социальное окружение.
В данном аспекте предусмотренные в постановлении создание специального НИИ и выделение отдельной ежегодной квоты, в частности грантовых мест по обучению искусственному интеллекту, являются актуальным решением кадрового вопроса. Признавая растущее значение ИИ в современном обществе, наше государство делает ставку на развитие сферы здесь и сейчас, чтобы спустя пару лет быть не аутсайдером, а значимым игроком, возможно, лидером в своем регионе.
С учетом глобальности ожидаемых преимуществ, вызванных интеграцией искусственного интеллекта в разные сферы, необходимо отдать ведущую роль в использовании ИИ государству с целью повышения эффективности, качества и безопасности услуг государственного сектора, а также предоставления информации и услуг населению более адресным, индивидуальным и доступным образом. Так, использование ИИ сможет привести к быстрой обработке запросов и позволит гражданам отправлять их из любой точки мира. Цифровые технологии упростят взаимодействие общества с властью, сократят время обработки и дадут им практически сиюминутные результаты.
Таким образом, как и все другие перспективные технологии, ИИ и его приложения создают как возможности, так и определенные риски, в том числе и для национальной безопасности. В связи с этим важной задачей является также закрепление за государством на данном этапе права на использование и развертывание искусственного интеллекта всеми способами, которые соответствуют закону, на благо государства и общества.
При этом необходимо учитывать, что особо важным является обеспечение национальных интересов, участие Узбекистана в построении системы международного мониторинга и сотрудничества, отвечающей соответствующим подходам и политике в области цифровых преобразований.
Поэтому реализация вышеупомянутого постановления Президента требует глубокого изучения с реальным осознанием инвестиционного и научного потенциала в комплексе с подготовкой национальной системы к применению ИИ.
Осуществление поставленных задач будет способствовать развитию искусственного интеллекта, созданию разработок, последующей интеграции инноваций, связанных с применением ИИ, во все сферы жизнедеятельности, а также в государственное регулирование и управление, что послужит высокотехнологичному и экономическому развитию страны.
Исламбек Рустамбеков.
Проректор ТГЮУ, профессор, доктор юридических наук.
Саид Гулямов.
Профессор ТГЮУ, доктор юридических наук.