На эти вопросы ответит и разъяснит некоторые нюансы законодательства о защите прав потребителей Павел Магай, начальник управления торговли, общественного питания и туризма Агентства по защите прав потребителей при АМК:

- Анализ поступающих в Агентство по защите прав потребителей при АМК обращений потребителей, относящихся к сфере торговли, показывает, что 33% из них касаются возврата и обмена товаров ненадлежащего качества. В частности, за период с начала нынешнего года 255 обращений решено Агентством в пользу потребителей: 131 из них - по возврату бытовой техники, 25 - по возврату и обмену строительных товаров и мебели, 13 - по возврату или обмену автотранспортных средств ненадлежащего качества, также есть ряд обращений по замене комплектующих деталей и запчастей и т. д. На сегодня Агентством обеспечен возврат или обмен потребителям различных товаров, эквивалентных 1,5 млрд сумов.

Какие товары подлежат возврату, а какие нет?

- Потребителям следует знать, что возврату/обмену подлежат не только товары ненадлежащего качества. В определенных ситуациях и при соблюдении некоторых обязательных условий покупатель может возвратить, обменять и качественный товар. Естественно, что большинство продавцов всячески противятся этому.

В случае, если товар не имеет каких-либо недостатков, но не подошел вам по размеру, цвету, техническим характеристикам и другим причинам, потребитель вправе в течение 10 дней со дня покупки (для продуктов питания - 24 часа) возвратить, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, где он был приобретен, а в случае отсутствия такого товара в продаже - получить денежную компенсацию.

Но, важно помнить, что качественный товар можно возвратить, только если соблюдены следующие условия: товар не был в употреблении; целостность упаковки не нарушена, если имеются какие-либо пломбы и наклейки, они также не должны быть повреждены.

Нельзя обменять/вернуть:

  • лекарства и медицинские изделия;
  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерно-косметические товары;
  • текстильные товары, отпускаемые метражом;
  • швейные и трикотажные изделия (белье, чулочно-носочные, перчатки);
  • изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами;
  • бытовая химия;
  • пестициды и агрохимикаты;
  • мебель;
  • ювелирные изделия;
  • автомототранспортные средства;
  • бытовые электроприборы;
  • а также животные и растения.

Важно помнить, что при предъявлении требования о возврате денежных средств или обмене потребитель обязан предъявить кассовый или товарный чек. Поэтому крайне не рекомендуется выбрасывать документы, свидетельствующие о совершении покупки непосредственно у конкретного продавца.

Что делать, если товар оказался ненадлежащего качества?

- Закон «О защите прав потребителей» предусматривает, что у человека, купившего товар с недостатками, есть пять вариантов, позволяющих ему защитить свои права. Это:

  • замена на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула);
  • замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
  • соразмерное уменьшение покупной цены;
  • расторжение договора с возмещением понесенных убытков.

Воспользоваться этими правами потребитель может, если:

  • недостатки обнаружены в течение гарантийного срока либо срока годности товара;
  • 6 месяцев по товарам, на которые гарантийные сроки и сроки годности не установлены;
  • срока, установленного правительством республики для сезонных товаров.

Основными проблемами, с которыми сталкивается Агентство при рассмотрении просьб потребителей о замене или возврате товара - отсутствие чека или гарантийного талона, практическое отсутствие независимых технических центров по экспертизе недостатков бытовой техники и электроники, а также автомототранспортных средств.

В настоящее время продавец (изготовитель, исполнитель) использует множество способов, чтобы продать товар потенциальному покупателю. Одним из таких способов является продажа товара по акции или скидке. Однако достаточно часто продавцы вводят в заблуждение покупателя своими объявлениями: «Обмен и возврат товара, купленного по акции, не производится». Согласно законодательству, если продавец не предупредил покупателя о наличии каких-либо недостатков у реализуемого по акции товара, то потребитель наделяется правами потребителя, которому реализован товар ненадлежащего качества, сообщает «Norma».