Модель Узбекистана по реабилитации и реинтеграции своих граждан из зон конфликтов дает положительные результаты

    Актуальное 17 апреля 2022 416

    В ходе 47-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве в июле 2021 года участники международной встречи отметили, что реализуемая Узбекистаном программа репатриации своих граждан может служить примером для многих стран.

    Как пишет Центральноазиатское бюро аналитической журналистики Cabar.asia, в отличие от подхода, принятого европейскими странами, Центральная Азия способствовала возвращению более 1500 своих граждан, и каждая из репатриирующих стран использовала линейный подход к реабилитации и реинтеграции. Последние данные за 2021 год показывают, что правительство Узбекистана на сегодняшний день репатриировало 531 своего гражданина, в том числе 381 ребенка.

    По словам заместителя представителя ЮНИСЕФ в Узбекистане Джеффри Иджумбы, Узбекистан продолжает лидировать в мире не только в отношении возвращения своих граждан из зон конфликтов, но и в обеспечении реинтеграции женщин и детей в соответствии с гендерными и возрастными особенностями.

    Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом в крупнейшем органе независимых экспертов в системе ООН по правам человека Фионнуала Ни Аолейн особо отметила, что модель Узбекистана представляет собой «дорожную карту» для других правительств по возвращению своих граждан из зон конфликта.

    «Эффективно, гуманно и с соблюдением прав человека, - подчеркнула она. - Узбекская модель основана на единстве семьи и поддержке сообщества, которые ставят наилучшие интересы ребенка, а также значимую реинтеграцию женщин в центр политических, правовых и социальных действий, тем самым предоставляя нам пример передовой практики реинтеграции. Поскольку Узбекистан получил такую похвалу, анализ его модели и извлеченные из нее уроки, возможно, могут быть полезны для других государств, которые решат репатриировать своих граждан».

    Отмечается, что с 2019 года Узбекистан успешно завершил пять операций «Мехр», направленных на репатриацию женщин и детей из Сирии, Ирака и Афганистана. Формальные процессы репатриации и реинтеграции начались на правительственном уровне с объявления Президентом Шавкатом Мирзиёевым своего решения о том, что Узбекистан должен репатриировать своих граждан из зон конфликта, сообщает ИА «Дунё».

    После того, как этап репатриации был завершен, и женщины и дети были доставлены в Узбекистан, были начаты этапы реабилитации и реинтеграции. Эти процессы требовали значительной координации и сотрудничества между рядом учреждений, включая систему правосудия, сектор безопасности, поставщиков услуг физического и психического здоровья, службы образования и занятости, субъекты гражданского общества и принимающих сообществ. По прибытии в Узбекистан репатриантов официально встретили и вручили новые документы на специальной церемонии, транслировавшейся по национальному каналу, что послужило признанием со стороны государства и еще больше способствовало их решимости реинтегрироваться в общество, говорится статье.

    «Согласно модели Узбекистана, репатрианты должны проводить меньше времени в закрытых реабилитационных центрах и больше времени в социальных условиях для улучшения социализации, - пишет Cabar.asia. - В культуре Узбекистана социальные связи внутри кварталов (махаллей) или деревень (кишлаков, аулов) оказывают большое влияние как на более широкое сообщество, так и на человека и играют ключевую роль в обеспечении социальной сплоченности, стоящей за данной идеей или восприятием».

    По мнению интернет-ресурса, простое делегирование процесса реабилитации гражданскому обществу, по-видимому, является ключом к успеху узбекской модели. В частности, культура махалли способствует пониманию семьи как единицы и ее места в обществе и поэтому играет жизненно важную роль в процессах реабилитации и реинтеграции. Инициируя более широкий процесс реинтеграции с семьей как ячейкой, тем самым облегчается передача отношений социальной группе, поскольку женщины руководствуются своим чувством семейной ответственности.