Молодежь Центральной Азии борется с климатическими вызовами

    Центральная Азия сталкивается с рядом климатических вызовов, влияющих на экосистемы и образ жизни людей. В данном контексте особенно важно вовлекать детей и молодежь в климатическую повестку. Это поможет не только сохранить природные ресурсы для будущих поколений, но и воспитать поколение осознанных и ответственных граждан.

    На днях прошел Международный форум «Дети и молодежь в действии - изменение климата в Центральной Азии», посвященный признанию роли детей и молодежи в борьбе с негативными последствиями изменения климата, в том числе через продвижение экологического образования. Форум также приурочен к Всемирному дню ребенка и Конференции ООН по изменению климата 2023 года (COP 28).

    Всемирный день ребенка провозглашен в 1954 году и отмечается ежегодно 20 ноября с целью содействия международному единению, повышению осведомленности во всем мире и улучшению благосостояния детей. Именно в этот день в 1959-м Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989-м - Конвенцию о правах ребенка. С 1990-го во Всемирный день ребенка отмечается годовщина принятия этих основополагающих документов.

    Празднование Всемирного дня ребенка предоставляет уникальную возможность повысить осведомленность общественности по поощрению и защите прав детей и созданию посредством диалога благоприятной для детей среды во всем мире.

    Сегодня изменение климата и загрязнение окружающей среды - самые серьезные проблемы, с которыми сталкивается мир. Данные насущные вопросы оказывают негативное влияние на здоровье детей, их способность развиваться, а также на устойчивое будущее всего общества.

    Почти каждый ребенок сталкивается по крайней мере с одной формой климатических и экологических проблем, влияющих на его способность реализовать гарантированные ему права. Климатический кризис, загрязнение и утрата биоразнообразия - угрозы, которые влияют на детство и ставят под сомнение устойчивое будущее для детей и последующих поколений во всем мире. Эти последствия в большей степени усугубляются в Цент­ральной Азии, где регион сталкивается с такими проблемами, как засуха, наводнение, экстремальные температуры воздуха, лавины, эрозия почвы и другие негативные последствия, требующие незамедлительных действий со стороны правительств и гражданского общества.

    В связи с чем важно отметить, что дети и молодежь играют важную роль в борьбе с изменениями климата. Они - провод­ники перемен в области защиты окружающей среды и имеют право участвовать в принятии решений, которые влияют на их будущее. Осознавая необходимость решения этих проблем, важно разработать комплексные стратегии, включающие меры по смягчению последствий, адаптации, повышению устойчивости, а также по продвижению новой экокультуры путем образования и просвещения. Для реализации соответствующих эффективных политик и инициатив необходимы совместные усилия на национальном, региональном и международном уровнях.

    Важным направлением деятельности является вовлечение детей и молодежи в принятие решений по вопросам изменения климата. Это может быть сделано путем создания возможностей для молодого поколения участвовать в разработке политики и программ, а также в мониторинге и оценке прогресса в области борьбы с изменением климата.

    Так, в 2019 году на 25-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (COP 25) в Мадриде группа мировых лидеров и молодежные активисты подписали Декларацию о детях, молодежи и климатических действиях, которая признает важность участия молодого поколения в решении данной проблемы. И в свою очередь призывает страны - члены Парижского соглашения обеспечить участие детей и молодежи в национальных и международных процессах принятия решений по климату, а также предоставить им доступ к информации и ресурсам.

    Для успешной борьбы с изменением климата важно начинать с образования. Программы по обучению детей и молодежи экологическим принципам, энергосбережению и устойчивому развитию могут воспитать граждан, готовых брать на себя ответственность за среду, в которой проживают.

    Эко- (или «зеленое») образование является очередным условием обеспечения доступа детей и молодежи к информации и знаниям, которые необходимы для понимания и устойчивого решения проблемы изменения климата. Это включает обучение подрастающего поколения науке об изменении климата, о его последствиях и способах преодоления кризиса.

    Партнерство по «зеленому» образованию (Greening Education Partnership - GEP) - глобальная инициатива, вытекающая из Саммита ООН по трансформации образования и направленная на преодоление климатического кризиса путем ускорения образования в области изменения климата. Партнерство использует комплексный подход, направленный на интеграцию образования в области изменения климата в учебные программы и систему образования в целом для решения неотложных проблем, вызванных изменениями климата. В структуру GEP входят четыре ключевых фактора: экологизация школ, учебных программ, подготовки преподавателей и потенциала образовательных систем, а также сообществ. Партнерство способствует устойчивому развитию и охране окружающей среды через сотрудничество между странами и организациями.

    В связи с вышесказанным правительство Республики Узбекистан, в частности, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Министерство дошкольного и школьного образования, Агентство по делам молодежи при Министерстве молодежной политики и спорта, ЮНИСЕФ и Международный общественный фонд Zamin объединили усилия для организации данного международного форума.

    В мероприятии приняли участие первая леди Турецкой Республики Эмине Эрдоган, супруга Президента Исламской Республики Иран Джамиле Аламолходы, первая леди Кыргызской Респуб­лики Айгуль Жапарова, представители правительства Узбекистана, ЮНИСЕФ, руководители агентств ООН, а также профильных министерств и ведомств стран Центральной Азии, международные и региональные организации, национальные институты, гражданское общество и молодые экоактивисты.

    В выступлении исполнительного директора ЮНЕП Ингер Андерсен наиболее важным был вопрос укрепления потенциала молодежи посредством непрерывного «зеленого» образования и формирования экологической культуры. «Экологическое образование имеет огромное значение: дает будущим поколениям навыки и знания, необходимые им для того, чтобы стать драйверами перемен, а не просто представителями протеста, - подчеркнула она. - Мы хотим, чтобы следующие поколения стали смелыми лидерами в правительстве, учеными и новаторами, которые мечтают о новых и лучших способах жизни в гармонии с планетой. Чтобы они стали голосами экологического сознания в промышленных корпорациях. Создавали собственный бизнес, предоставляя «зеленые» и экологически устойчивые продукты и услуги».

    Форум стал эффективной площадкой для обсуждения действий по предотвращению экологических проблем, принимаемых на разных уровнях - глобальном, региональном и национальном.

    Так, региональный директор ЮНИСЕФ по странам Европы и Центральной Азии Регина Де Доминицис отметила: «Включение вопросов изменения климата и экологического образования в школьные программы является важным шагом в повышении осведомленности детей и молодежи в обучении навыкам адаптации к меняющемуся климату».

    На форуме подписана Региональная стратегия по продвижению культуры устойчивого развития и вовлечению детей и молодежи в климатическую повестку. Документ включает рекомендации по экологическому воспитанию, в том числе:

    • внедрение в процесс непрерывного образования концепции экоскаутинга (экологического волонтера);
    • популяризацию и поощрение эковолонтерства путем награждения и учета волонтерской деятельности при поступлении в высшие учебные заведения и трудоустройстве;
    • развитие анимационной индустрии с экологическими посылами;
    • вовлечение детей школьного возраста и молодежи в деятельность органов власти и государственных структур, связанных с изменением климата, для предоставления им возможности внести вклад в совершенствование политики в этой области;
    • организацию экологических кампаний и конкурсов среди школьников и студентов для стимулирования их активного участия в решении проблемы изменения климата;
    • создание грантовых программ и субсидий со стороны государств в поддержку молодежных стартапов в области экологии;
    • внедрение «зеленых уголков» в детских садах и многое другое.

    Развивая тему экообразования, участники форума отмечали важность использования в обучающем процессе новых информационных технологий. Экоактивисты из стран Центральной Азии акцентировали внимание на обеспечении права детей на участие в разработке программ, а также в мониторинге и оценке мер, принимаемых в борьбе с изменениями климата. Участники мероприятия подчеркнули: экологическое образование должно быть инклюзивным - доступным и понятным всем.

    Вовлечение детей и молодежи в климатическую повестку не только необходимость сохранения мира, но и инвестиция. Образование, инновации, активизм и государственная поддержка - основные инструменты, которые могут помочь создать безопасное благополучное будущее, где молодежь принимает активное участие в формировании зеленой и экологически устойчивой планеты.

    Подготовила
    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates