На страже защиты прав потребителей

    Одна из самых актуальных и острых тем современных рыночных отношений - защита прав потребителей. Ведь каждый день люди сталкиваются с покупкой каких-либо товаров или ycлyг. В этом направлении в Узбекистане создана законодательная база, в частности, законы Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», «Об обращениях физических и юридических лиц», «Об охране здоровья граждан», «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О метрологии» и другие.

    Кроме того, образовано Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан согласно Указу Президента «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» от 11 сентября 2019 года. Документом на ведомство возложен ряд задач: разработка и практическая реализация единой государственной политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы; обеспечение доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах), их производителях, исполнителях и продавцах; анализ причин нарушений прав потребителей, выработка предложений по их устранению и предупреждению нарушений; регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и тому подобное.

    На днях в столице состоялась пресс-конференция «Интересы потребителей - главная цель реформ», где агентство отчиталось о проделанной работе в период с 2020 года по первую половину 2021-го.

    В ходе мероприятия отмечено: за истекший период потребители подали в агентство 37 036 жалоб в связи с нарушением их прав, из которых 52 процента касались сферы жилищно-коммунального обслуживания и транспорта, 21 - торговли, общественного питания и туризма, 14 - социальных и банковских услуг, а также услуг связи, 13 - рекламной деятельности. По результатам рассмотрения обращений восстановлены права более 9,6 млн потребителей, приняты решения о возмещении причиненного им ущерба в размере 184,9 млрд сумов.

    Важно отметить, что агентством уделяется особое внимание просветительской работе с целью повышения потребительской осведомленности. В результате увеличивается число обращений граждан с просьбой защитить их интересы и права. Так, если за 2020 год поступило 21,4 тысячи жалоб, выявлено 54,7 млрд сумов ущерба, 4 млн граждан восстановили свои права, то за первые шесть месяцев 2021-го уровень обращений составил 15,6 тысячи, восстановлено 5,7 млн прав потребителей и выявлено 130,3 млрд сумов ущерба.

    Агентством также проводится большая работа по регулированию рекламной деятельности. Важно отметить, что главным инструментом оценки соответствия рекламы действующим нормативно-правовым документам является Закон Республики Узбекистан «О рекламе», который состоит из 30 статей. Кроме того, в целях регулирования общих вопросов размещения объектов (конструкций) внешней рекламы, в том числе их установления на внешней части зданий, а также определения типа, внешнего вида, дизайнерского решения и размеров устанавливаемых объектов с учетом социальных особенностей и историко-культурных ценностей городов и территорий принято постановление Кабинета Министров «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020 года.

    Так, за пройденный период более 34 тысяч объектов наружной рекламы проверено на предмет соответствия требованиям, в 16 948 случаях выявлены недостатки, приняты меры по их устранению. Кроме того, по 306 проектам рекламных эскизов даны заключения согласно требованиям законода­тельства.

    Агентством в целях выявления продажи некачественной продукции на внут­реннем рынке проведены контрольная закупка и экспертиза муки, формового хлеба, сахара, бутилированной питьевой воды, сгущенного молока, колбасных изделий, сливочного и хлопкового масел, мясных консервов, сыров, жиропродуктов, томатного кетчупа, арматуры, цемента, угля и не только. Так, по результатам экспертизы 35 торговых наименований продукции не соответствовали требованиям нормативно-технической документации, по 10 из них Агентством «Узстандарт» аннулирован сертификат соответствия.

    В целях оценки воздействия нормативно-правовых актов на потребителей проведена инвентаризация 86 действующих и даны заключения по 32 проектам документов. Также агентством разработано 13 проектов, в том числе 6 новых. Среди них - о дополнениях и изменениях к Закону «О защите прав потребителей» и новой редакции Закона «О рекламе», проекты нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную закупку и экспертизу товаров, осуществление мер по порядку «тайного покупателя фармацевтической продукции», а также по оценке воздействия нормативных документов на потребителей.

    Кроме того, в целях повышения потребительской культуры и правовых знаний населения и предпринимателей было организовано 583 мероприятия, в которых приняли участие более 45 тысяч человек, а в СМИ размещено 5904 материала и правовой информации на разные темы. В апреле 2021 года была проведена масштабная просветительская работа, посвященная 25-летию принятия Закона Республики Узбекистан «О защите прав потребителей». В частности, в 58 образовательных учреждениях страны состоялись встречи с молодыми людьми на тему «Права потребителей под защитой государства».

    Здесь важно подчеркнуть, что агентство с первых дней создания рассматривает обращения граждан о завышении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, запрашивает у аптек и оптовых компаний сведения, необходимые для выявления превышения предельно допустимых торговых надбавок (15 процентов - для оптовых компаний и 20 - для аптек).

    Так, в 2020 году 8625 аптекам выданы пояснительные и официальные предупредительные письма о строгом соблюдении торговых норм и правил, недопустимости создания искусственного дефицита лекарственных средств, юридических последствиях несоблюдения законов и лицензионных требований.

    Мониторинг проводился в 5034 аптеках. На основании предоставленной информации и обращений граждан проведена проверка 190 аптек, 74 проверены в порядке уведомления компетентного органа. Так, в 55 случаях установлено завышение розничных цен, в 23 - выявлена продажа неоприходованных препаратов или с истекшим сроком годности, в 84 - реализация лекарственных средств без рецепта, нелицензионная деятельность и другие недостатки, в 56 ғ составлены документы и направлены в специальный орган за грубое нарушение условий лицензии. В результате выявлено, что лекарственные препараты реализованы потребителям по завышенным ценам на 21 млн сумов.

    В 2021 году меры по контролю и профилактике проводились не в начале года, а в июне-августе. В частности, по состоянию на 20 августа предупредительные письма были разосланы 5878 аптекам, проведен мониторинг 1646 аптек, в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан поступило 29 жалоб о повышении цен на лекарства, а в СМИ выпущено 15 специальных сообщений о проводимой работе.

    Также агентством разработан социальный проект - Telegram-бот @dorinarx_bot, который предоставляет потребителям информацию о максимальной розничной цене на лекарства. Посредством данного бота введен публичный механизм для обеспечения соблюдения установленных правил регулирования цен на лекарства.

    В целом агентство активно взаимодействует с потребителями в решении проблем. Граждане могут подать жалобу по короткому номеру 1159, через веб-сайт consumer.gov.uz или другие официальные мессенджеры ведомства.

    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    Фото Музаффара Абдуллаева.