На тонких струнах домбры

    Несмотря на возраст, учащийся второго класса детской школы музыки и искусства № 13 Кызылтепинского района Асилбек Одилов широко известен в непрофессиональных музыкальных кругах благодаря таланту. Юное дарование всего год обучается исполнительскому пению, но уже проявил музыкальные способности и успешно выступает, занимая первые места в республиканских смотрах и конкурсах, таких как «Асл санъатни жонли ижрода намойиш этамиз», имени Мухиддина Кары-Якубова среди воспитанников музыкальных школ и школ искусства.

    Фото из личного архива М. Калбаева.

    В кызылтепинской школе преподавание по направлению искусства бахши организовали в 2020 учебном году, приняв в первый класс двух учеников. В этом году - еще четверых, в том числе двух девочек. Уникальный жанр народного творчества на основе «устоз - шогирд» подрастающему поколению преподает Шукрулло Ибрагимов.

    В созданной при отделе культуры Хатыр­чинского района секции народных сказителей наряду с возрождением школы бахши и традиций наставничества будут стимулировать творческую и научную деятельность местных фольклористов. На первом после почти шестилетнего перерыва с момента проведения в Навоийской области фестиваля «Нурли наволар» с участием фольклорно-этнографических коллективов, а также бахши, акынов и сказителей со всей республики, импровизированном творческом концерте у памятника признанному местному мастеру народного сказания Мухаммадкулу Джанмурад оглы Пулкану (Пулкан шоир), что в сходе граждан махалли «Олтинсой» Хатырчинского района, представили свои таланты его последователи. Исполнялись известные дастаны и произведения на стихи поэта-сказителя.

    Движение по созданию фольклорных классов в детских школах музыки и искусства республики началось после исторического выступления главы государства на первом Международном фестивале искусства бахши в Термезе весной 2019 года. Мероприятие проводилось по инициативе Президента нашей республики, который с высокой фестивальной трибуны призвал защитить фольклор от забвения, иначе история не простит.

    А ведь роль бахши в культуре народов Центральноазиатского региона оценивается как очень большая. Народные сказители не только пели на праздниках, развлекая население, но и являлись хранителями народной музыкальной и фольклорной традиции, распространяли классические произведения.

    С незапамятных времен между исполнителями из разных селений проходили жаркие состязания в пении дастанов. Жители кишлаков и аулов собирались в круг, стараясь выбрать место поближе к любимому исполнителю. Каждый бахши, акын и жиров был знаменит своей, особой версией и манерой исполнения.

    Единым для навоийского региона, как утверждают источники, является гортанное пение под аккомпанемент домбры. Более того, утверждается, что одна из школ бахши была сконцентрирована на территории нынешней Навоийской области, в кишлаке Курган Нуратинского района. Благодаря кропотливой работе отечественных фольклористов установлены имена выдающихся представителей курганской народной поэтической школы, слава о которых распространилась далеко за пределы отечества и привлекла немало последователей. Один из них - Пулкан шоир.

    В эпоху глобализации коммерциализированная массовая культура стала помехой духовному развитию общества. Фольклор и его важная составляющая - искусство бахши - являются источником всех созданных человечеством сокровищ духовности, поскольку отражают национальную самобытность разных народов, их язык, образ жизни, обычаи и традиции и передаются из поколения в поколение, не теряя своей огромной ценности и значения.

    Чтобы возродить ослабевающие внимание и интерес к колыбельной песне человечества, в мае 2019 года руководитель страны подписал постановление «О мерах по дальнейшему развитию искусства бахши». Цели - развитие уникального направления народного творчества, которое в 2010 году было включено в Список памятников нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, повышение его роли и значения в национальной культуре и искусстве, укрепление в молодом поколении чувства национального самосознания. Одной из мер развития наметили создание при центрах культуры, детских школах музыки и искусства и других образовательных учреждениях секций по искусству бахши.

    Поддержка и обеспечение еще более благо­приятных условий для творческой деятельности бахши, содействие в их активном участии в праздничных и культурных мероприятиях осуществляются в Канимехском районе области.

    Есенгали Казакбаев из схода граждан аула «Сарибель» Канимехского района с детства увлекается народным исполнением. Его становление как жирова проходило в стенах местного Дома культуры. Выпускник Навоийского профессионального колледжа культуры и искусства (ныне - Навоийская специализированная школа культуры) по направлению режиссура массовых мероприятий Есенгали сегодня музыкальный руководитель ансамбля песни и танца «Сарибел сазы» и продолжает выступать в качестве исполнителя фольклора, включив в свой песенный репертуар произведения популярных местных бахши «Дост», «Бийик таулар», «Карындасым», «Бул жалган кайтыб келмейди», «Патша мен ажал».

    Мукагали Маралов ненамного старше земляка Е. Казакбаева. И тоже с детства полюбил восточные мелодии с характерным звучанием, положенные на поэзию о любви и приключениях, с моральными наставлениями, отражением жизни и исторического прошлого народа. В исполнительской манере молодого сказителя, который руководит секцией по искусству бахши при детской школе музыки и искусства № 4 Канимехского района, отчетливо слышится музыкальная стилистика жанра местного фольклора.

    Балкен Ермаханов и Талгат Абдурахманов из аула «Бузаубай», Касимбек Кожанбаев из СГА «Узункудук» и Аристан Жусипов из СГА «Алтинтау» - яркие представители школы сказителей дастанов Учкудукского района. Они унаследовали певческие традиции классического искусства знаменитых бахши и сказителей Батыр­бая жирова и Балки Базар жирова, внесших огромный вклад в развитие местного фольклора.

    Молодое поколение жителей степного района области выбирает направление терма, которое является основным музыкально-поэтическим жанром в дастане и сопровождается собственной игрой на домбре. Самозабвенность и искренность неординарного пения позаимствовали у наставников Ербол Жумабеков, Таниберген Акинов, Касимбек Кожанбаев, Торебек Менглибаев.

    Максат Калбаев из схода граждан аула «Жирик» - один из трех жировов Тамдынского района, хранителей легенд и преданий. Национальный инструмент, один из главных символов музыкальной культуры народа - домбру - впервые взял в руки ребенком. С древних времен домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии рассказывая историю народа, его традиции и незыблемые ценности. А искусство игры на этом инструменте бережно передавалось от отца к сыну.

    Об этом выпускник Зарафшанского академического лицея по направлению зарубежная филология Максат Калбаев станет рассказывать на кружковых занятиях в родной общеобразовательной школе № 13, где преподавал в началке иностранный язык, параллельно организовав музыкальный кружок «Укили домбра». А затем на уроках музыки - как преподаватель школьной дисциплины, одинаково искусно владеющий игрой на гитаре, баяне и аккор­деоне.

    Вместе с коллегами по цеху последние девять лет Максат Калбаев пропагандирует искусство народного песнопения среди молодежи степного района Навоийской области. Обучил сорок учащихся игре на домбре. Дети настолько полюбили игру на нейлоновых струнах, что их родители не жалели никаких средств и по специальному заказу из Каракалпакстана приобретали инструмент.

    Все эти годы Максат возил своих подопечных с программными номерами на всевозможные творческие конкурсы, включая популярный среди детей и подростков фестиваль «Камалак юлдузлари», на которых молодые виртуозы из самого отдаленного региона были в числе призеров. С 2016 года проводится внутрирайонный ежегодный конкурс фольклорного искусства. Его цель - раскрыть и поощрить юные таланты, содействовать развитию и сохранению этнической культуры, традиций. Сейчас, как и десять лет назад, много желающих научиться играть на домбре, на которой можно исполнить все - от классической музыки до современных хитов. Воспитанники Калбаева и здесь становились лучшими, демонстрируя исполнительское мастерство.

    К слову, высокое звание жирова Калбаев получил после участия в составе делегации Навоийской области на проходившем в Сурхандарьинской области первом Международном фестивале искусства бахши весной в 2019 году.

    Обычный учитель из малокомплектной сельской школы попал в поле зрения, когда вместе со своими воспитанниками выступал на мероприятии, где присутствовали представители Администрации Президента. Молодой жиров, который все эти годы прививает сельской детворе любовь к народным истокам и традициям, Указом главы государства награжден медалью «Шухрат» в связи с 29-й годовщиной независимости нашей Родины.

    Дилфуза Гулямова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates