Искусственный интеллект - современное требование в развитии общества и государства

    Цифровизация 2 марта 2021 768

    Как известно, в настоящее время искусственный интеллект обретает  все большую популярность и актуальность, начинается его интеграция в разные сферы жизнедеятельности общества. Многие специалисты и аналитики указывают  на то, что самой экономически  и технологически развитой страной сможет стать именно та, которой больше других удастся развить ИИ и найти  для него правильное применение.

    Термин «искусственный интеллект» используется для обозначения большого направления научных и прикладных исследований. Такое название, закрепившееся за этой сферой, у большинства людей скорее ассоциируется с разумными роботами или мыслящими компьютерами, образы которых фигурируют в научно-фантастических произведениях.

    Исследователи ИИ выделяют две основные цели своей работы - это автоматизация человеческой деятельности, в особенности тех ее видов, которые традиционно считаются интеллектуальными, и создание компьютерных моделей, имитирующих процессы решения человеком тех или иных интеллектуальных задач, для объяснения сущности этих процессов.

    Еще одной возможной целью является создание усилителя интеллекта. Методология УИ-направления не сильно, но все же отличается от методологии ИИ. Но что отличается существеннее - это прогнозируемые социальные последствия.

    Существует еще один подход к ИИ, называемый эволюционным, в рамках которого предлагается имитировать не мыслительные процессы уже сформировавшегося интеллекта взрослого человека, а сам процесс становления этого интеллекта, возможно, начиная с весь­ма ранних этапов эволюции.

    Итак, специалисты по ИИ зачастую ставят перед собой не глобальную цель создания мыс­лящих машин, а более конкрет­ные задачи поиска автоматического решения некоторых интеллектуально трудных задач либо моделирования отдельных аспектов мышления человека или животных. Тем не менее свое название научное направление ИИ получило не случайно. Уче­ные, определявшие в прошлом лицо новой науки, все же в качестве конечной ее цели видели созда­ние именно машинного разума.

    В этом контексте следует отметить, что растущее распространение технологий ИИ во всех секторах общества создает новые задачи для экспертов, занятых в исследованиях и разработках. С учетом этого в Узбекистане появилась необходимость создать все возможности для ученых и инженеров, занятых в области разработки ИИ. Стране нужны свежие и инициативные кадры с глубоким пониманием технологий, которые могут генерировать новые идеи с целью расширения границ знаний в этой области.

    Для реализации этого и многих других актуальных вопросов Президентом республики принято постановление «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта» от 17 февраля текущего года. Документ предусматривает создание отечественной экосистемы в сфере ИИ и необходимых условий для разработчиков, правовое регулирование сферы и не только.

    Кроме того, предусмотрено создание Научно-исследовательского института развития цифровых технологий и искусственного интеллекта при Минис­терстве по развитию информационных технологий и коммуникаций, отдельного департамента в данном министерстве, совместного альянса из различных ведомств и организаций, платформы цифровых данных. Также в 2021-2022 годах будет запущено несколько пилотных проектов в девяти приоритетных отраслях и сферах: банковской, сельскохозяйственной, финансовой, налоговой, фармацевтической, транспортной, энергетической, в здравоохранении и электронном правительстве.

    Все это крайне важно оттого, что искусственный интеллект открывает огромные возможности, ведущие к прорыву в значимых научных исследованиях, улучшению производства, повышению урожайности сельскохозяйственных культур, улучшению качества прогнозирования погоды и многому другому. Достижения в области ИИ создадут массу положительных преимуществ для общества, а также повысят конкурентоспособность Узбекистана на мировой арене.

    По мере того как искусственный интеллект будет внедряться все шире и интенсивнее, возникнет острая необходимость обучать граждан респуб­лики начиная с раннего возраста цифровой грамотности, программированию и другим направлениям, которые возникают в результате всесторонней цифровизации.

    Развитие области ИИ, по-видимому, связано с дальнейшей универсализацией машинных систем и получением ими более широкого доступа к информации. Последнее может быть связано с направлением, в рамках которого исследуются воплощенные системы, то есть системы, помещенные в конкретное информационное, физическое, социальное окружение.

    В данном аспекте предусмотренные в постановлении создание специального НИИ и выделение отдельной ежегодной квоты, в частности грантовых мест по обучению искусственному интеллекту, являются актуальным решением кадрового вопроса. Признавая растущее значение ИИ в современном обществе, наше государство делает ставку на развитие сферы здесь и сейчас, чтобы спустя пару лет быть не аутсайдером, а значимым игроком, возможно, лидером в своем регионе.

    С учетом глобальности ожидаемых преимуществ, вызванных интеграцией искусственного интеллекта в разные сферы, необходимо отдать ведущую роль в использовании ИИ государству с целью повышения эффективности, качества и безопасности услуг государственного сектора, а также предоставления информации и услуг населению более адресным, индивидуальным и доступным образом. Так, использование ИИ сможет привести к быстрой обработке запросов и позволит гражданам отправлять их из любой точки мира. Цифровые технологии упростят взаимодействие общества с властью, сократят время обработки и дадут им практически сиюминутные результаты.

    Таким образом, как и все другие перспективные технологии, ИИ и его приложения создают как возможности, так и определенные риски, в том числе и для национальной безопасности. В связи с этим важной задачей является также закрепление за государством на данном этапе права на использование и развертывание искусственного интеллекта всеми способами, которые соответствуют закону, на благо государства и общества.

    При этом необходимо учитывать, что особо важным является обеспечение национальных интересов, участие Узбекистана в построении системы международного мониторинга и сотрудничества, отвечающей соответствующим подходам и политике в области цифровых преобразований.

    Поэтому реализация вышеупомянутого постановления Президента требует глубокого изучения с реальным осознанием инвестиционного и научного потенциала в комплексе с подготовкой национальной системы к применению ИИ.

    Осуществление поставленных задач будет способствовать развитию искусственного интеллекта, созданию разработок, последующей интеграции инноваций, связанных с применением ИИ, во все сферы жизнедеятельности, а также в государственное регулирование и управление, что послужит высокотехнологичному и экономическому развитию страны.

    Исламбек Рустамбеков.
    Проректор ТГЮУ, профессор, доктор юридических наук.

    Саид Гулямов.
    Профессор ТГЮУ, доктор юридических наук.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates