На пути к энергетической устойчивости

    Энергетика 7 сентября 2023 1467

    В зависимости от географического положения, природных ресурсов, климатических условий и текущей деловой политики основные рычаги, обеспечивающие экономическую стабильность стран мира, различны. Например, для относительно большего числа государств движущей силой является промышленность, для других - аграрный сектор, туризм, информационные технологии. Независимо от того, какая отрасль является в них основной точкой роста, существует общий и в то же время важный фактор достижения экономического развития. Это стабильность электроэнергетики, без чего ни одно направление не сможет достичь поставленных целей.

    В настоящее время один из важных вопросов на повестке дня всех стран - стабильное электроснабжение. Из-за растущего спроса, глобальных изменений климата и ограниченности природных ресурсов усиливается глобальная гонка за переход к «зеленой» экономике. Одно за другим государства объявляют о своих целях по достижению углеродной нейтральности, то есть нулевых выбросов углерода.

    Что касается эффективного использования возможностей альтернативной энергетики, то инициативы Узбекистана в этом плане, крупные и перспективные проекты, реализуемые практически во всех регионах, заслуживают высокой оценки.

    Президент Шавкат Мирзиёев 14 июля текущего года на церемонии инаугурации заявил, что в стране будут шире внедряться принципы «зеленой» экономики и «зеленой» энергии.

    Цели Узбекистана по снижению выбросов парниковых газов (на 35 процентов) и увеличению доли возобновляемых источников энергии (на 25) к 2030 году - масштабные и стратегические. Важной правовой основой в этом плане является подписанный 9 сентября 2022 года Указ Президента «О дополнительных мерах по внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии малой мощности». Успешная реализация этого документа будет важна не только для снижения риска неблагоприятного климата для Центральной Азии, но и долгосрочного экономического роста Узбекистана, создания рабочих мест и повышения конкурентоспособности отрасли в будущем.

    Для успеха «зеленого» перехода необходимо пройти несколько важных этапов. Во-первых, бизнес и потребители должны присоединиться к «зеленому» переходу в качестве активных участников. Сильное политическое лидерство и инициатива правительства имеют важное значение для привлечения инвестиций в производство возобновляемой энергии (солнечной и ветровой). Однако ее потребление и оплата, а также снижение углеродоемкости ВВП осуществляются не только правительством. И предприятия, и потребители должны одинаково чувствовать ответственность за продвижение экологически чистого производства и потреб­ления.

    В данном направлении ведется эффективная работа. Подтверждение тому - первая ветряная турбина, установленная в городе Зарафшане. Это крупнейшая электростанция в Центральной Азии. Согласно данным, проект обеспечит электроэнергией 500 тысяч домохозяйств и сократит выбросы углекислого газа на 1,1 миллиона тонн в год. Если количество таких проектов увеличится, то выгода будет максимальной.

    Во-вторых, стоимость выбросов углекислого газа должна определяться вместе с рыночной на энергию ископаемого топлива. Нельзя достичь безуглеродного будущего, если относиться к углероду как к бесплатному товару. Вместе с тем необходимо убедить окружающих в том, что переход к «зеленой» экономике может способствовать стимулированию инклюзивного экономического роста и созданию новых рабочих мест в долгосрочной перспективе. Тогда представители бизнеса и люди будут готовы принять краткосрочные затраты.

    В-третьих, необходимо разработать инновационные экономические и социально-политические возможности, которые могут привлечь бизнес и потребителей в качестве активных участников. Технологические инновации важны и имеют решающее значение. Однако чтобы максимально повысить эффективность, их следует осуществлять вместе с экономическими и социально-политическими инновациями.

    В качестве основы для экономических и социально-политических инноваций «зеленой» экономики необходимо поощрять развитие «зеленого» рынка и бизнеса, а также поэтапно привести цену на углерод к рыночной стоимости на ископаемую энергию, не перегружая промышленность и образ жизни людей. Первой инновационной политической возможностью, которую можно опробовать, является система ценообразования на «зеленую» энергию. Например, в настоящее время «зеленое» электричество и «зеленые» билеты на поезд в Германии стоят дороже.

    Это добровольная система, которая применяется только к «зеленым» потребителям, которые хотят потреблять «зеленую» энергию и продукты. Благодаря системе ценообразования на «зеленую» энергию дополнительные платежи используются для покупки возобновляемой энергии по более высокой цене, чем ископаемая.

    Система ценообразования на «зеленую» энергию должна быть гораздо эффективнее в сочетании с инновационной социальной политикой, которая поощряет добровольное социальное движение Me First Carbon Pay, стимулируя людей, обеспокоенных климатическим кризисом, объединяться и инициировать добровольные действия, предпочитая «зеленую» цену за «зеленую» энергию и продукты. Плата за «зеленую» энергию и ее потребление, попытка снизить углеродоемкость ВВП были бы более эффективными.

    Члены исследовательской группы Центра новых климатических инноваций, созданного при Ташкентском государственном экономическом университете, сообщили, что движение Me First Carbon Pay может быть запущено впервые в Узбекистане. Я был впечатлен их страстью и энтузиазмом.

    Если «зеленый» переход был бы связан только с финансовыми средствами и современными технологиями, то вполне естественно, что Узбекистану стало бы трудно конкурировать с богатыми странами, обладающими большим количеством денег и технологий. Однако это не только деньги и технологии, но и применение инновационной экономической и социальной политики для развития «зеленого» производства и потребления. Эта инновационная политика может создать новые рынки и предприятия для экологически чистых продуктов и услуг, которые смогут конкурировать на мировом рынке. Поэтому «зеленый» переход - это не только экологическая, но и промышленная стратегия будущей конкурентоспособности, экономического роста и создания рабочих мест.

    Есть много других инновационных возможностей стать экологичными. Среди них реформа экологического налога, то есть снижение подоходного налога и увеличение налога на выбросы углерода, а также получение энергии из отходов. Например, четыре тонны отходов равны тонне нефти. Преобразование отходов в энергию может одновременно решить проблемы с их управлением, а также нехватки энергии и производства возобновляемой.

    Наш первый инновационный проект, который хотим начать с Центром новых климатических инноваций, - это превратить хлопковые поля в солнечные для производства солнечной энергии, а также экономить и управлять речной водой для пополнения Аральского моря. Солнечные поля можно использовать для получения углеродных кредитов и «зеленой» энергии, а также для движения электрических троллейбусов, которые уменьшают загрязнение воздуха в городах. Появится возможность обеспечить хлопкоробов достойной работой в качестве управляющих солнечными полями.

    Уверен, что мои планы наполнить Аральское море, увеличить производство солнечной энергии, обеспечить фермеров достойной работой и одновременно снизить загрязнение городского воздуха будут в скором времени реализованы.

    Рае Квон Чунг.
    Председатель Комитета контроля Центра новых климатических инноваций
    при Ташкентском государственном экономическом университете.