При этом реклама таких продуктов размещается с использованием вводящих в заблуждение, ложных или преувеличенных фраз, таких как «панацея от всех болезней» или «чудодейственное средство». Нередко в рекламе используются рекомендации известных личностей или общественных деятелей, а также их заявления о личном опыте использования данных продуктов. Это приводит к отказу потребителей от традиционных методов лечения и широкому распространению методов самолечения, что в ряде случаев вызывает трагические последствия.
Особенно часто в данных рекламных роликах происходит акцент на религиозно-духовные чувства граждан: применяются фотографии религиозных блогеров, их видео и аудио с рекомендациями и указаниями к применению продуктов. Это искусственно повышает доверие потребителей к данным продуктам и приводит к формированию ошибочных выводов.
Печально, что прямое участие религиозных блогеров в рекламе таких продуктов вводит потребителей в заблуждение, формируя у них ложное мнение о лечебных свойствах и качестве этих продуктов, что стимулирует их потребление.
В свою очередь, в Комитет поступает множество обращений от граждан, которые, доверившись рекламе, приобрели такие продукты, но после их использования столкнулись с ухудшением состояния здоровья. В частности, за текущий год по вопросам БАД было рассмотрено около 1000 обращений, и потребителям было возмещено 118 миллионов сумов материального ущерба.
Для справки: в статье 35 Закона «О рекламе» установлены требования к рекламе биологически активных добавок (БАД) и пищевых добавок:
Реклама не должна создавать впечатление, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
Не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения или улучшения состояния в результате их применения;
Не должна включать выражение благодарности от физических лиц за использование этих продуктов;
Не должна побуждать к отказу от здорового питания;
Не должна содержать ссылки на исследования или факты государственной регистрации, которые создают впечатление о преимуществах перед лекарственными средствами;
В каждом случае реклама должна сопровождаться предупреждением, что продукт не является лекарственным средством.
Согласно статье 47 того же закона, нарушение требований к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок влечет наложение штрафа в размере тридцати базовых расчетных величин.
Учитывая вышесказанное, Комитет по конкуренции напоминает, что реклама, вводящая в заблуждение пользователей (в том числе по своей форме, содержанию, способу и времени распространения), и причиняющая материальный ущерб и моральный вред интересам общества и государства, считается недобросовестной и ложной. Распространение такой рекламы является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством.